3. Прогрессирует сфера услуг: США-60%, Франция-52%,Япония – 50%.
Миграция трудовых ресурсов – перемещение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера (см.табл.). Эти лица являются мигрантами на рынке труда.
Классификация форм миграции рабочей силы.
Эмиграция – выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы.
Иммиграция – въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов.
Реэмиграция – возврат на родину ранее эмигрировавшего населения.
Миграционное сальдо – разность миграции из станы и эмиграции в страну.
Согласно разработанной МОТ классификации современная международная миграция подразделяется на 5 основных типов:
1.Работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране. Это сезонные рабочие, приезжающие на уборку урожая, а так же неквалифицированные или малоквалифицированные работники;
2. Профессионалы, которых отличает высокий уровень подготовки, наличие соответствующего образования и практического опыта работы;
3. Нелегальные иммигранты, в число которых входят иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью;
4. Беженцы – лица, вынужденные эмигрировать из своих стран по каким-либо причинам.
5. Переселенцы, т.е. лица, переезжающие на постоянное место жительства.
Рабочая сила является объектом купли-продажи, но как товар отличается от остальных товаров. Она всегда продается во временное пользование, ее нельзя накапливать и легко увеличивать или уменьшать, как другие товары. Международный рынок рабочей силы зависит от социально-политической среды, традиций, законодательства, отношения работника к социальной ситуации в стране, эффективности деятельности местных профсоюзов и др. (см.табл.).
Факторы миграции рабочей силы.
Как следствие экономических и неэкономических причин констатируется существование двух типов миграции: добровольной и вынужденной. Для оценки масштабов трудовой миграции используют следующие показатели:
Ш валовая миграция.
Наиболее приемлемыми показателями количественной оценки международного перемещения рабочей силы являются показатели, фиксируемые в платежном балансе:
Ш численность въехавших в страну и выехавших из страны, оцениваемая в денежном эквиваленте имущества мигрантов, привезенного в страну, а эмигрантов – вывоз имущества, как денежная оценка экспорта товаров;
Ш частные неоплаченные переводы.
Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет межстранового перераспределения. Бурный рост интернационализации производства и капитала сопровождается интернационализацией рынка труда. Основной приток международной миграции в последние десятилетия устремился в США. Другим крупнейшим центром притяжения мигрантов является западная Европа. Лидерство по масштабам миграции в Европе удерживают Германия, Франция, Великобритания. В качестве примера более локального регионального центра притяжения мигрантов можно назвать Австралию.
В мировой экономике выделяются страны, специализирующиеся на экспорте рабочей силы. В их числе: республики бывшей союзной Югославии, Египет, Пакистан, Португалия, Индия, Турция, Испания, Йемен.
Показатели международной иммиграции рабочей силы в РС.
Ш значительное и постоянное увеличение ее масштабов, вовлечение в этот процесс народов практически всех континентов;
Ш значительное увеличение нелегальной миграции, связанной с тенденцией увеличения доли теневой экономики в мире.
Общие глобальные последствия миграции рабочей силы носят двойственный характер. С одной стороны, она обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран, предоставляет возможности освоения новых регионов, концентрирует огромные массы наиболее активного и энергичного населения в экономических центрах, обуславливает изменения экономического, социального и культурного положения людей. С другой стороны, миграция населения становится причиной роста городов и обезлюдения села, усиливает маргинальность общества, обостряет социальные, культурные и иные противоречия.
Экономические последствия миграции рабочей силы стран импортеров в целом положительные: это фактор развития и расширения производства; занятость на тяжелых, низкооплачиваемых, вредных работах, малопривлекательных для местного населения. Рабочие-иммигранты в большинстве принимающих стран рассматриваются как определенный амортизатор в периоды ухудшения экономической конъюнктуры – иностранцы теряют работу первыми; иммиграция высококвалифицированных кадров позволяет странам реципиентам экономить значительные средства на подготовке специалистов. К негативным последствиям относят усиление конкуренции на рынке неквалифицированной рабочей силы, ведущее к снижению реальной заработной платы соответствующей категории местных работников.
Для стран экспортеров рабочей силы экономические последствия выражаются в получении дополнительных доходов в форме денежных переводов от эмигрантов. Помимо денежных переводов трудовые мигранты при возвращении на родину привозят с собой ценности, сбережения и средства производства на сумму, примерно равную предыдущим периодам.
Важным для рынка труда является вхождение в возраст экономической активности молодежных когорт, прежде всего в возрасте 20-29 лет; их доля в составе населения России выросла с 14,4% в 2000 г. до 16,1% в 2005 г. Одновременно происходило сокращение численности лиц старших возрастов (60-72 года), которые по понятным причинам характеризуются низкими уровнями экономической активности и занятости.
Наблюдался рост доли экономически активного населения в возрасте 15-72 года, а экономическая активность населения трудоспособных возрастов (16-54/59) снижалась – с 78,2% в 2000г. до 76,9% в 2005г. (в городе – 2,6%, на селе – 5,7%).
Доля экономически неактивного населения в трудоспособном возрасте росла за счет людей, не желавших работать. В абсолютных значениях их число в среднем повысилось в 1,5 раза. В возрастной структуре экономически неактивного населения наблюдалась тенденция к увеличению доли молодежи (до 24 лет). По причине увеличения периода получения образования и наметившейся в последние годы рост рождаемости, отвлекающий с рынка труда молодых женщин. В общей численности неактивного населения изменения доли лиц 25-40 лет были незначительными. Сокращение доли неактивного населения в старших возрастных группах связано с действием двух факторов: новым пенсионным законодательством, отменившим любые ограничения на занятость пенсионеров, и достаточно высоким уровнем образования, что также положительно влияет на их занятость.
Уровень и динамика занятости, ее отраслевая структура.
С 2000г. по 2005г. наблюдался устойчивый рост занятости в экономике: за этот период численность занятых увеличилась на 5,1%. В целом вектор изменений в уровне занятости на протяжении всего пореформенного периода следует за динамикой ВВП (коэффициент корреляции между ними – 0,85).
При изучении структуры занятости до 2004г. классификация занятых проводилась по отраслям экономики в соответствии с Общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), а с 2004г. Росстат публикует данные по занятости согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), который в целом соответствует международной классификации отраслей. Это безусловно упрощает международные сравнения, однако возникают трудности с межсекторным анализом трендов занятости внутри страны.
Основные производственные отрасли – промышленность и сельское хозяйство, как и в предыдущее десятилетие, продолжали терять работников.
В 1991-2000 гг. промышленность была лидером по темпам сокращения численности работников, что стало реакцией на экономический спад. Подъем 2000-2004 гг. хотя и не привел к увеличению количества занятых в промышленности, но снизил темпы и масштабы оттока рабочей силы. То, что этот сектор смог расширить объемы производства даже при сокращающейся численности занятых, свидетельствует о наличии в нем значительного объема избыточной рабочей силы.
Сокращение занятых наблюдалось в системе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и науке. Остальные отрасли работников приобретали. Сохранилась тенденция их перераспределения в пользу секторов, производящих услуги. По сравнению с 2000г. в торговле и общественном питании уровень занятости в 2004г. составил 121,3%; в сфере финансов, кредита и страхования – 125,9%; в управлении – 109,8% (что во многом связано с проводимой административной реформой и повышением окладов госслужащих). Доля занятых в отраслях управления и финансов увеличилась с 2000г. по 2004г. на 0,3%, составив 4,8% всех занятых, в оптовой и розничной торговле – соответственно 2,6% и 17,2%.
Анализ структуры занятости в соответствии с ОКВЭД свидетельствует о существенном “сбросе” рабочей силы в сельском хозяйстве. В промышленности сокращение в первую очередь происходило в обрабатывающих и значительно в меньшей степени в добывающих отраслях.
Наибольшее увеличение занятости в 2000-2005 гг. отмечалось в группе руководителей в органах власти и управления (рост на 81,6% по отношению к уровню 2000г.), а также среди неквалифицированных работников сферы обслуживания (на 61,2%) и высококвалифицированных специалистов (на 36,7%). И наоборот, наибольшее сокращение занятости наблюдалось в среди неквалифицированных работников в сельском и лесном хозяйстве – до 52,1%, в промышленности, строительстве, на транспорте – до 55,3%, в ЖКХ – до 57,3% к уровню 2000г. При этом значительно выросла занятость в частном секторе и в организациях с участием иностранного капитала.
На крупных и средних предприятиях численность занятых уменьшилась с 41,2 млн. человек в 2001г. до 38,2 млн. в 2005г., то есть почти на 3 млн. Можно говорить о том, что сектор крупных и средних предприятий сокращал свою долю на рынке. И наоборот, занятость на малых предприятиях, особенно в неформальном секторе, все эти годы росла как абсолютно, так и относительно.
Увеличение численности занятых на малых предприятиях с 6,5 млн. человек – в 2001г. до 8 млн. человек в 2005г. теоретически можно рассматривать как позитивный индикатор. Но по качеству рабочих мест малый бизнес по-прежнему значительно уступает крупным и средним предприятиям: в основном это низкооплачиваемая и крайне нестабильная занятость с минимальным набором социальных гарантий или полным их отсутствием.
Новый Трудовой кодекс расширил возможности и сферу распространения срочных трудовых договоров – более “мягкой” формы трудовых отношений, которая в меньшей степени связывает обе стороны (работодателя и работника), снижая тем самым их заинтересованность в формальных договоренностях. Одновременно стартовали налоговая и пенсионная реформы, также направленные на легализацию теневых доходов и неформальных экономических отношений. Правомерно было ожидать, что и уровень неформальной занятости должен был бы снизиться.
Между тем даже по официальной статистике уровень неформальной занятости повысился – с 14,5% в 2001г. до 18,5% в 2005г. Другие независимые источники дают схожие оценки.
Изменения трудового, налогового и пенсионного законодательств не привели к ожидаемому снижению не только масштабов неформальной занятости, но даже к заметному сокращению теневых отношений в сфере оплаты труда (которые нередко существуют и при формальном трудовом найме). По оценкам Росстата, удельный вес скрытой оплаты труда в ВВП находится на уровне 11-11,5%.
По данным ОНПЗ, доля занятых на случайных и эпизодических работах в общей численности работающих по найму на основной работе с 1999г. по 2004г. выросла с 0,6% до 3,8%, то есть более чем в 6 раз.
Неформальная занятость концентрируется главным образом в сфере услуг, особенно в торговле (оптовой и розничной) и общественном питании. При этом достаточно велика численность неформально занятых горожан в строительстве и на транспорте. Среди промышленных рабочих их несравнимо меньше.
Трудоспособное население моложе 30 лет имеет наибольшие шансы занятости именно на неформальных условиях. Они готовы жертвовать неясными перспективами приобретения пенсионных прав и еще менее очевидными правами на другие социальные услуги в обмен на регулярную и часто более высокую заработную плату, которую им обеспечивает неформальная занятость.
Устойчивость масштабов неформальной занятости может иметь и другое объяснение, лежащее на стороне спроса. Ведь не секрет, что частные малые предприятия, действующие в сфере торговли, услуг и строительства, сталкиваются с серьезными колебаниями спроса, нуждаются в гибком регулировании численности занятых. Лучше всего ее может обеспечить незарегистрированная занятость или работа на подряде.
С 2000г. по 2005г. численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, сократилась с 9,8% до 7,1% экономически активного населения. При этом наблюдался рост зарегистрированной безработицы – с 1,4% до 2,5%. То есть реальная безработица сокращалась, а регистрируемая росла. Последнее можно объяснить тремя основными причинами.
Во-первых, реформы в социальной сфере на фоне усиления адресности соответствующих программ (проверка доходов заявителей, претендующих на различные социальные пособия и субсидии) подтолкнули людей к регистрации своего статуса в органах службы занятости.
Во-вторых, в банках данных службы занятости появились вакансии не только с низкой заработной платой, но и с относительно высокой (для квалифицированных работников), что привлекло дополнительных клиентов.
В-третьих, увеличение зарегистрированной безработицы произошло из-за включения в статистический учет данных по Чеченской Республике, где уровень безработицы в силу объективных обстоятельств был достаточно высок.
Трудовая миграция и миграционная политика.
С массовой миграцией Россия столкнулась в конце 80-х – начале 90-х годов. Изменились масштабы миграционной активности населения, направленность и структура миграционных потоков, а также причины миграции. С началом экономического роста стала очевидной необходимость привлечения трудовых мигрантов.
Одной из основных причин снижения внутренней, в том числе трудовой, мобильности населения является неразвитость рынка жилья, несбалансированность между оплатой труда и рыночной стоимостью жилого помещения. После передачи объектов ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность практически исчез рынок дешевого съемного жилья, что лишает региональные власти возможности обеспечить предприятия и организации рабочей силой за счет ее территориального перераспределения.
Амортизатором падения трудовой мобильности стала внешняя миграция. В общей сложности, по разным оценкам, в Россию из постсоветских государств прибыло от 7 млн. до 8 млн. бывших советских граждан. Большинство переселенцев ехали на постоянное жительство. В 90-е годы внешняя миграция сыграла роль компенсирующего фактора, восполняя численность населения страны (на величину, равную естественной убыли). Но в 2000-х годах поток мигрантов стал постепенно снижаться. В структуре внешней миграции все более заметной группой становились трудовые мигранты. К 2005г. наиболее крупными экспортерами иностранной рабочей силы в РФ стали Китай, Украина, Турция, Вьетнам, Таджикистан, Узбекистан, Молдова, Армения, КНДР и Киргизия. Доля граждан из СНГ составила более половины всего миграционного потока. Не менее 50% мигрантов работают нелегально. По другим оценкам, на законных основаниях в России сегодня трудятся всего 10-15% общего числа трудовых мигрантов.
Стабилизация экономики после кризиса 1998г. вернула России миграционную привлекательность, рост совокупного числа трудовых мигрантов возобновился на фоне снижения общего притока мигрантов. Правда, о реальных масштабах трудовой миграции судить невозможно, поскольку основная масса приезжающих в Россию на заработки граждан СНГ работает без официального разрешения на трудовую деятельность. Большинство лиц, прибывших в нашу страну на заработки, не попадают в официальную статистику в силу либо особенностей статистического учета, либо нежелания, а часто и невозможности мигранта оформить трудовые отношения с работодателем из-за несовершенства российского миграционного законодательства.
Примерно 50% опрошенных мигрантов не имели опыта работы в России. Впервые выехав на заработки, они выполняли наиболее простые виды работ, не требующие специальной квалификации (земляные и погрузочные работы). Остальные сочетали тяжелую физическую работу с более квалифицированным трудом (отделочники, каменщики, сварщики, электрики и др.).
В сфере трудовых отношений с мигрантами наблюдается преобладание неформальных и дискриминационных механизмов. Речь идет прежде всего об условиях труда и его оплате. Продолжительность рабочего времени существенно превышает законодательно установленные рамки, а зарплата занижена и нередко меньше первоначально оговариваемой при найме.
В 2001г. была принята Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015г. Ориентирами в данной области были объявлены: регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения, повышение эффективности использования миграционных потоков, обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного к ним отношения. В качестве приоритетов в области миграции и расселения было признано целесообразным привлечение иммигрантов в Российскую Федерацию, в первую очередь из стран СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии. Проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов, а также совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных мигрантов и регулирование миграционных процессов.
Численность населения РФ (млн.чел.)
Годы
|
Все
население,
млн.человек
|
в том числе
|
В общей численности населения, процентов
|
|
|
|
городское
|
сельское
|
городское
|
сельское
|
|
2002
|
145,2
|
106,4
|
38,8
|
73
|
27
|
|
2003
|
145,0
|
106,3
|
38,7
|
73
|
27
|
|
2004
|
144,2
|
105,8
|
38,4
|
73
|
27
|
|
2005
|
143,5
|
104,7
|
38,8
|
73
|
27
|
|
2006
|
142,8
|
104,1
|
38,7
|
73
|
27
|
|
2007
|
142,2
|
103,8
|
38,4
|
73
|
27
|
|
|
Численность экономически активного населения (тысяч человек)
|
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
|
Численность экономически активного населения 1) – всего
|
|
72332
|
71411
|
72421
|
72835
|
72909
|
73811
|
74187
|
|
мужчины
|
|
37499
|
36905
|
36997
|
37206
|
37079
|
37511
|
37643
|
|
женщины
|
|
34833
|
34506
|
35423
|
35629
|
35831
|
36300
|
36544
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
занятые в экономике – всего
|
|
65273
|
65124
|
66266
|
67152
|
67134
|
68603
|
69189
|
|
мужчины
|
|
33754
|
33527
|
33709
|
34199
|
34177
|
34710
|
35012
|
|
женщины
|
|
31519
|
31596
|
32557
|
32953
|
32958
|
33893
|
34176
|
|
безработные – всего
|
|
7059
|
6288
|
6155
|
5683
|
5775
|
5208
|
4999
|
|
мужчины
|
|
3745
|
3378
|
3288
|
3007
|
2902
|
2801
|
2631
|
|
женщины
|
|
3314
|
2910
|
2866
|
2676
|
2873
|
2407
|
2368
|
|
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (на конец года)2) – всего
|
|
1037
|
1123
|
1500
|
1639
|
1920
|
1830
|
1742
|
|
мужчины
|
|
322
|
360
|
487
|
533
|
647
|
630
|
610
|
|
женщины
|
|
715
|
763
|
1013
|
1106
|
1273
|
1200
|
1132
|
|
Из них безработные, которым назначено пособие по безработице – всего
|
|
909
|
1007
|
1293
|
1305
|
1624
|
1570
|
1522
|
|
мужчины
|
|
285
|
328
|
418
|
415
|
544
|
536
|
530
|
|
женщины
|
|
624
|
679
|
875
|
890
|
1080
|
1034
|
992
|
|
|
Среднегодовая численность занятых в экономике по видам экономической деятельности
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
|
|
Тысяч человек
|
|
Всего в экономике
|
64517
|
64980
|
65574
|
65979
|
66407
|
66792
|
67174
|
|
в том числе по видам экономической
деятельности:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сельское хозяйство, охота и лесное
хозяйство
|
8996
|
8509
|
8229
|
7796
|
7430
|
7381
|
7141
|
|
рыболовство, рыбоводство
|
138
|
134
|
120
|
116
|
113
|
138
|
146
|
|
добыча полезных ископаемых
|
1110
|
1205
|
1163
|
1112
|
1088
|
1051
|
1043
|
|
обрабатывающие производства
|
12297
|
12202
|
12082
|
11932
|
11787
|
11506
|
11359
|
|
производство и распределение
электроэнергии, газа и воды
|
1886
|
1918
|
1890
|
1890
|
1900
|
1912
|
1923
|
|
Строительство
|
4325
|
4385
|
4458
|
4555
|
4743
|
4916
|
5073
|
|
оптовая и розничная торговля; ремонт
автотранспортных средств, мотоциклов,
бытовых изделий и предметов личного
пользования
|
8806
|
9524
|
9893
|
10462
|
10843
|
11088
|
11317
|
|
гостиницы и рестораны
|
948
|
982
|
1076
|
1150
|
1152
|
1163
|
1185
|
|
транспорт и связь
|
5056
|
5113
|
5115
|
5205
|
5293
|
5369
|
5426
|
|
финансовая деятельность
|
657
|
686
|
715
|
771
|
835
|
858
|
958
|
|
операции с недвижимым имуществом,
аренда и предоставление услуг
|
4490
|
4657
|
4913
|
4859
|
4825
|
4879
|
4957
|
|
государственное управление и
обеспечение военной безопасности;
обязательное социальное обеспечение
|
3098
|
3086
|
3140
|
3266
|
3447
|
3458
|
3504
|
|
Образование
|
5979
|
5954
|
6037
|
6092
|
6125
|
6039
|
6009
|
|
здравоохранение и предоставление
социальных услуг
|
4408
|
4373
|
4397
|
4469
|
4488
|
4548
|
4574
|
|
предоставление прочих коммунальных,
социальных и персональных услуг
|
2313
|
2242
|
2329
|
2295
|
2330
|
2460
|
2533
|
|
|
В процентах к итогу
|
|
Всего в экономике
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
|
в том числе по видам экономической
деятельности:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сельское хозяйство, охота и лесное
хозяйство
|
13,9
|
13,1
|
12,5
|
11,8
|
11,2
|
11,1
|
10,6
|
|
рыболовство, рыбоводство
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
|
добыча полезных ископаемых
|
1,7
|
1,8
|
1,8
|
1,7
|
1,6
|
1,6
|
1,6
|
|
обрабатывающие производства
|
19,1
|
18,8
|
18,4
|
18,1
|
17,7
|
17,2
|
16,9
|
|
производство и распределение
электроэнергии, газа и воды
|
2,9
|
3,0
|
2,9
|
2,9
|
2,9
|
2,9
|
2,9
|
|
Строительство
|
6,7
|
6,7
|
6,8
|
6,9
|
7,1
|
7,4
|
7,6
|
|
оптовая и розничная торговля; ремонт
автотранспортных средств, мотоциклов,
бытовых изделий и предметов личного
пользования
|
13,7
|
14,6
|
15,1
|
15,8
|
16,3
|
16,6
|
16,8
|
|
гостиницы и рестораны
|
1,5
|
1,5
|
1,6
|
1,7
|
1,7
|
1,7
|
1,8
|
|
транспорт и связь
|
7,8
|
7,9
|
7,8
|
7,9
|
8,0
|
8,0
|
8,1
|
|
финансовая деятельность
|
1,0
|
1,1
|
1,1
|
1,2
|
1,3
|
1,3
|
1,4
|
|
операции с недвижимым имуществом,
аренда и предоставление услуг
|
7,0
|
7,2
|
7,5
|
7,4
|
7,3
|
7,3
|
7,4
|
|
государственное управление и
обеспечение военной безопасности;
обязательное социальное обеспечение
|
4,8
|
4,7
|
4,8
|
5,0
|
5,2
|
5,2
|
5,2
|
|
Образование
|
9,3
|
9,2
|
9,2
|
9,2
|
9,2
|
9,0
|
8,9
|
|
здравоохранение и предоставление
социальных услуг
|
6,8
|
6,7
|
6,7
|
6,8
|
6,8
|
6,8
|
6,8
|
|
предоставление прочих коммунальных,
социальных и персональных услуг
|
3,6
|
3,5
|
3,6
|
3,5
|
3,5
|
3,7
|
3,8
|
|
|
Распределение численности безработных по возрастным группам ( %)
|
Безра-
ботные
– всего
|
в том числе в возрасте, лет
|
Средний возраст
безработных, лет
|
|
|
|
до 20
|
20-24
|
25-29
|
30-34
|
35-39
|
40-44
|
45-49
|
50-54
|
55-59
|
60-72
|
|
|
Всего
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1995
|
100
|
11,5
|
18,0
|
13,9
|
14,4
|
14,0
|
11,0
|
7,6
|
4,2
|
4,0
|
1,6
|
33,1
|
|
2000
|
100
|
8,6
|
17,0
|
13,3
|
11,3
|
14,2
|
13,4
|
10,1
|
5,9
|
3,1
|
2,9
|
34,8
|
|
2001
|
100
|
8,8
|
17,9
|
12,4
|
12,0
|
12,9
|
13,6
|
10,5
|
6,7
|
2,6
|
2,6
|
34,7
|
|
2002
|
100
|
9,2
|
17,2
|
13,2
|
11,9
|
11,5
|
12,9
|
10,5
|
8,2
|
2,5
|
2,8
|
34,8
|
|
2003
|
100
|
10,1
|
18,8
|
12,8
|
11,1
|
11,3
|
12,1
|
11,0
|
7,8
|
2,8
|
2,3
|
34,4
|
|
2004
|
100
|
10,4
|
17,7
|
12,3
|
10,6
|
10,9
|
12,1
|
11,6
|
8,7
|
3,2
|
2,5
|
34,9
|
|
2005
|
100
|
10,5
|
17,9
|
13,0
|
11,3
|
9,5
|
11,2
|
11,6
|
9,0
|
3,6
|
2,4
|
34,8
|
|
2006
|
100
|
9,5
|
21,6
|
13,9
|
9,3
|
10,0
|
10,0
|
12,2
|
8,4
|
3,8
|
1,3
|
34,1
|
|
Мужчины
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1995
|
100
|
10,1
|
18,4
|
14,2
|
14,6
|
14,6
|
11,0
|
7,3
|
3,8
|
4,5
|
1,5
|
33,2
|
|
2000
|
100
|
8,0
|
17,5
|
14,1
|
12,2
|
13,5
|
13,4
|
9,9
|
5,3
|
3,2
|
3,0
|
34,6
|
|
2001
|
100
|
8,9
|
17,9
|
13,1
|
11,9
|
12,4
|
13,5
|
10,7
|
6,2
|
3,0
|
2,4
|
34,5
|
|
2002
|
100
|
8,4
|
16,6
|
13,4
|
12,9
|
11,0
|
13,4
|
9,8
|
8,4
|
2,8
|
3,2
|
35,1
|
|
2003
|
100
|
9,9
|
19,1
|
13,5
|
11,3
|
11,4
|
12,2
|
10,1
|
7,2
|
3,0
|
2,3
|
34,2
|
|
2004
|
100
|
10,3
|
18,3
|
12,7
|
9,6
|
10,7
|
12,6
|
10,7
|
8,7
|
3,5
|
2,8
|
34,9
|
|
2005
|
100
|
10,3
|
19,5
|
12,7
|
11,5
|
9,0
|
11,8
|
10,9
|
8,1
|
4,1
|
2,1
|
34,5
|
|
2006
|
100
|
8,8
|
21,9
|
14,4
|
9,1
|
10,7
|
9,3
|
12,5
|
7,9
|
4,1
|
1,4
|
34,2
|
|
Женщины
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1995
|
100
|
13,1
|
17,5
|
13,5
|
14,2
|
13,2
|
10,9
|
8,0
|
4,6
|
3,4
|
1,7
|
33,0
|
|
2000
|
100
|
9,4
|
16,5
|
12,4
|
10,3
|
15,1
|
13,5
|
10,4
|
6,7
|
2,9
|
2,7
|
35,0
|
|
2001
|
100
|
8,7
|
18,0
|
11,4
|
12,1
|
13,5
|
13,7
|
10,3
|
7,3
|
2,0
|
2,9
|
34,8
|
|
2002
|
100
|
10,2
|
17,9
|
13,0
|
10,8
|
12,1
|
12,2
|
11,2
|
8,0
|
2,2
|
2,4
|
34,5
|
|
2003
|
100
|
10,3
|
18,4
|
11,9
|
10,9
|
11,2
|
12,0
|
12,0
|
8,4
|
2,4
|
2,4
|
34,7
|
|
2004
|
100
|
10,6
|
17,0
|
11,9
|
11,6
|
11,2
|
11,5
|
12,6
|
8,6
|
2,9
|
2,1
|
34,9
|
|
2005
|
100
|
10,8
|
16,0
|
13,4
|
11,1
|
10,1
|
10,4
|
12,5
|
10,0
|
3,0
|
2,8
|
35,2
|
|
2006
|
100
|
10,4
|
21,3
|
13,3
|
9,6
|
9,2
|
10,7
|
11,9
|
9,0
|
3,6
|
1,1
|
34,1
|
|
|
Международная миграция (человек)
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
|
Прибыло в Российскую Федерацию – всего
|
359330
|
193450
|
184612
|
129144
|
119157
|
177230
|
186380
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
из стран СНГ
|
346774
|
183650
|
175068
|
119661
|
110374
|
168598
|
177657
|
|
Азербайджан
|
14906
|
5587
|
5635
|
4277
|
2584
|
4600
|
8900
|
|
Армения
|
15951
|
5814
|
6802
|
5124
|
3057
|
7581
|
12949
|
|
Беларусь
|
10274
|
6520
|
6841
|
5309
|
5650
|
6797
|
5619
|
|
Грузия
|
20213
|
9674
|
7128
|
5540
|
4886
|
5497
|
6806
|
|
Казахстан
|
124903
|
65226
|
55706
|
29552
|
40150
|
51945
|
38606
|
|
Киргизия
|
15536
|
10740
|
13139
|
6948
|
9511
|
15592
|
15669
|
|
Республика Молдова
|
11652
|
7569
|
7562
|
6391
|
4816
|
6569
|
8649
|
|
Таджикистан
|
11043
|
6742
|
5967
|
5346
|
3339
|
4717
|
6523
|
|
Туркмения
|
6738
|
4402
|
4531
|
6299
|
3734
|
4104
|
4089
|
|
Узбекистан
|
40810
|
24873
|
24951
|
21457
|
14948
|
30436
|
37126
|
|
Украина
|
74748
|
36503
|
36806
|
23418
|
17699
|
30760
|
32721
|
|
из стран
дальнего зарубежья
|
12556
|
9800
|
9544
|
9483
|
8783
|
8632
|
8723
|
|
Австралия
|
27
|
25
|
22
|
30
|
42
|
30
|
28
|
|
Австрия
|
37
|
22
|
23
|
24
|
21
|
24
|
53
|
|
Афганистан
|
288
|
171
|
107
|
82
|
55
|
60
|
86
|
|
Бангладеш
|
116
|
93
|
31
|
19
|
12
|
13
|
15
|
|
Болгария
|
245
|
255
|
238
|
212
|
125
|
118
|
109
|
|
Вьетнам
|
182
|
157
|
198
|
129
|
48
|
114
|
157
|
|
Германия
|
1753
|
1627
|
1962
|
2692
|
3117
|
3025
|
2900
|
|
Греция
|
182
|
124
|
150
|
224
|
182
|
200
|
176
|
|
Египет
|
23
|
17
|
25
|
12
|
16
|
19
|
18
|
|
Замбия
|
24
|
16
|
24
|
17
|
6
|
29
|
17
|
|
Израиль
|
1508
|
1373
|
1670
|
1808
|
1486
|
1004
|
1053
|
|
Индия
|
203
|
213
|
196
|
33
|
25
|
54
|
72
|
|
Иордания
|
85
|
57
|
56
|
25
|
25
|
26
|
33
|
|
Италия
|
47
|
40
|
26
|
45
|
34
|
46
|
44
|
|
Йемен
|
28
|
32
|
26
|
9
|
5
|
7
|
8
|
|
Канада
|
50
|
74
|
70
|
103
|
87
|
99
|
77
|
|
Китай
|
1121
|
405
|
410
|
346
|
212
|
432
|
499
|
|
КНДР
|
32
|
40
|
19
|
5
|
2
|
5
|
2
|
|
Куба
|
37
|
42
|
22
|
23
|
12
|
17
|
12
|
|
Латвия
|
1785
|
1283
|
990
|
906
|
819
|
726
|
766
|
|
Ливан
|
106
|
71
|
50
|
26
|
26
|
27
|
54
|
|
Литва
|
945
|
758
|
722
|
535
|
339
|
360
|
371
|
|
Марокко
|
131
|
117
|
33
|
19
|
16
|
38
|
51
|
|
Монголия
|
95
|
49
|
70
|
54
|
20
|
31
|
33
|
|
Нигерия
|
47
|
36
|
26
|
23
|
30
|
27
|
18
|
|
Пакистан
|
90
|
61
|
65
|
19
|
8
|
19
|
16
|
|
Палестина
|
79
|
54
|
38
|
19
|
6
|
13
|
12
|
|
Перу
|
20
|
10
|
42
|
27
|
16
|
17
|
12
|
|
Польша
|
61
|
56
|
53
|
39
|
48
|
55
|
48
|
|
Республика Корея
|
71
|
39
|
52
|
33
|
34
|
53
|
32
|
|
Сербия
|
181
|
117
|
80
|
73
|
32
|
54
|
41
|
|
Сирийская Арабская Республика
|
358
|
260
|
144
|
101
|
56
|
68
|
67
|
|
Великобритания
|
68
|
50
|
22
|
27
|
37
|
40
|
34
|
|
США
|
439
|
432
|
455
|
484
|
518
|
396
|
411
|
|
Турция
|
164
|
184
|
144
|
112
|
77
|
86
|
172
|
|
Финляндия
|
83
|
97
|
136
|
125
|
141
|
129
|
137
|
|
Франция
|
56
|
31
|
46
|
38
|
51
|
40
|
54
|
|
Чешская Республика
|
65
|
40
|
43
|
37
|
38
|
24
|
39
|
|
Швеция
|
14
|
28
|
19
|
22
|
16
|
23
|
32
|
|
Эстония
|
786
|
535
|
534
|
445
|
446
|
432
|
347
|
|
другие страны
|
924
|
709
|
505
|
481
|
497
|
652
|
617
|
|
Выбыло из Российской Федерации – всего
|
145720
|
121166
|
106685
|
94018
|
79795
|
69798
|
54061
|
|
в том числе :
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в страны СНГ
|
82312
|
61570
|
52099
|
46081
|
37017
|
36109
|
35262
|
|
Азербайджан
|
3187
|
2170
|
1704
|
1771
|
1336
|
1274
|
1366
|
|
Армения
|
1519
|
1362
|
1114
|
1098
|
654
|
620
|
686
|
|
Беларусь
|
13276
|
11175
|
8829
|
7016
|
5671
|
6034
|
6318
|
|
Грузия
|
1802
|
1339
|
964
|
939
|
740
|
691
|
593
|
|
Казахстан
|
17913
|
15186
|
13939
|
14017
|
12504
|
12437
|
11948
|
|
Киргизия
|
1857
|
1333
|
1080
|
959
|
656
|
473
|
605
|
|
Республика Молдова
|
2237
|
1660
|
1385
|
1234
|
907
|
786
|
636
|
|
Таджикистан
|
1158
|
993
|
827
|
922
|
549
|
434
|
424
|
|
Туркмения
|
676
|
352
|
272
|
251
|
168
|
125
|
112
|
|
Узбекистан
|
3086
|
1974
|
1400
|
1130
|
717
|
595
|
648
|
|
Украина
|
35601
|
24026
|
20585
|
16744
|
13115
|
12640
|
11926
|
|
в страны
дальнего зарубежья
|
63408
|
59596
|
54586
|
47937
|
42778
|
33689
|
18799
|
|
Австралия
|
176
|
184
|
144
|
146
|
167
|
209
|
167
|
|
Австрия
|
179
|
120
|
116
|
112
|
122
|
144
|
96
|
|
Аргентина
|
101
|
68
|
20
|
25
|
11
|
6
|
14
|
|
Белиз
|
44
|
52
|
33
|
28
|
22
|
29
|
55
|
|
Бельгия
|
47
|
45
|
46
|
38
|
55
|
65
|
70
|
|
Болгария
|
180
|
163
|
133
|
156
|
160
|
124
|
116
|
|
Венгрия
|
58
|
42
|
40
|
42
|
27
|
42
|
33
|
|
Вьетнам
|
33
|
27
|
19
|
10
|
16
|
45
|
42
|
|
Германия
|
40443
|
43682
|
42231
|
36928
|
31876
|
21458
|
8229
|
|
Греция
|
314
|
204
|
190
|
186
|
157
|
155
|
139
|
|
Дания
|
57
|
49
|
66
|
62
|
49
|
58
|
59
|
|
Израиль
|
9407
|
4835
|
2764
|
2048
|
1733
|
1745
|
1408
|
|
Индия
|
110
|
98
|
152
|
10
|
10
|
13
|
28
|
|
Иордания
|
62
|
39
|
52
|
28
|
29
|
32
|
16
|
|
Ирландия
|
15
|
14
|
49
|
33
|
42
|
47
|
39
|
|
Испания
|
160
|
220
|
264
|
255
|
372
|
320
|
348
|
|
Италия
|
273
|
163
|
148
|
186
|
240
|
249
|
293
|
|
Канада
|
841
|
812
|
725
|
701
|
783
|
628
|
552
|
|
Китай
|
658
|
156
|
151
|
86
|
154
|
456
|
196
|
|
КНДР
|
47
|
40
|
20
|
11
|
8
|
5
|
3
|
|
Латвия
|
365
|
311
|
256
|
259
|
226
|
211
|
223
|
|
Ливан
|
51
|
23
|
25
|
25
|
26
|
33
|
39
|
|
Литва
|
376
|
262
|
293
|
268
|
282
|
213
|
228
|
|
Марокко
|
169
|
73
|
77
|
24
|
32
|
24
|
20
|
|
Монголия
|
44
|
19
|
38
|
27
|
34
|
43
|
17
|
|
Нидерланды
|
115
|
74
|
84
|
87
|
91
|
108
|
128
|
|
Новая Зеландия
|
101
|
112
|
93
|
84
|
77
|
67
|
92
|
|
Норвегия
|
73
|
100
|
140
|
155
|
165
|
166
|
173
|
|
Пакистан
|
31
|
50
|
23
|
17
|
13
|
22
|
11
|
|
Палестина
|
26
|
16
|
30
|
14
|
10
|
19
|
4
|
|
Польша
|
135
|
84
|
80
|
72
|
57
|
76
|
84
|
|
Португалия
|
16
|
19
|
36
|
52
|
149
|
158
|
91
|
|
Республика Корея
|
690
|
99
|
71
|
98
|
95
|
84
|
61
|
|
Сербия
|
47
|
28
|
27
|
31
|
28
|
36
|
21
|
|
Сирийская Арабская Республика
|
54
|
60
|
66
|
58
|
55
|
54
|
42
|
|
Великобритания
|
133
|
135
|
121
|
152
|
165
|
234
|
271
|
|
США
|
4793
|
4527
|
3134
|
3199
|
2919
|
4040
|
3109
|
|
Турция
|
104
|
96
|
80
|
88
|
60
|
85
|
78
|
|
Финляндия
|
1142
|
980
|
1110
|
737
|
910
|
737
|
695
|
|
Франция
|
139
|
140
|
212
|
174
|
190
|
204
|
209
|
|
Чешская Республика
|
234
|
158
|
206
|
172
|
193
|
215
|
324
|
|
Швейцария
|
79
|
69
|
45
|
73
|
60
|
57
|
62
|
|
Швеция
|
195
|
148
|
162
|
151
|
158
|
110
|
132
|
|
Эстония
|
385
|
402
|
321
|
351
|
265
|
225
|
270
|
|
Япония
|
60
|
71
|
52
|
57
|
54
|
50
|
75
|
|
другие страны
|
646
|
527
|
441
|
421
|
431
|
588
|
437
|
|
|
Экономическая миграция из России определяется следующими факторами:
Ш более высоким уровнем жизни за рубежом и выгодными условиями труда, предлагаемыми там;
Ш численность выезжающих ограничивается емкостью рынков труда принимающих стран и в целом сравнительно низким уровнем квалификации рабочей силы из РФ, непризнанием за рубежом российских дипломов о высшем образовании, языковым барьером;
Экономическая миграция в Россию на современном этапе определяется наличием вакантных рабочих мест: соотношение числа вакансий к численности безработных в России составляет 0,48. Для сравнения это соотношение для Армении равно 0,004, для Украины – 0,046. Практически во всех государствах СНГ перспектива найти работу равна нулю, за исключением России, Беларуси и Узбекистана.
Законодательно установлено, что на 2008 год вводятся допустимые доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами. В 2007 году правительство установило квоту в 308 тыс. человек из стран, с которыми Россия имеет визовые отношения.
В целом можно отметить, что ситуация в сфере трудовой миграции требует настоятельного вмешательства со стороны властей, а принятые в 2006г. законы нуждаются в доработке и дальнейшем развитии.
Заключение
По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы о мировых тенденциях в сфере занятости.
В большинстве стран Азии отмечаются признаки возобновления экономического роста, одновременно сохраняются факторы, препятствующие ему. Зависимость азиатских стран от импорта нефти и трудности в экономике Японии оказывают негативное влияние на возобновление доходов населения этого региона. По прогнозам Мот здесь ожидается сокращение безработицы в 2 раза по сравнению с 1998 годом.
Эффективный рынок труда Китая может открыть новые перспективы в области занятости. Страна привлекает иностранные инвестиции для развития внутреннего рынка и экспорта в другие страны. Азиатские страны используют рынок Китая для сбыта своей продукции, что позволит им ослабить зависимость от ПРС.
В странах Латинской Америки и Карибского бассейна в 2002г. отмечались посредственные экономические результаты. Чтобы вдове сократить безработицу и долю бедных трудящихся, уровень экономического роста в течение 5-10 лет должен быть не менее 4,5% в год.
В странах Северной Африки и Среднего Востока несмотря на высокие цены на нефть, сохраняющаяся политическая нестабильность оказывает отрицательное влияние на инвестиции и на туризм. При достижении темпа экономического роста 4,7% ситуация с занятостью может улучшится.
Страны с переходной экономикой нуждаются в привлечении инвестиций и в поддержании внутреннего спроса. Темпы роста должны достичь 4,5%. По мере перехода к рыночной экономике и повышения доходов населения до уровня доходов в странах Западной Европы перспективы занятости в этой группе стран будут улучшаться. Но для ликвидации структурной безработицы экономический рост должен сопровождаться проведением соответствующей политики.
Низкие темпы роста в ПРС оказывает отрицательное влияние на экспорт других стран, что, как минимум, влечет за собой усиление давление на уровень заработной платы и условия труда в последних.
МОТ выступило с призывом к 2015 году сократить в два раза уровень нищеты в мире, что предполагает недопущение замедления темпов экономического роста, которое может вылиться в экономический спад. Он будет иметь серьезные последствия для социальной и политической стабильности целых регионов. Кроме того, возросшая бедность и безработица лягут тяжелым бременем на бюджеты государств и будут препятствовать стабилизации финансового положения многих стран. необходимо, чтобы ответственные лица сконцентрировали свои усилия на мерах по обеспечению экономического роста, поскольку при этом создаются новые рабочие места. Для преодоления проблем в сфере занятости необходимы интегрированные социальные стратегии, в которых центральное место занимает задача обеспечения людей достойной работой. Для улучшения глобальных перспектив в области занятости необходимо добиться, чтобы экономический подъем целенаправленно служил росту занятости и улучшению положения бедного населения.