Решим задачу за 30 минут!
Опубликуй вопрос и получи ответ со скидкой 20% по промокоду helpstat20
Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Введение

В настоящее время в мире происходит огромное количество изменений, что в первую очередь связано с ускорением экономического роста и устранением бюрократических барьеров между государствами. Данные изменения были бы невозможны без применения интернет-технологий, с которыми связана организация прозрачности таможенных процедур (с использованием систем электронного документооборота), поскольку это приводит к упрощенной системе информационного взаимодействия, как с субъектами внешнеэкономической деятельности, так и между государственными органами. Особенно актуальным применение систем электронного декларирования в России стало в связи с образованием Таможенного союза и вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию, которая требует от государств – участников единых схем унификации и стандартизации таможенных процедур.

В данных условиях организация процесса электронного декларирования является инструментом для интеграции России в мировое сообщество, в первую очередь во Всемирную торговую организацию, поскольку:

· позволяет минимизировать время проверки электронных таможенных деклараций. Экономический эффект от применения электронной формы декларирования проявляется, прежде всего, в минимизации временных и финансовых издержек, связанных с простоем транспортных средств при экспорте, погрузо-разгрузочными работами на складах временного хранения и нахождением товаров на временном хранении при импорте;

· упрощает взаимодействие в режиме on-line между декларантом и таможенным инспектором посредством обмена авторизованными электронными сообщениями;

· дает возможность отслеживать в режиме реального времени все этапы таможенного оформления, вплоть до конкретных действий представителя таможенного органа и участника внешнеэкономической деятельности;

· обеспечивает оперативность и прозрачность процессов таможенного оформления, а также позволяет экономить на транспортных, командировочных и прочих расходах, обусловленных при бумажном декларировании удаленностью участника внешнеэкономической деятельности от места таможенного оформления;

· позволяет значительно упростить и оптимизировать документооборот путем сокращения использования бумажных носителей.

Правовое регулирование отношений в этой области развивается параллельно созданию прогрессивных информационных технологий. Нормативные документы в данной области созданы на различных уровнях законодательной системы: от Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1999 года) до приказов Федеральной таможенной службы по данному вопросу.

Исходя из всего этого, я считаю, что выбранная мною тема является актуальной.

В учебном пособии Малышенко Ю.В. «Таможенное декларирование и предварительное информирование в электронной форме» подробно раскрываются различные аспекты таможенного декларирования в электронной форме: правовые, программно-технические, технологические. Также рассматриваются технологии и средства, используемые как участниками ВЭД, так и таможенной службой.

В.А. Шамахова и Ю.А. Кожанкова во втором издании своего учебника «Таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС» предлагают изучить основы таможенного законодательства Таможенного союза, в т.ч. в области декларирования, особенности таможенных правоотношений, классификацию и статус участников указанных правоотношений.

Учебное пособие «Правовое регулирование электронного декларирования товаров» Антохиной Ю.А. дает экскурс в историю развития электронного декларирования товаров в РФ с 2002 по 2011 годы, а также кратко описывает перспективы развития таможенной службы до 2020 года согласно Стратегии.

Таким образом, объектом моего исследования является система электронного декларирования, предметом исследования – нормативно-правовая база в данной сфере.

Целью данной работы является исследование развития института декларирования, изучение нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы таможенного декларирования.

Исходя из намеченной цели, определены следующие задачи:

· Провести анализ действующего законодательства в сфере таможенного декларирования, а также его изменение;

· Изучить основные понятия, связанные с данной темой;

· Рассмотреть сущность таможенного декларирования, в т.ч. в электронной форме.

В моей работе были использованы в основном теоретические методы научного исследования, такие как изучение литературы и теоретический анализ.

декларирование торговый таможенный электронный

1. Анализ основных понятий

Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным Кодексом Таможенного Союза (далее – ТК ТС).

Согласно пп. 27 п. 1 статьи 4 ТК ТС, таможенное декларирование представляет собой заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Декларирование товаров обычно осуществляется путем подачи в таможенный орган таможенной декларации и некоторых дополнительных документов.

Нормами Таможенного Кодекса установлено, что таможенное декларирование производится декларантом или таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств – членов ТС регистрировать таможенные декларации. Декларантом считается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого товары декларируются. В большинстве случаев в качестве декларанта выступает лицо государства-члена ТС, которое заключило внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена, либо лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами – при отсутствии внешнеэкономической сделки.

Декларантами могут быть:

1) лицо государства – члена таможенного союза:

· заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;

· имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами – при отсутствии внешнеэкономической сделки;

2) иностранные лица:

· физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;

· дипломатические представительства, консульские учреждения, иные официальные представительства иностранных государств, международные организации, персонал этих представительств, учреждений и организаций, а также отдельные категории иностранных лиц, пользующиеся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами;

· организация, имеющая представительство, созданное на территории государства – члена таможенного союза в установленном порядке, – при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

· лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства – члена таможенного союза;

3) для заявления таможенной процедуры таможенного транзита – лица, указанные выше, а также:

· перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;

· экспедитор, если он является лицом государства – члена таможенного союза.

В статьях 187, 188 ТК ТС перечисляются права и обязанности декларанта.

Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов ТС за неисполнение обязанностей, установленных статьей 188 Таможенного Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.

Как правило, декларирование производится:

· при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу;

· при изменении таможенной процедуры;

· в отношении образовавшихся отходов в результате помещения под процедуры переработки товаров на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления или уничтожения иностранных товаров, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги;

· при возникновении остатков товаров, ввезенных для переработки на таможенной территории и неиспользованных в процессе производства;

· при обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза и приобретенных лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим отношения к незаконному перемещению.

Результаты декларирования товаров и транспортных средств могут быть использованы должностными лицами таможенного органа в различных целях:

ѕ правоохранительных (для борьбы с контрабандой и иными нарушениями таможенных правил)

ѕ налоговых (в качестве налоговой декларации)

ѕ для ведения внешнеторговой (таможенной) статистики

ѕ для административного регулирования внешнеэкономической деятельности (в целях осуществления квотирования, лицензирования и т.д.)

ѕ для организации иных видов государственного контроля на таможенной границе (ветеринарного, фитосанитарного, экологического, радиоактивного и т.д.)

Первостепенное значение декларирование имеет для механизма таможенно-тарифного регулирования и соблюдения таможенного законодательства. Момент возникновения обязательств по уплате таможенных пошлин и налогов связывается с регистрацией таможенной декларации должностным лицом таможенного органа. Именно поэтому вся основная информация, необходимая для расчета величины таможенных платежей и выполнения таможенных формальностей, должна быть максимально полной и достоверной.

Среди документов, представляемых в таможенный орган при декларировании товаров и транспортных средств, выделяют:

ѕ транспортные (перевозочные) документы – коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке;

ѕ коммерческие документы – счет-фактура (инвойс), спецификация, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;

ѕ таможенные документы – документы, составляемые исключительно для таможенных целей. Среди таких документов особое место занимает таможенная декларация – документ по установленной форме, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган в соответствии с ТК ТС.

В качестве таможенных может использоваться также ряд других документов, краткая характеристика которых приведена ниже.

Декларация таможенной стоимости (ДТС) – документ, который обычно прилагается к декларации на толвары (ДТ) при оформлении импортных поставок, и содержит расчет таможенной стоимости товара.

ДТС заполняется на товары, ввозимые на территорию РФ, декларируемые с использованием ДТ, за исключением некоторых случаев. Существует несколько вариантов бланков в зависимости от выбранного метода расчета таможенной стоимости. При применении метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) заполняется форма ДТС-1, иначе – ДТС-2.

Корректировка декларации на товары (КДТ) – документ, который используется в случае необходимости корректировки ранее поданной декларации. Оформляется на бланках форм КДТ1 и КДТ2.

Таможенный приходный ордер (ТПО) служит для начисления и (или) уплаты, а также для автоматизации учета: таможенных сборов за таможенное оформление; таможенных пошлин; акцизов; налога на добавленную стоимость; таможенных сборов за хранение товаров; таможенных сборов за таможенное сопровождение товаров и др.

С юридической точки зрения, таможенные документы (в первую очередь, таможенные декларации) являются основными для производства таможенных операций. Коммерческие и транспортные документы, как правило, используются таможенными органами для подтверждения сведений, представленных в таможенных документах.

Документы, прилагаемые к таможенной декларации на товары:

– документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;

– документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки – иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;

– транспортные (перевозочные) документы;

– документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;

– документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

– документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

– документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД);

– документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;

– документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов;

– документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;

– документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров;

– документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств-членов Таможенного союза;

– документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки – в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.

В некоторых случаях перечень документов может быть сокращен. В частности, сокращен перечень представляемых документов при помещении товара под процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины.

2. Виды деклараций и формы декларирования

При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенных деклараций (ст. 180 ТК ТС Таможенная декларация):

 декларация на товары – Решение КТС от 20 мая 2010 г. №257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций»; (с изм., внесенными Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.07.2014 №127)

 транзитная декларация – Решение КТС от 18 июня 2010 г. №289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации»; (в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.07.2012 №104)

 пассажирская таможенная декларация – Решение КТС от 18 июня 2010 г. №287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации»; (в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.01.2014 №7)

 декларация на транспортное средство – Решение КТС от 14 октября 2010 №422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения» (в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23.09.2014 №176).

Формы и порядок заполнения таможенной декларации едины на всей территории ТС, так как определяются решением КТС (п. 1 ст. 180 ТК ТС).

Для вышеуказанных видов деклараций существуют стандартные бумажные формы. Однако на практике применяются и некоторые другие бумажные формы, которые фактически используются в качестве деклараций. Это, например, книжка «Карнет АТА» (используется при временном ввозе / вывозе).

Декларация на товары появилась в России с апреля 1989 г. В ее основу (с точки зрения формы и состава сведений) был положен Единый административный документ (ЕАД), к тому времени уже используемый странами ЕЭС. Этот бланк получил в России название «Грузовая таможенная декларация» (ГТД). Бланк ГТД использовался также в качестве транзитной декларации.

Нынешняя декларация на товары (ДТ) действует с 2011 г. и во многом похожа на прежнюю ГТД. Одновременно был введен отдельный бланк для Транзитной декларации (ТД).

Инструкцией о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утвержденной решением КТС от 20.05.2010 №263 (в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.01.2014 №6) установлено, что в качестве декларации на товары с предоставлением письменного заявления или перечня товаров могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой.

В зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств – членов таможенного союза могут быть установлены особенности таможенного декларирования товаров, в том числе в следующих случаях (ст. 194 ТК ТС):

1) если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования;

2) при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом в течение определенного периода времени;

3) при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;

4) при перемещении товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного периода времени.

По способу осуществления процедуры различают декларирование:

ѕ предварительное (подача декларации на товары до фактического ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза)

ѕ неполное (при отсутствии у декларанта всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией по причинам, не зависящим от него, но при условии, что в декларации заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик)

ѕ периодическое (при регулярном перемещении через таможенную границу Таможенного союза одних и тех же товаров одним и тем же лицом в течение периода поставки, не превышающего 30 календарных дней)

ѕ временное периодическое (при вывозе с таможенной территории Таможенного союза товаров Таможенного союза, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения о количестве и (или) таможенной стоимости).

Форма декларирования – это способ заявления сведений о товарах и транспортных средствах и иных необходимых для таможенных целей сведений в соответствии с установленными требованиями к порядку их фиксации на носителях информации для передачи таможенному органу.

Ныне действующий Таможенный Кодекс допускает письменную или электронную формы декларирования товаров и транспортных средств, о чем говорится в п. 3 ст. 179 (Общие положения о таможенном декларировании товаров): «Таможенное декларирование товаров производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации».

До вступления в действие Кодекса Таможенного союза в российском законодательстве действовали еще две формы: устная, которая применялась в ряде случаев при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами (например, при перемещении товаров в количестве, по стоимости и весу которых не предусмотрена уплата таможенных платежей), и конклюдентная (применялась при использовании «зеленого коридора», при выборе которого предполагалось, что физическое лицо заявило об отсутствии у него товаров, подлежащих письменному декларированию).

Система электронного декларирования – это комплекс аппаратного, программного и информационно-методического обеспечения, позволяющий организовать информационное взаимодействие между подсистемами декларанта и таможенного органа для целей предоставления сведений таможенному органу и осуществления таможенных операций и таможенного контроля товаров и транспортных средств в электронной форме.

Электронное декларирование – не просто использование электронных документов для таможенного оформления и контроля. Это, в первую очередь, новые технологии с более высоким уровнем формализации и автоматизации, которой присущи следующие особенности:

· использование при представлении документов и выполнения таможенных операций исключительно электронных форм документов;

· создание единого национального центра приема и обработки деклараций и иных сведений, направляемых в таможенные органы;

· электронный обмен декларантов и иных участников ВЭД с таможенными органами;

· предварительное декларирование и информирование;

· полная автоматизация документального контроля;

· применение системы автоматической проверки рисков для оценки вероятности нарушения таможенных правил;

· возможность осуществления платежей с использованием электронной платежной системы;

· особая нормативно-правовая база.

Электронное декларирование предполагает работу с информацией в электронной (цифровой) форме и использование при информационном взаимодействии средств электронного обмена. При этом для сбора, хранения и обработки информации используются компьютерные системы. В Федеральном законе от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 21.07.14) «Об информации, информационных технологиях и защите информации» дается следующее определение: «Информационные технологии – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, представления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов». Таким образом «электронное декларирование» базируется на использовании информационных технологий.

В соответствии со ст. 180 ТК ТС подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии, если иное не установлено ТК ТС, решением Комиссии ТС, либо законодательством государств – членов ТС. Однако, согласно ст. 204 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» декларация на товары подается в электронной форме, и только правительство Российской Федерации устанавливает перечни товаров, таможенных процедур, а также случаи, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме.

При подаче пассажирской таможенной декларации, декларации на транспортное средство (до 1 сентября 2015 года в соответствии с Решением
Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15 июля 2014 года №107 «О структуре и формате электронной копии таможенной декларации на транспортное средство»), а также при использовании транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары электронная копия не требуется.

Таким образом, с 1 января 2014 года, в соответствии с частью 4 статьи 322 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», таможенное декларирование товаров в электронной форме стало обязательным, за исключением случаев, которые определены Постановлением Правительства РФ от 13.12.2013 №1154 «О перечне товаров, таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме». Оно вступило в силу 16 января 2014 года. Это означает, что с указанной даты декларант по своему выбору может осуществлять таможенное декларирование товаров в письменной форме только в отношении товаров, сведения о которых отнесены к государственной тайне, помещаемых под таможенную процедуру уничтожения в соответствии с главой 42 ТК ТС, таможенную процедуру отказа в пользу государства в соответствии с главой 43 ТК ТС или специальную таможенную процедуру в соответствии с главой 41 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Этим правом также можно будет воспользоваться в случаях таможенного декларирования товаров в соответствии с главой 44 ТК ТС «Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях»; главой 45 «Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц»; статьей 217 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» – «Дополнительные случаи декларирования товаров».

3. История появления и развития института электронного декларирования

Электронная форма декларирования стала использоваться в России относительно недавно. При этой форме декларация и другие документы направляются в таможню с помощью средств электронной почты. Для этого могут использоваться стандартные почтовые системы. Они же используются для получения ответов и сообщений из таможенного органа. Сегодня такой электронный обмен обычно осуществляется через сеть Интернет.

Особенностью отечественных программно-технических систем работы при электронной форме декларирования является использование электронной подписи для придания юридической значимости пересылаемым электронным документам и сообщениям (ст. 207 федерального закона «О таможенном регулировании в РФ).

Работа по информатизации российской таможни ведется в соответствии с рекомендациями Всемирной таможенной организации, таможенным законодательством Таможенного союза и национальным таможенным законодательством. Основные нормативные акты, обеспечивающие правовую основу для применения информационных технологий в таможенном деле, которыми руководствуется Таможенная служба России:

* Международная Конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1999);

Киотская конвенция является базовым международно-признанным актом в области таможенного дела. Можно считать, что именно в ней впервые довольно четко и системно были изложены основные принципы применения информационных технологий и электронных документов в таможенном деле.

* Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли ВТО (2005 г.);

* Таможенный кодекс Таможенного союза;

* Соглашения стран таможенного союза и Решения Комиссии таможенного союза;

* Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;

* нормативно-правовые акты законодательства РФ в области таможенного дела.

В то же время, реализация отдельных положений этих актов может базироваться на других законах, указах Президента РФ, руководящих документах других ведомств и др. К числу таких норм, например, можно отнести федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и «Об электронной подписи», указ Президента РФ №351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности РФ при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена», руководящие документы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) и др.

Первоначально декларирование осуществлялось в письменной форме, когда декларация и другие документы приносились в таможню в виде бумажных документов.

Но использование компьютера сделало возможным создание мощных баз данных и различных аналитических систем анализа данных. Первая система электронного декларирования появилась в начале 90-х годов прошлого столетия. Она была разработана в рамках программы автоматизации деятельности таможенной службы США и получила название (ACS) – Автоматизированная коммерческая система. Именно в ходе создания этой системы таможенные органы стали использовать систему рисков. Электронная форма декларирования стала активно развиваться в США, а затем в Японии. Европейские страны также работали в этом направлении. Но важнейшим фактором в плане совершенствования нового подхода в таможенной сфере стало развитие WEB-технологий.

Что касается России, то переход на систему электронного декларирования (далее – ЭД) был обусловлен стабильным ростом объема внешнеэкономических операций, а значит, и потока документации через таможенные органы. При этом таможенная служба была обязана обеспечить оперативное оформление товаров. А поскольку увеличивать количество сотрудников невыгодно, то единственным выходом стал переход на электронный документооборот.

К тому же пример соседствующих европейских стран, имеющих многолетний опыт применения ЭД, и возможность сотрудничать с ними в этом направлении давно подтвердили необходимость и неизбежность освоения новой технологии.

Внедрение электронного таможенного декларирования в РФ шло поэтапно. Первым законодательным шагом в области ЭД можно считать принятие Федерального закона от 10.01.2002 №1-ФЗ (ред. от 08.11.2007) «Об электронной цифровой подписи». С этого момента электронная подпись фактически приравнялась к собственноручной, а значит, открылась возможность для передачи таможенных деклараций, подписанных ЭЦП.

Первая в России электронная грузовая таможенная декларация (ЭГТД) была выпущена 25 ноября 2002 года по технологии ЭД-1 на таможенном посту «Каширский» Московской южной таможни ЦТУ. На начальном этапе это был эксперимент. Каширский таможенный пост совместно с таможенным брокером и СВХ начал проработку технических и методических условий для разработки и внедрения перспективных таможенных технологий и соответствующего программного обеспечения. В июле 2004 г., на Чертановском таможенном посту в Москве начала действовать автоматизированная система электронного декларирования. В 2006 году по решению Коллегии ФТС России на Каширском таможенном посту был создан отдел внедрения перспективных информационных таможенных технологий. Именно здесь производились отработка и опытное тестирование новых информационных таможенных технологий; проведение комплексных стендовых испытаний, апробация новых программных средств и их обновлений непосредственно при осуществлении таможенных процедур для их последующего внедрения в таможенных органах Российской Федерации.

ЭД-1 предполагала подключение декларанта к информационной системе таможенных органов через выделенный канал телефонной сети и установку средств информационной безопасности. Кроме того, декларант должен был приобрести и использовать для подготовки документов и формирования пакета для отправки в таможню программный комплекс «ЭДТ и ТС». С помощью него можно было читать и создавать электронную цифровую подпись, получать от таможенного органа сообщение о ходе проверки декларации.

Поскольку участнику ВЭД приходилось нести существенные финансовые затраты, то объемы поданных в электронной форме деклараций были незначительны. К 2008 году на них приходилось не более 9% от общего количества деклараций.

В 2004 году после вступления в силу второго Таможенного кодекса РФ электронное декларирование начало активно обсуждаться и продвигаться со стороны руководителей таможенной службы. И постепенно идея использования ЭД завладела умами наиболее крупных участников ВЭД, а также передовых разработчиков программного обеспечения для таможни. Тогда же был издан Приказ Государственного таможенного комитета России от 30.03.2004 №395 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме», что способствовало развитию системы ЭД. Далее 24.05.2007 г. ФТС России издала Приказ №646 «Об утверждении Порядка включения таможенных органов в Перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования», которым был определен перечень таможенных органов, имеющих возможности для получения от участников ВЭД таможенных деклараций в электронной форме.

Когда вышел Приказ ФТС России №52 от 24.01.2008 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет», открылась реальная техническая возможность работы по новой, наиболее удобной и эффективной схеме декларирования, которая получила название ЭД-2. Это позволило подавать декларации из любой точки, где возможно подключение к сети Интернет. Приказ разрешил использование открытой сети Интернет при передаче данных в ведомственную сеть таможни, а также установил требования, которые необходимо выполнить при подключении декларанта к таможенной сети, исходя из условий безопасности. Согласно этим требованиям, абоненты могли теперь подключаться к сети ФТС не только через собственный узел доступа, но и использовать для этой цели готовые узлы. Владельцы таких узлов впоследствии стали называться информационными операторами (организация, обеспечивающая обмен электронными документами между декларантами и таможней; деятельность информационного оператора требует полномочий со стороны ЦИТТУ Федеральной таможенной службы РФ).

Но глобальное внедрение новой технологии в системе ФТС России началось только в октябре 2010 г., когда все таможенные посты, имевшие право принимать декларации на товары, могли принимать их в электронной форме по сети Интернет.

В 2010 году в связи с образованием Таможенного союза появилась необходимость законодательного закрепления технологии электронного декларирования на уровне государств – членов Таможенного союза, и 08.12.2010 Комиссией Таможенного союза было принято Решение №494 «Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа». Данное Решение послужило следующей ступенью в развитии системы электронного декларирования, как на территории России, так и в пределах всего ТС.

Необходимо отметить, что в 2013 году в общем декларационном массиве электронное декларирование превышало 98%. Письменная форма уже на 201Зг. стала архаичной особенностью, поскольку данный год стал последним годом, когда таможенное декларирование могло осуществляться в письменной форме.

С этого момента в России электронное декларирование осуществляется только на основе информационных технологий взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов с использованием информационно-коммуникационной сети Интернет, за исключением случаев, установленных Правительством РФ. Для таможенного декларирования в электронной форме используется электронная подпись, которую заинтересованное лицо может получить как непосредственно в ФТС России, так и в любом удостоверяющем центре таможенных органов.

Важной составляющей перехода на обязательное электронное декларирование стала реализация в 2012 году ФТС России возможности подачи электронной ДТ через Интернет посредством информационного портала электронного представления сведений, который был создан на основе современных технологий. Он позволил исключить необходимость применения участником ВЭД специализированного программного обеспечения и предоставил доступ к данной технологии всем категориям заинтересованных лиц.

ФТС также разработала и внедрила в таможенных органах автоматизированную систему формирования, ведения и использования базы данных разрешительных документов. Чтобы декларантам не приходилось представлять разрешительные документы, содержащиеся в базах данных госорганов, ФТС России организует электронное межведомственное взаимодействие. Кроме того, служба организует электронное межведомственное взаимодействие с государственными органами в целях получения сведений из выданных ими разрешительных документов, чтобы у декларантов не было необходимости представлять их на бумажных носителях. Технологической и юридической основой для осуществления электронного межведомственного взаимодействия являются технологические карты межведомственного взаимодействия (ТКМВ).

Развитие электронного декларирования в сочетании с внедрением таможенных технологий, которые базируются на электронном документообороте, позволило создать центры электронного декларирования (ЦЭД).

ЦЭД – специализированные таможенные посты, компетенция которых ограничена совершением таможенных операций по декларированию товаров исключительно в электронной форме. В системе таможенных органов на данный момент функционируют 28 ЦЭД, расположенных во всех федеральных округах.

Работа ЦЭД основана на применении удаленного выпуска – технологии таможенного декларирования, при которой декларация на товар подается во внутренний таможенный орган, а фактический контроль осуществляется на приграничной таможне. С помощью удаленного выпуска участники ВЭД могут подавать декларацию в ЦЭД, но при этом груз, фактически находящийся уже на границе, может быть выпущен в свободное обращение. В основе технологии удаленного выпуска товаров находится принцип разделения таможенного декларирования на два вида контроля: документальный и фактический, которые должны осуществлять разные таможенные органы. Сотрудник внутреннего таможенного органа (ЦЭД), куда подается декларация на товары, должен обработать документы и сведения, которые предоставлены в электронном виде. В это же время сотрудник приграничного таможенного органа непосредственно должен выполнить контроль транспортных средств, товаросопроводительных документов и, если потребуется, то и самих товаров.

Список использованных источников и литературы

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 года №17)

2. Решение Комиссии Таможенного Союза ЕврАзЭС от 20.05.2010 г. №263 «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары»

3. Решение Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 №494 «Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа»

4. Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

5. Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

6. Федеральный закон от 10.01.2002 №1-ФЗ (ред. от 08.11.2007) «Об электронной цифровой подписи»

7. Федеральный закон от 06.04.2011 №63-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об электронной подписи»

8. Федеральный закон от 28.12.2010 №394-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации»

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.12.2013 г. №1154 «О перечне товаров, таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме»

10. Приказ Федеральной таможенной службы от 24 мая 2007 г. №646 «Об утверждении Порядка включения таможенных органов в Перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования»

11. Приказ Федеральной таможенной службы от 24.01.2008 г. №52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет»

12. Приказ ГТК России от 30 марта 2004 г. №395 «Об утверждении инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме».

13. Мрачковских С.Ю. Основные аспекты таможенного менеджмента и декларирования товаров. Учебное пособие. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2012. – 320 с.

14. Соболева Ю.П., Семенова Е.Е. Таможенное дело и декларирование внешнеторговых грузов: учебное пособие. – Орел: Издателдьство ОрелГИЭТ, 2013. – 192 с.

15. Антохина Ю.А., Боер В.М., Корнилова С.В. Правовое регулирование электронного декларирования товаров: учебное пособие. – СПб.: ГУАП, 2011. – 68 с.

16. Таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС: учебник. 2 изд. / под общ. ред. В.А. Шамахова, Ю.А. Кожанкова. – СПб.: Изд-во СЗИУ РАНХиГС, 2013. – 628 с.

17. Малышенко Ю.В. Таможенное декларирование и предварительное информирование в электронной форме: учеб. пособие. – Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2012. – 240 с.

18. Малышенко, Ю.В. Правовые основы, принципы и схемы электронного декларирования: монография. – Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2012. – 234 с.

19. Журнал «Таможенное дело» №2, 2014. Издательская группа «Юрист».

20. Антохина Ю.А., Боер В.М., Корнилова С.В. Правовое регулирвоание электронного декларирования товаров: учеб. пособие. – СПб.: ГУАП, 2011. – 68 с.

21. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. http://customs.ru

22. Сайт ЦЭДЫ.РФ. Актуальная информация о действующих Центрах Электронного Декларирования в регионах Российской Федерации.

5.0
roll9
Интересуюсь различными областями знаний, хорошо разбираюсь в русском языке, экономике, теории вероятностей, аналитической геометрии, метрологии,статистике, маркетинге, логистике, журналистике.