Решим задачу за 30 минут!
Опубликуй вопрос и получи ответ со скидкой 20% по промокоду helpstat20
Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Тарифы и сборы на железнодорожном транспорте

1. Определение тарифов и их классификация

железнодорожный сбор плата груз

Железнодорожные грузовые тарифы – это система цен, включающая утвержденные в установленном порядке платы, взимаемые за перевозки грузов и услуги инфраструктуры.

Сбор – это не включенная в тариф ставка оплаты дополнительных операций [1, ст. 2].

В соответствии с Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в РФ» тарифы и сборы, относящиеся к сфере естественных монополий, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» на основе себестоимости и уровня рентабельности. Тарифы должны обеспечивать безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей железнодорожного транспорта.

Тарифы могут устанавливаться на договорной основе. В этом случае они контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках [1, ст. 8].

В целях реализации этого положения в части тарифного регулирования грузовых перевозок Правительство РФ приняло Постановление об утверждении Положения об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. Данным документом устанавливаются принципы государственного тарифного регулирования, определяется компетенция федеральных органов исполнительной власти, принимающих решения по установлению (изменению) уровня тарифов, а также вводятся единые принципы формирования и применения тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом.

Органом осуществления формирования государственной политики в области регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, является комиссия Правительства РФ по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте. На основании ее решения Федеральная энергетическая комиссия России, получившая полномочия по регулированию тарифов субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте, осуществляет государственное регулирование путем издания соответствующих актов, регистрируемых в Министерстве юстиции РФ.

Принципами государственного регулирования тарифов являются:

1) соответствие системы построения тарифов рыночным условиям хозяйствования (переход по мере развития рыночных отношений и конкуренции от тарифов на перевозки, регулируемых государством, к договорным);

2) применение на всей территории РФ единой структуры и системы построения тарифов, обеспечивающих возмещение экономически обоснованных затрат и получение прибыли;

3) распределение эксплуатационных расходов по видам перевозок;

4) обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам железнодорожного транспорта, в том числе к его инфраструктуре;

5) установление для всех грузоотправителей (грузополучателей) единых правил тарификации особых условий железнодорожных перевозок;

6) обеспечение гласности принятия решений по вопросам регулирования тарифов, в том числе установления их уровня, изменения этих тарифов и правил применения;

7) ведение раздельного учета затрат в естественно-монопольном и потенциально конкурентном секторах транспортных услуг;

8) ограничение перекрестного субсидирования одних видов перевозок за счет других [6].

Сведения об изменениях тарифов и сборов на перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования, публикуются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта не позднее чем за десять дней до введения в действие таких изменений.

Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами, определяются по Прейскуранту №10-01 (Тарифное руководство №1) [5].

Плата за перевозки грузов по Российским железным дорогам (РЖД) исчисляется в прямом железнодорожном сообщении за расстояние от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения [5, п. 1.4.1].

Плата определяется:

· за расстояние по кратчайшему направлению, если грузы перевозятся грузовой и большой скоростью;

· действительное пройденное расстояние при перевозке грузов негабаритных и на транспортерах;

· суммарное расстояние перевозки по РЖД при перевозке грузов с участием Калининградской железной дороги;

· расстояние перевозки с учетом обхода железнодорожных узлов для ряда опасных грузов и остальных грузов с учетом обхода малодеятельных и скоростных линий [5, п. 2.1.1].

Тарифы зависят:

– от вида отправки (повагонная, групповая, маршрутная, контейнерная, мелкая или сборная повагонная);

– типа и принадлежности вагона, контейнера, локомотива;

– скорости перевозки (грузовая, большая, пассажирская);

– свойств груза (наливные, опасные, скоропортящиеся, негабаритные, автомобили, домашние вещи и др.);

– расстояния перевозки;

– массы груза [11].

Тарифы подразделяются на следующие виды:

1. В зависимости от сферы распространения:

общие – применяются к перевозкам грузов в прямом железнодорожном сообщении по территории РФ. Это основной (базовый) вид тарифов;

исключительные – установленные на перевозки отдельных грузов, связанные с особыми условиями их перевозок, на определенных направлениях или расстояниях, а также в некоторые периоды времени. Они бывают пониженные (поощрительные) и повышенные (запретительные).
Пониженные тарифы применяются при перевозке грузов принадлежащих определенным организациям или грузоотправителям для определенных целей (например, железная дорога везет щебень для своих нужд и т.д.);

договорныеустанавливаются на договорной основе по соглашению сторон;

для международных перевозок устанавливаются в соответствии с международными договорами РФ;

местные – устанавливаются в пределах одной инфраструктуры.

2. По виду отправок:

повагонные – взыскиваются с вагона в зависимости от массы груза при перевозке грузов в универсальных и специализированных вагонах. Тариф зависит от принадлежности вагона;

потонные – установленные в виде платы за 1 тонну груза, перевозимого наливом в цистернах (нефть и нефтепродукты, кислоты, углеводороды, спирт и др.);

для мелких отправок – за перевозку грузов мелкими отправками в сборных вагонах в зависимости от массы отправки;

для контейнеров – за перевозку грузов в контейнерах в зависимости от их длины и массы брутто, а также принадлежности контейнера. Тариф не зависит от рода груза;

на рельсовый подвижной состав, перевозимый как груз на своих осях. Плата взыскивается за пробег каждой оси.

В зависимости от скорости доставки:

грузовой;

большой – плата в 1,5 раза больше, чем грузовой скоростью;

пассажирской – плата исчисляется за перевозку грузов в грузовых, багажных и почтово-багажных вагонах, прицепляемых к пассажирским или почтово-багажным поездам.

4. По форме построения:

табличные, выраженные в виде готовых плат с вагона, контейнера или тонны за все расстояние перевозки;

схемные – плата определяется путем умножения ставки за 1 т-км, 1 ваг-км, 1 осе-км на расстояние перевозки.

Тарифы включают:

– платы за пробег груженых и порожних вагонов, локомотивов и другого передвижного оборудования на железнодорожном ходу общего парка, а также собственных (арендованных) вагонов с локомотивом РЖД;

– платы за пользование инфраструктурой РЖД при пробеге поездных формирований, состоящих из собственных (арендованных) локомотивов и вагонов;

– платы за пользование инфраструктурой РЖД при пробеге своим ходом отдельных собственных (арендованных) локомотивов;

– платы за пробег груженых и порожних вагонов, локомотивов и другого передвижного оборудования на железнодорожном ходу общего парка с собственным (арендованным) локомотивом;

– другие платы и сборы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые РЖД [6, п. 1.6].

Тарифы построены на двухставочной основе: за начально-конечные и движенческие операции [3].

В тарифы по начально-конечным операциям входят следующие виды работ и услуг:

– уведомление о прибытии груза и о подаче груженых или порожних вагонов на железнодорожные пути необщего пользования или к фронтам погрузки (выгрузки) на местах общего пользования;

– текущий ремонт порожних вагонов общего парка при подготовке их под погрузку;

– техническое обслуживание на железнодорожных станциях грузовых вагонов общего парка или собственных (арендованных) вагонов;

– техническое обслуживание и текущий ремонт контейнеров общего парка;

– осмотр вагонов общего парка в техническом и коммерческом отношении для подачи грузоотправителям под определенные грузы;

– подготовка под налив цистерн, бункерных полувагонов общего парка;

– подгруппировка вагонов для подачи под погрузку (выгрузку) определенным грузоотправителям (грузополучателям) и подготовка их к подаче;

– прием к отправлению (включая проверку правильности погрузки и крепления грузов на открытом подвижном составе) и выдача грузов, а также оформление перевозочных документов железнодорожной станцией;

– выполнение приемо-сдаточных операций (осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении);

– маневровая работа по расформированию поездов различных категорий (маршрутных, передаточных, вывозных, сборных), прибывших на железнодорожные станции погрузки (выгрузки), по предназначению вагонов и грузов, а также по формированию на железнодорожные станции отправления поездов различных категорий;

– маневровая работа по подаче (уборке) порожних и груженых вагонов на (с) выставочные (приемо-сдаточные) пути, принадлежащие РЖД и расположенные в пределах железнодорожной станции;

– маневровая работа по подаче (уборке) порожних и груженых вагонов в места общего пользования железнодорожных станций при осуществлении погрузки (выгрузки) грузов средствами РЖД;

– технологические операции с контейнерами, не связанные с работой по приему и выдаче грузов, за исключением грузов, перевозимых под таможенным контролем (поднятие контейнера краном для осмотра с целью проверки сохранности и постановка его на место; перестановка контейнера на контейнерной площадке при перегруппировке по направлениям; поворот контейнера «дверями внутрь» для обеспечения сохранности грузов (свертка); снятие контейнера с верхнего яруса для изъятия контейнера из нижнего яруса и погрузка изъятого контейнера и др.) [5, п. 1.16].

В тарифы по начально-конечным операциям также включены следующие расходы:

– по содержанию и обслуживанию зданий, сооружений, оборудования и инвентаря хозяйства грузовой и коммерческой работы и хозяйства перевозок;

– по содержанию технологических центров по обработке перевозочных документов;

– по амортизации, содержанию и ремонту станционных путей (без железнодорожных путей необщего пользования), устройств сигнализации и связи, вагонов, контейнеров общего парка при перевозке в них грузов, а также расходы по приему и отправлению поездов на железнодорожных станциях, работе поездных локомотивов, их амортизации, содержанию и капитальному ремонту [5, п. 1.16].

Ставка за движенческую операцию включает:

– расходы на перевозку грузов от станции отправления до станции назначения;

– расходы по обслуживанию вагонов в пути следования.

Величина ставки за движенческие операции устанавливается с учетом загрузки вагона, расстояния перевозки, показателя порожнего пробега вагонов и других факторов в зависимости от вида отправки и типа вагона.

2. Порядок определения провозных плат

Плата определяется:

· для универсальных и специализированных вагонов, включая вагоны-термосы, цистерны общего парка повагонными групповыми, маршрутными отправками (кроме рефрижераторных вагонов, транспортеров и вагонов с негабаритными грузами) – как сумма платы за использование инфраструктуры и локомотивов РЖД (тариф группы И, умноженный на поправочные коэффициенты) и платы за использование вагонов общего парка (тариф группы В, умноженный на соответствующие коэффициенты) [5, п. 2.4.1.5]. Расчет производится по формуле

, (1)

где – базовая ставка за использование инфраструктуры и локомотивов РЖД;

базовая ставка за использование вагонов;

– поправочный коэффициент в зависимости от тарифного класса груза;

– коэффициент, применяемый при определении платы за перевозку грузов со (на) станции РЖД назначением в (из) Калининградскую (ой) область (и);

– дополнительный поправочный коэффициент для ряда грузов;

– поправочный коэффициент для повагонных, групповых, маршрутных отправок грузов в универсальных, специализированных вагонах и цистернах в зависимости от количества вагонов в отправке и применяемой технологии;

– поправочный коэффициент, применяемый при определении плат за перевозку для каменного угля, лесоматериалов, черных металлов и порожний пробег универсальных собственных (арендованных) вагонов из-под перевозки грузов или при их подсылке под погрузку;

– коэффициент индексации тарифов;

· для собственных (арендованных), рефрижераторных вагонов, транспортеров и вагонов с негабаритными грузами – как произведение единой платы по тарифной схеме и поправочных коэффициентов [5, п. 2.4.1.5]. Расчет производится по формуле

, (2)

При определении провозной платы следует особое внимание обратить на последовательность применения коэффициентов.

При наличии поправочного коэффициента , введенного с определенного расстояния перевозки для определенных грузов, осуществляется корректировка базовой ставки за использование инфраструктуры.

Новое значение базовой тарифной ставки определяется по формуле

(3)

где – новое значение базовой тарифной ставки за фактическое расстояние;

– базовая тарифная ставка на фактическое расстояние;

– расстояние перелома тарифа, начиная с которого применяется дополнительный коэффициент ;

– тарифная ставка на расстояние перелома тарифа.

Если коэффициент не применяется, то расчет начинается с применения коэффициента . Особенностями применения такого коэффициента является следующее:

– если абсолютная величина роста (уменьшения) базовой ставки на фактическое расстояние перевозки больше, чем абсолютная величина роста (уменьшения) платы на наибольшем расстоянии предыдущего пояса дальности, то базовая ставка корректируется путем простого умножения на установленный коэффициент;

– если абсолютная величина роста (уменьшения) базовой ставки на фактическом расстоянии перевозки меньше, чем абсолютная величина роста (уменьшения) платы на наибольшем расстоянии предыдущего пояса дальности, то базовая ставка корректируется путем сложения базовой ставки на фактическом расстоянии перевозки с величиной (с соответствующем знаком) изменения платы на наибольшем расстоянии предыдущего пояса дальности.

Действующие тарифы на перевозку грузов в вагонах, контейнерах федерального железнодорожного транспорта уменьшаются на величину учтенной в тарифах на перевозку грузов оплаты за время нахождения вагонов, контейнеров у грузоотправителей или грузополучателей. Размеры уменьшения действующих тарифов приведены в Тарифном руководстве №2 [12].

При определении провозной платы для повагонных отправок учитывается минимальная весовая норма (МВН). МНВ приведена в Единой тарифно-статистической номенклатуре грузов (ЕТСНГ) Тарифного руководства №1 [5].

Для организации и управления перевозочным процессом с применением автоматизированных систем все грузы в алфавитном списке ЕТСНГ имеют шестизначный код. Код служит для определения необходимого тарифа и для целей учета и автоматизации таксировки провозной платы. Первые две цифры кода груза обозначают порядковый номер тарифной группы, третья цифра – номер позиции груза в тарифной группе, четвертая и пятая цифра – порядковый номер груза в тарифной позиции. Шестая цифра кода груза является контрольным числом, рассчитанным по специальной методике.

В ЕТСНГ тарифные группы составлены по родам грузов, а тарифные позиции указывают позицию определенного вида груза в тарифной группе. Например, зерновые и зернобобовые составляют тарифную группу 01000, пшеница, входящая в эту группу, занимает тарифную позицию 01100, рожь соответственно 01200, овес – 01300 и т.д.

При определении провозной платы по коду и наименованию груза по Тарифному руководству №1 определяется МВН. Если масса груза в вагоне меньше или равна МВН, то провозная плата исчисляется за МВН. В тех случаях, когда масса груза в вагоне превышает МВН, провозная плата определяется за массу груза в вагоне. Если против наименования и кода груза стоит в графе 3 [5, прил. 2 к разд. 2, табл. 1] указано «г/п» (грузоподъемность), то плата определяется за массу груза в вагоне, но не менее грузоподъемности вагона в тоннах.

Тарифы в соответствии с [5, п. 1.10] дифференцированы по условиям тарификации грузов на три тарифных класса: первый, второй и третий. Такая система действует с 1995 года. Грузы, имеющие высокую стоимость, как правило, имеют низкую долю транспортных расходов, то есть транспортную составляющую. У недорогих (дешевых) грузов очень большая доля транспортной составляющей (в основном массовые сырьевые грузы). При ограниченном платежеспособном спросе потребителей это приводит, при относительно высоких тарифах, к сокращению производства таких товаров, а значит к уменьшению объема их перевозок.

Таким образом, основная идея дифференциации тарифов сводится к следующему положению: чем выше стоимость груза и ниже транспортная составляющая в цене продукции, тем выше может быть тариф.

Трехклассная система тарифов базируется на следующих основных положениях.

К грузам 1о класса относятся массовые относительно дешевые сырьевые и топливно-энергетические, а также другие грузы с долей транспортной составляющей в конечной цене продукции более 15%.

Тариф для грузов 1-го класса установлен самым низким за счет применения скидок с основного тарифа 2-го класса в зависимости от расстояния перевозки:

– до 1199 км действуют скидка со 2-го класса основного тарифа в размере 25%, т.е. коэффициент 0,75;

– от 1200 до 4999 км – за каждые 200 км предоставляется скидка в размере 1%, т.е. коэффициент от 1200 до 1399 км – 0,74 и т.д.;

– от 5000 км и более – скидка со 2-го класса основного тарифа составляет в размере 45%, т.е. коэффициент 0,55 [5].

Эти скидки имеют значение для грузов, производство и добыча которых значительно удалены от мест потребления (круглый лес, пиломатериалы, уголь, кокс и др.).

К грузам 2о класса – прочие относительно дорогостоящие грузы с относительно низкой долей транспортной составляющей 8-15% в конечной цене продукта.

Для грузов 2-го класса применяется средний уровень повагонного тарифа (поправочный коэффициент – 1,0) [5].

К грузам 3о класса – все остальные дорогостоящие грузы с относительно низкой долей транспортной составляющей в конечной цене продукции (менее 8%). Для грузов 3-го класса уровень тарифов повышается – поправочный коэффициент равен 1,74 [5].

Класс груза определяется по [5, 13]. Для того чтобы учесть в провозной плате транспортную составляющую и конечную цену продукции, вводятся поправочные и дополнительные поправочные коэффициенты.

3. Сборы за дополнительные операции при перевозке грузов железнодорожным транспортом

Сборы за дополнительные операции (дополнительные сборы), связанные с перевозкой грузов на железнодорожном транспорте, определяются на основании Тарифного руководства №3 [8]. Дополнительные сборы (за предъявление грузов к перевозке с объявлением их ценности, сопровождение и охрану грузов, погрузку и выгрузку грузов, контейнеров, взвешивание, переадресовку, хранение грузов, подачу и уборку вагонов) предусмотрены [1] и применяются на всех железных дорогах, входящих в единую сеть ОАО «РЖД», для всех грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования.

Дополнительные сборы исчисляются по ставкам, действующим в дни, в которые они взыскиваются.

Предусмотренные [8] дополнительные сборы являются предельными. Начальники железных дорог могут в тех случаях, когда это экономически целесообразно, устанавливать более низкие сборы с уведомлением об этом в десятидневный срок федеральный орган по регулированию естественных монополий на транспорте и опубликованием в средствах массовой информации.

Индексация ставок сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов, осуществляется с учетом требований, установленных постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. №194 «Об утверждении Положения об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки» при принятии решений по регулированию железнодорожных тарифов на перевозки грузов.

При исчислении сборов, когда в [8] не содержится готовых ставок, их округление производится:

– до целых рублей – по сборам, ставки которых установлены в целых рублях;

– до 0,1 рубля (целых 10 копеек) – по сборам, ставки которых установлены до 0,1 рубля;

– до 0,01 рубля (целых копеек) – по сборам, ставки которых установлены до целых копеек.

При округлении сборов до целых рублей суммы менее 0,5 рубля отбрасываются, 0,5 рубля и более увеличиваются до целых рублей.

При округлении сборов до 0,1 рубля суммы менее 0,05 рубля отбрасываются, а 0,05 рубля и более увеличиваются до десятых частей рубля.

При округлении сборов до целых копеек суммы менее 0,5 копеек отбрасываются, а 0,5 копеек и более увеличиваются до целой копейки.

На железнодорожных станциях взыскиваются сборы, как правило, за следующие дополнительные операции:

· на МОП: погрузочно-разгрузочные работы, предъявление грузоотправителями грузов с объявлением их ценности, взвешивание и проверку массы, хранение и др.;

· на МНОП: подачу и уборку вагонов, предъявление грузоотправителями грузов с объявлением их ценности, взвешивание и проверку массы и др.

4. Определение платы за пользование вагонами и контейнерами

За время нахождения вагонов (контейнеров) у грузоотправителей, грузополучателей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, они вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами [1, ст. 39].

Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.

За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.

Плата за пользование вагонами, контейнерами взимается по Тарифному руководству №2 [12]. Порядок осуществления расчетов за пользование вагонами, контейнерами с перевозчиками определяется в договоре на эксплуатацию путей необщего пользования или в договоре на подачу и уборку вагонов.

Для расчета платы за пользование вагонами, контейнерами определяют базовую ставку и оплачиваемое время пользования.

Базовые ставки платы за пользование вагонами, контейнерами дифференцируются в зависимости от групп вагонов, контейнеров, размеров суточного вагонооборота, контейнерооборота, интервалов времени пользования вагонами, контейнерами. Для определения платы за пользование вагоны подразделяются на следующие группы:

группа 1 – крытые, платформы, полувагоны;

группа 2 – окатышевозы, вагоны для перевозки автомобилей, думпкары;

группа 3 – цистерны, вагоны-зерновозы, вагоны-минераловозы, фитинговые платформы, содовозы;

группа 4 – вагоны-цементовозы, контейнеровозы, транспортеры с числом осей до 12 включительно и другие, не входящие в состав групп 1, 2, 3, 5, 6;

группа 5 – рефрижераторные вагоны, транспортеры с числом осей 16 и более;

группа 6 – вагоны-термосы.

Контейнеры подразделяются на следующие группы:

группа 1 – массой брутто до 5 тонн;

группа 2 – массой брутто от 10 до 24 тонн включительно;

группа 3 – массой брутто свыше 24 тонн.

Интервалы оплачиваемого времени пользования вагонами, контейнерами дифференцированы по продолжительности их пользования в диапазоне от 0 до 12 ч включительно, от 13 до 24 ч включительно и свыше 24 ч.

Расчетные дифференцированные размеры плат за пользование вагонами, контейнерами приведены в [12]. Они получены путем умножения базовой ставки платы на коэффициенты, учитывающие суточный вагонооборот и контейнерооборот, а также на оплачиваемое время.

Оплачиваемое время пользования вагонами, контейнерами в случае обслуживания железнодорожных путей необщего пользования локомотивом, принадлежащим организациям федерального железнодорожного транспорта, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки (выгрузки) грузов до момента получения железнодорожной станцией от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов к уборке.

Оплачиваемое время пользования вагонами, контейнерами в случае обслуживания железнодорожных путей необщего пользования локомотивом, не принадлежащим организациям федерального железнодорожного транспорта, исчисляется с момента передачи владельцам железнодорожных путей необщего пользования до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. В оплачиваемое время пользования вагонами, контейнерами не включается время на выполнение по просьбе перевозчика грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования работ и услуг, входящих в начально-конечные операции и включенных в тариф на перевозки грузов федеральным железнодорожным транспортом. Перечень этих работ и услуг, продолжительность их выполнения оговариваются в договоре на эксплуатацию путей необщего пользования или в договоре на подачу и уборку вагонов.

Оплачиваемое время пользования вагонами при осуществлении погрузки (выгрузки) грузов в МОП грузоотправителями, грузополучателями исчисляется с момента подачи вагонов к предусмотренным местам погрузки (выгрузки) до момента получения железнодорожной станцией от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов к уборке.

При осуществлении погрузки грузов в вагоны и выгрузки из них перевозчиком в МОП в случаях, предусмотренных [1, ст. 21], плата за пользование не взимается.

Оплачиваемое время пользования контейнерами при осуществлении погрузки (выгрузки) контейнеров в МОП исчисляется с момента выдачи грузоотправителям, грузополучателям порожних (груженых) контейнеров до момента их возврата на станцию.

Оплачиваемое время пользования рефрижераторными вагонами в составе рефрижераторных секций определяется исходя из времени окончания погрузки (выгрузки) последнего вагона таких секций. В случаях погрузки (выгрузки) рефрижераторных секций на нескольких железнодорожных станциях плата за пользование взимается только за вагоны, находящиеся под этими операциями.

При исчислении оплачиваемого времени пользования вагонами, контейнерами период времени менее 15 мин в расчет не принимается, а период времени от 15 мин до одного часа принимается за полный час.

Если перевозчик не уведомит грузополучателя, владельца железнодорожных путей необщего пользования о прибытии грузов в порядке, установленном [1, ст. 34], то они освобождаются от платы за пользование вагонами, контейнерами до получения перевозчиком уведомления о прибытии груза.

О времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту выгрузки на МНОП перевозчик уведомляет грузополучателя не позднее, чем за два часа до объявления подачи вагонов, контейнеров. При подаче перевозчиком вагонов и контейнеров без такого уведомления плата за пользование вагонами, контейнерами или сбор за хранение начисляется на грузополучателя по истечении двух часов после фактической подачи вагонов к месту выгрузки либо к месту передачи на железнодорожный путь необщего пользования или выставочный путь. При подаче вагонов с опозданием против срока, указанного в уведомлении, время нахождения вагонов исчисляется с момента фактической подачи. Если опоздание превышает два часа, то перевозчик обязан вновь уведомить грузополучателя о предстоящей подаче.

Согласно [1, ст. 43] в связи с несвоевременным приемом вагонов, несвоевременной выгрузкой на станциях и на железнодорожных путях необщего пользования, несвоевременным вывозом грузов со станции грузов грузополучателями и возникновение по данным причинам технологических затруднений на станциях перевозчик имеет право, в том числе по обращению владельца инфраструктуры, увеличить плату за пользование вагонами, контейнерами до двукратного размера.

При задержке приема грузополучателями, грузоотправителями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования вагонов, контейнеров, принадлежащих им или арендованных у организаций федерального железнодорожного транспорта, плата за время нахождения таких вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования уменьшается на 50%.

При выполнении сдвоенных операций (выгрузка и погрузка в один и тот же вагон) плата за все время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей (грузоотправителей) уменьшается на 25%.

При нахождении вагонов, контейнеров на ответственном простое грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования при несоблюдении ими требований [1, ст. 30], плата за пользование вагонами, контейнерами взимается:

· для вагонов, контейнеров федерального железнодорожного транспорта – по [12];

· вагонов, контейнеров, не принадлежащих федеральному железнодорожному транспорту – в размерах 50% ставок по [12].

При нарушении требований, предусмотренных [1, ст. 44], по которым перевозчики имеют право не принимать от грузополучателей после выгрузки вагоны, контейнеры впредь до выполнения указанных требований, с грузополучателей взимается плата за пользование вагонами, контейнерами за все время их задержки.

При отказе грузоотправителя от вагонов, контейнеров, непригодных для перевозки конкретных грузов, плата за пользование этими вагонами не взимается.

В случае, если с согласия грузоотправителя поданы под погрузку вагоны, контейнеры, требующие работ для приведения их в пригодное для транспортировки грузов состояние, время на проведение этих работ, согласно документально подтвержденным сведениям, в оплачиваемое время не включается.

При задержке подачи грузоотправителю порожних специализированных вагонов (вагоны 2-6-й групп) в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, он за все время задержки таких вагонов вносит плату за пользование ими. В случае если грузоотправитель уведомит железнодорожную станцию об отказе использовать данные вагоны, плата за пользование исчисляется до момента получения железнодорожной станцией такого уведомления.

При формировании грузоотправителями прямых отправительских маршрутов на путях железнодорожной станции окончанием платного времени пользования вагонами, контейнерами, связанного с формированием данных маршрутов, является время передачи на железнодорожную станцию последней группы вагонов этого маршрута.

Библиографический список

1. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. О железнодорожном транс-порте в Российской Федерации – М.: «Книга сервис», 2003. – 96 с.

2. Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом. Сборник – книга 1 – М.: Юридическая фирма «Юртранс», 2003. – 712 с.

3. Управление грузовой и коммерческой работой на железнодорожном транспорте / А.А. Смехов, [и др.]; под ред. А.А. Смехова. – М.: Транспорт, 1990. – 351 с.

4. Тарифное руководство №4: в 3 книгах. – М.: Транспорт, 2001.

5. Прейскурант №10-01. Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами. Тарифное руководство №1: в 2 ч. – М.: ЗАО «Биз-несПроект», 2003 г.

6. Перепон, В.П. Организация перевозок грузов: учебник для техникумов и колледжей ж.-д. трансп. / В.П. Перепон – М.: Маршрут, 2003. – 614 с.

7. Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах. – М.: Юридическая фирма «Юртранс», 2003 г. – 544 с.

8. Тарифное руководство №3. Указание МПС от 17 декабря 2001 г. №263у.

9. Типовой технологический процесс работы грузовой станции в условиях функционирования автоматизированной системы управления. – М.: Транспорт, 1998. – 144 с.

10. Типовой технологический процесс работы технологических центров по обработке перевозочных документов. – М.: Транспорт, 1997.

11. Величко, В.И. Система фирменного транспортного обслуживания (СФТО) при перевозках грузов по железным дорогам России / В.И. Величко, Е.А. Сотников, Б.Л. Голубев. – М.: Интекст, 2001. – 184 с.

12. Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство №2) – М.: Транспорт, 2001. – 23 с.

13. Сборник правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта. №407. – М.: Транс-порт, 1997. – 128 с.

14. Дерибас, А.Т. Организация грузовой и коммерческой работы на железнодорожном транс-порте / А.Т. Дерибас, [и др.]; Учеб. для вузов. – М.: Транспорт, 1980 г. – 328 с.

15. Контейнерная транспортная система / Л.А. Коган, [и др.]; Под ред. Л.А. Когана. – М.: Транспорт, 1991. – 712 с.

16. Типовой технологический процесс работы грузовой станции. – М.: Транспорт, 1991.

17. Типовой технологический процесс работы контейнерной площадки (отделения) – М.: Транспорт, 2002. – 72 с.

18. Технология работы механизированной дистанции погрузочно-разг¬ру¬зоч¬ных работ и ком-мерческих операций. – М.: Транспорт, 2000.

19. Костенко, Н.И. Эффективные технологии – основа развития контейнерных перевозок / Н.И. Костенко, Л.А. Красикова // Дальневосточные дороги и транспортные коридоры. – №4. – 2006. – С. 12-14.

20. Красикова, Л.А. Организация работы контейнерного пункта: метод. пособие / Л.А. Красикова. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005. – 40 с.

4.5
Yulianka2013
Высшее юридическое образование, курсы бух.учета, курсы информатики. Пишу студ. работы более 5и лет, тематика разная. P.S.: "Практика без теории слаба, теория без практики – мертва!"