Решим задачу за 30 минут!
Опубликуй вопрос и получи ответ со скидкой 20% по промокоду helpstat20
Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Контрольная работа

Типы анализаторов

Введение

анализатор зрение учебный

Организм и внешний мир – это единое целое. Восприятие окружающей нас среды происходит с помощью органов чувств или анализаторов. Еще Аристотелем были описаны пять основных чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Термин «анализатор» (разложение, расчленение) был введен И.П. Павловым в 1909 г. для обозначения совокупности образований, активность которых обеспечивает разложение и анализ в нервной системе раздражителей, воздействующих на организм. «Анализаторы – это такие аппараты, которые разлагают внешний мир на элементы и затем трансформируют раздражение в ощущение» (И.П. Павлов, 1911-1913). Анализатор – это не просто ухо или глаз. Он представляет собой совокупность нервных структур, включающих в себя периферический, воспринимающий аппарат (рецепторы), трансформирующий энергию раздражения в специфический процесс возбуждения; проводниковую часть, представленную периферическими нервами и проводниковыми центрами, она осуществляет передачу возникшего возбуждения в кору головного мозга; центральную часть – нервные центры, расположенные в коре головного мозга, анализирующие поступившую информацию и формирующие соответствующее ощущение, после которого вырабатывается определенная тактика поведения организма. С помощью анализаторов мы объективно воспринимаем внешний мир таким, какой он есть. Это материалистическое понимание вопроса. Напротив, идеалистическая концепция теории познания мира выдвинута немецким физиологом И. Мюллером, который сформулировал закон специфической энергии. Последняя, по мнению И. Мюллера, заложена и формируется в наших органах чувств и эту энергию мы же и воспринимаем в виде определенных ощущений. Но эта теория не верна, так как она базируется на действии неадекватного для данного анализатора раздражения. Интенсивность стимула характеризуется порогом ощущения (восприятия). Абсолютный порог ощущения – это минимальная интенсивность стимула, которая создает соответствующее чувство

1. Понятие об анализаторах и их роль в познании окружающего мира

Организм и внешний мир – это единое целое. Восприятие окружающей нас среды происходит с помощью органов чувств или анализаторов. Еще Аристотелем были описаны пять основных чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Термин «анализатор» (разложение, расчленение) был введен И.П. Павловым в 1909 г. для обозначения совокупности образований, активность которых обеспечивает разложение и анализ в нервной системе раздражителей, воздействующих на организм. «Анализаторы – это такие аппараты, которые разлагают внешний мир на элементы и затем трансформируют раздражение в ощущение» (И.П. Павлов, 1911-1913). Анализатор – это не просто ухо или глаз. Он представляет собой совокупность нервных структур, включающих в себя периферический, воспринимающий аппарат (рецепторы), трансформирующий энергию раздражения в специфический процесс возбуждения; проводниковую часть, представленную периферическими нервами и проводниковыми центрами, она осуществляет передачу возникшего возбуждения в кору головного мозга; центральную часть – нервные центры, расположенные в коре головного мозга, анализирующие поступившую информацию и формирующие соответствующее ощущение, после которого вырабатывается определенная тактика поведения организма. С помощью анализаторов мы объективно воспринимаем внешний мир таким, какой он есть. Это материалистическое понимание вопроса. Напротив, идеалистическая концепция теории познания мира выдвинута немецким физиологом И. Мюллером, который сформулировал закон специфической энергии. Последняя, по мнению И. Мюллера, заложена и формируется в наших органах чувств и эту энергию мы же и воспринимаем в виде определенных ощущений. Но эта теория не верна, так как она базируется на действии неадекватного для данного анализатора раздражения. Интенсивность стимула характеризуется порогом ощущения (восприятия). Абсолютный порог ощущения – это минимальная интенсивность стимула, которая создает соответствующее чувство. Дифференциальный порог – это минимальное различие интенсивностей, которое воспринимается субъектом. Это означает, что анализаторы способны дать количественную оценку прироста ощущения в сторону его увеличения или уменьшения. Так, человек может отличить яркий свет от менее яркого, дать оценку звуку по его высоте, тону и громкости. Периферическая часть анализатора представлена либо специальными рецепторами (сосочки языка, обонятельные волосковые клетки), либо сложно устроенным органом (глаз, ухо). Зрительный анализатор обеспечивает восприятие и анализ световых раздражений, и формирование зрительных образов. Корковый отдел зрительного анализатора расположен в затылочных долях коры больших полушарий головного мозга.

Зрительный анализатор участвует в осуществлении письменной речи. Слуховой анализатор обеспечивает восприятие и анализ звуковых раздражений. Корковый отдел слухового анализатора расположен в височной области коры больших полушарий. С помощью слухового анализатора осуществляется устная речь.

Речедвигательный анализатор обеспечивает восприятие и анализ информации, поступающей от органов речи. Корковый отдел речедвигательного анализатора расположен в постцентральной извилине коры больших полушарий. С помощью обратных импульсов, идущих от коры головного мозга к двигательным нервным окончаниям в мышцах органов дыхания и артикуляции, регулируется деятельность речевого аппарата.

2. Свойства и строение анализаторов

Сенсорная (чувствительная) информация играет очень важную роль в жизнедеятельности человека. Она поступает в нервную систему различными путями. Через кожный покров и от органов чувств идет поток внешней (экстероцептивной) информации, сигнализирующий о состоянии внешней среды. От внутренних органов идут потоки информации, касающиеся состояния внутренней среды организма; это – интероцептивная чувствительность. Важное место в этих потоках сенсорной информации занимает проприоцептивная чувствительность, связанная с состоянием исполнительных органов – мышц и суставов. Проприоцептивная чувствительность составляет важное звено обратной связи нервной системы с исполнительными органами, посредством которой осуществляется коррекция двигательных реакций организма в зависимости от достигнутого результата.

В передаче и анализе сенсорной информации принимают участие многие нервные структуры. Совокупность всех нервных образований ЦНС и ПНС, осуществляющих восприятие и анализ сенсорной информации, исходящей из внешней и внутренней сред организма, И.П. Павлов назвал анализаторами.

Анализаторы имеют общий план строения. В каждом из них выделяют три отдела, перечисленные ниже.

* Рецепторный отдел, ответственный за опознание специфических раздражителей и преобразование их воздействия в нервное возбуждение. Различают экстерорецепторы (экстероцепторы), воспринимающие раздражения из внешней среды, проприорецепторы (проприоцепторы), воспринимающие раздражения, возникающие в мышцах и суставах, и интерорецепторы (интероцепторы), воспринимающие раздражения от внутренних органов и сосудов.

* Проводниковый отдел, обеспечивающий многоэтапную передачу нервного возбуждения по соответствующим нервам и трактам через ряд ядерных (подкорковых) нервных центров. Проводниковый отдел любого анализатора представлен не только различными ядрами ствола мозга и таламуса и их проекциями к соответствующим областям коры мозга, но и такими образованиями, как ретикулярная формация, структуры лимбической системы, мозжечок, которые принимают непосредственное участие в обработке сенсорной информации.

По мере передачи сенсорной информации от одного нервного центра к другому осуществляется ее последовательный анализ, в результате чего в организме возникает ощущение, или чувствование.

* Корковый отдел (корковый конец анализатора), находящийся в коре мозга. Каждый анализатор имеет свою преимущественную локализацию в коре мозга. Так, корковое ядро двигательного анализатора расположено в лобной доле, зрительного – в затылочной доле и т.д. В коре происходит анализ полученных раздражений с учетом субъективного переживания воспринимаемой сенсорной информации, т.е. формируется осознанное ощущение и происходит его восприятие.

Таким образом, чувствование, а вместе с ним и восприятие ощущения, представляют собой сложные многоэтапные процессы, при реализации которых имеет место функциональное объединение (интеграция) различных структур мозга. На уровне рецепторов происходит опознание раздражений (рецепция), поступающих из внешней среды и внутренней среды организма. По мере проведения сенсорной информации в нервной системе через ряд промежуточных ядерных центров идет ее анализ и перераспределение между различными отделами мозга, т.е. осуществляется само чувствование. Однако ощущение как форма субъективного переживания воспринимаемой сенсорной информации возникает лишь на уровне коры мозга.

Среди сенсорных путей различают: пути протопатической чувствительности (наиболее древней и связанной с передачей сенсорной информации через ядра ретикулярной формации); пути глубокой чувствительности, связанной с передачей проприоцептивной и интероцептивной сенсорной информации; пути поверхностной, или эпикритической, чувствительности, связанной с проведением нервных импульсов, вызванных воздействием осязательного, болевого, температурного раздражителей.

Восприятие ощущения как психический процесс субъективного отражения действительности включает не только опознание различных раздражителей и субъективное переживание их воздействий, но и соотнесение их с памятью, эмоциями и другими показателями интегративной деятельности мозга. Однако эта сфера лежит уже за пределами анатомических знаний.

3. Строение органов зрения и зрительного анализатора

Зрительная сенсорная система вместе со слуховой играют особую роль в познавательной деятельности человека. Через зрительный анализатор человек получает до 90% информации об окружающем мире. С деятельностью зрительного анализатора связаны следующие функции: светочувствительность, определение формы предметов, их величины, расстояния предметов от глаза, восприятие движения, цветовое зрение и бинокулярное зрение.

Строение и функции органа зрения. Орган зрения состоит из глазного яблока (глаза) и вспомогательных органов глаза, которые расположены в глазнице.

Глазное яблоко имеет шаровидную форму. Оно состоит из трех оболочек и ядра. Наружная оболочка – фиброзная, средняя – сосудистая, внутренняя – светочувствительная, сетчатая (сетчатка). Ядро глазного яблока включает хрусталик, стекловидное тело и жидкую среду – водянистую влагу.

Фиброзная оболочка – толстая, плотная, у нее выделяют два отдела: передний и задний. Передний отдел занимает 1/5 поверхности глазного яблока. Он образован прозрачной, выпуклой кпереди роговицей. Роговица лишена кровеносных сосудов и обладает высокими светопреломляющими свойствами. Задний отдел фиброзной оболочки – белочная оболочка, напоминает по цвету белок вареного куриного яйца. Образована белочная оболочка плотной волокнистой соединительной тканью. Сосудистая оболочка расположена под белочной и состоит из трех различных по строению и функциям частей: собственно сосудистой оболочки, ресничного тела и радужной оболочки. Собственно сосудистая оболочка занимает большую заднюю часть глаза. Она тонкая, богата кровеносными сосудами, содержит пигментные клетки, придающие ей темно-коричневый цвет.

Ресничное тело находится кпереди от собственно сосудистой оболочки и имеет вид валика. От переднего края ресничного тела к хрусталику отходят выросты – ресничные отростки и тонкие волокна (ресничный поясок), прикрепляющийся к капсуле хрусталика по его экватору. Большая часть ресничного тела состоит из ресничной мышцы. При своем сокращении эта мышца изменяет натяжение волокон ресничного пояска и этим регулирует кривизну хрусталика, изменяя его преломляющую силу. Радужная оболочка, или радужка, находится между роговицей спереди и хрусталиком сзади. Она имеет вид фронтально расположенного диска с отверстием (зрачком) посередине. Своим наружным краем радужка переходит в ресничное тело. Внутренний, свободный край радужки ограничивает отверстие зрачка. В соединительнотканной основе радужки находятся сосуды, гладкие мышечные и пигментные клетки. От количества и глубины залегания пигмента зависит цвет глаз – карий, черный (при наличии большого количества пигмента), голубой, зеленоватый (если пигмента мало). Пучки гладких мышечных клеток имеют двоякое направление и образуют мышцу, расширяющую зрачок, и мышцу, суживающую зрачок. Эти мышцы регулируют поступление света в глаз.

Сетчатая оболочка, или сетчатка, прилежит изнутри к сосудистой оболочке. В сетчатке различают две части: заднюю зрительную и переднюю ресничную и радужковую. В задней зрительной части находятся светочувствительные клетки – фоторецепторы. Передняя часть сетчатки (слепая) прилежит к ресничному телу и радужке. Светочувствительных клеток она не содержит. Зрительная часть сетчатки имеет сложное строение. Она состоит из двух листков: внутреннего – светочувствительного и наружного – пигментного. Клетки пигментного слоя участвуют в поглощении света, попадающего в глаз и прошедшего через светочувствительный листок сетчатки. Внутренний листок сетчатки представляет собой три слоя нервных клеток: наружный, прилежащий к пигментному слою, – фоторецепторный, средний – ассоциативный, внутренний – ганглиозный. Фоторецепторный слой сетчатки состоит из нейросенсорных палочек и колбочковидных клеток, наружные сегменты которых (дендриты) имеют форму палочек или колбочек. Дископодобные структуры палочковидных и колбочковидных нейроцитов (палочек и колбочек) содержат молекулы фотопигментов: в палочках – чувствительные к черно-белому свету, в колбочках – чувствительные к красному, зеленому и синему свету. Количество колбочек в сетчатке глаза человека достигает 6-7 млн, а количество палочек – в 20 раз больше. Палочки воспринимают информацию о форме и освещенности предметов, а колбочки – информацию о цвете.

Центральные отростки (аксоны) нейросенсорных клеток (палочек и колбочек) передают зрительные импульсы биополярным клеткам второго клеточного слоя сетчатки, которые имеют контакт с ганглиозными нейроцитами третьего (ганглиозного) слоя сетчатки.

Ганглиозный слой состоит из крупных нейроцитов, аксоны которых образуют зрительный нерв.

В задней части сетчатки выделяются два участка – слепое и желтое пятна. Слепое пятно является местом выхода из глазного яблока зрительного нерва. Здесь сетчатка не содержит светочувствительных элементов. Желтое пятно находится в области заднего полюса глаза. Это самое чувствительное к свету место сетчатки. Середина его углубления получила название центральной ямки. Линию, соединяющую середину переднего полюса глаза с центральной ямкой, называют оптической осью глаза. Для лучшего видения глаз при помощи глазодвигательных мышц устанавливается так, чтобы рассматриваемый предмет и центральная ямка находились на одной оси.

Как уже отмечалось, ядро глазного яблока включает хрусталик, стекловидное тело и водянистую влагу.

Хрусталик представляет собой прозрачную двояковыпуклую линзу диаметром около 9 мм. Располагается хрусталик позади радужки. Между хрусталиком сзади и радужкой спереди находится задняя камера глаза, содержащая прозрачную жидкость – водянистую влагу. Позади хрусталика находится стекловидное тело. Вещество хрусталика бесцветное, прозрачное, плотное. Сосудов и нервов хрусталик не имеет. Хрусталик покрыт прозрачной капсулой, которая при помощи ресничного пояска соединяется с ресничным телом. При сокращении или расслаблении ресничной мышцы натяжение волокон пояска ослабевает или возрастает, что приводит к изменению кривизны хрусталика и его преломляющей силы.

Стекловидное тело заполняет всю полость глазного яблока между сетчаткой сзади и хрусталиком спереди. Оно состоит из прозрачного студнеподобного вещества и не имеет кровеносных сосудов.

Водянистая влага выделяется кровеносными сосудами ресничных отростков. Она заполняет заднюю и переднюю камеры глаза, сообщающиеся через отверстие в радужке, – зрачок. Оттекает водянистая влага из задней камеры в переднюю, а из передней камеры в вены на границе роговицы и белочной оболочки глаза.

4. Нарушение зрения у детей

Общую глазную заболеваемость, которая у детей и подростков городов выше, чем в сельской местности, принято разделять на невоспалительные и воспалительные болезни. Распространенность невоспалительных болезней глаза существенно ниже, чем воспалительных. Среди наиболее часты коньюктивиты, болезни век и слезных желез. С возрастом у детей и подростков увеличивается частота травм глаз.

К мерам профилактики и нарушения заболеваний глаз среди детей прежде всего относятся строгое соблюдение правил личной гигиены: частое мытье рук с мылом, частая смена личных полотенец индивидуального пользования, наволочек носовых платков. Существенное значение имеет и питание, степень его сбалансированности по содержанию пищевых веществ и особенно витаминов.

Нарушение и профилактика травм глаз у детей включает строгое соблюдение ими правил в процессе выполнения различных подеделок на уроках труда, во время обработки дерева, постановки опытов по химии.

Для проведения всех этих работ дети обеспечиваются: соответственно их возрасту (высота рабочей поверхности от площади пола0; защитными очками, приспособлениями, обеспечивающими правильную уборку рабочего места после работы.

Преобладающим видом рефракции в период детства гиперметропия (дальнозоркость). Частота же эмметропии (нормальная рефракция) и миопии (близорукость) очень мала. В последующие возрастные периоды, по мере воспитания и обучения детей, частота гиперметропии снижается, а эмметропии и миопии возрастает.

Дефицит света существенным образом влияет на формирование и прогрессирование близорукости. С повышение уровня освещенности у детей и подростков увеличивается быстрота различения, возрастает скорость чтения. Очень низкая освещенность влечет падение устойчивости ясного видения почти на 70%, тогда как снижение этой функции при освещенности рабочей поверхности не превышает 15%.

Уровень освещенности существенным образом сказывается и на качестве работы, выполняемой детьми.

Параллельно улучшению зрительных функций в связи с повышением освещенности помещений у нормально слышащих детей и подростков обостряется острота слуха, что также благоприятствует работоспособности организма, положительно сказывается на качестве работы.

Значимым фактором в снижении остроты зрения, развитии и прогрессировании у детей близорукости от младших к старшим, при достаточных уровнях освещенности в учебных помещениях.

Предупреждение расстройств зрения у детей и подростков диктует необходимость нивелирования причин и условий, которые способствуют нарушению рефракции, снижению остроты зрения и другим его изменениям.

При любом виде отклонения зрения у детей и подростков (острота зрения, рефракция, светоощущение, цветоощущение, поле зрения и другие изменения) требуется особое внимание и строгое выполнение в процеессе воспитания и обучения.

5. Требования к оснащенности в учебных помещениях

Освещение учебных помещений

Динамика работоспособности и зрительных функций оказывается в равных уровнях освещенности более благоприятной при люминесцентном освещении, нежели при освещении лампами накаливания. Освещение наиболее благоприятно влияет на зрительные функции и работоспособность тогда, когда оно равномерно рассеяно. Неравномерное естественное и искусственное освещение, с блескостью рабочих мест, отрицательно влияет на зрительные функции и снижает работоспособность.

Естественное освещение классных комнат, учебных кабинетов и других основных помещений считается достаточным, когда коэффициент естественной освещенности на наиболее удаленном от окна месте достигает 1.75% – 2,0%.

Коэффициент естественной освещенности – величина постоянная, не меняющаяся от времени года и погоды. Максимальным уровнем естественной освещенности считается 2000 лк. Более высокие уровни освещенности неблагоприятно сказываются на зрительных функциях и работоспособности человека.

Необходимо обращать внимание на чистоту оконных стекол, так как при запыленных стеклах может задерживаться до 30-40% световых лучей. Не допускается также закрашивать нижние секции окон краской, вешать занавески и шторы при обычной форме окон, расставлять на подоконниках цветы. Рекомендуется ставить переносные цветочницы, в которые ставят цветы, однако высота их в этом случае должна быть ограниченной.

Помимо общего освещения, в учебных помещениях обеспечивается дополнительное местное освещение классных досок, рабочих мест, столов в читальном зале. Достаточное общее равномерное освещение достигается строго определенным расположением световых точек.

Рабочее место в учебных помещениях

В профилактике расстройств зрения имеет большое значение расстояние от глаз до верхней и нижней строки на станице книги или тетради. Разное расстояние до этих строк (при расположении книги или тетради на горизонтальной рабочей поверхности) вызывает утомление, поскольку форма хрусталика должна изменяться, чтобы текст мог быть ясно различим. Наклон крышки стола, который предусматривается в конструкции парты, облегчает работу ученика. Поэтому на всех уроках, где дети пишут, читают, крышка парты должна, если это предусмотрено конструкцией, переводиться из горизонтального положения в наклонное. Рабочий наклон поверхности парты должен составлять 12-15 градусов. Такое положение рабочей поверхности облегчает работу глаз, обеспечивает правильную посадку в большей мере, чем обычная горизонтальная поверхность стола.

Заключение

Таким образом, на основании изученного материала можно сделать выводы: что чувствование, а вместе с ним и восприятие ощущения, представляют собой сложные многоэтапные процессы, при реализации которых имеет место функциональное объединение различных структур мозга. На уровне рецепторов происходит опознание раздражений, поступающих из внешней среды и внутренней среды организма.

Зрительный анализатор играет особую роль в познавательной деятельности, в особенностях функционирования в онтогенезе.

Чрезвычайно важным является соблюдение условий и норм, необходимых для нормального развития сенсорной функции ребёнка.

То обстоятельство, что мы видим предметы не в их перевернутом изображении, а в их естественном виде, объясняется жизненным опытом и взаимодействием анализаторов.

Список литературы

1. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. – М., Высшая шк., 1969

2. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии. – М., Просвещение, 1971

3. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология дет. организма. – М., 1986

4. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М., Просвещение, 1990

4.33
German16
Военный инженер по образованию, писатель-эссеист и репетитор по предметам естественно-математического цикла