Творчество Фидия
Введение
Творчество Фидия – вершина греческой классики. Время, в которое жил и творил Фидий, благодаря расцвету культуры, искусства вошло в историю под названием «Золотого века».
Фидий один из самых знаменитых скульпторов Древней Греции. Биографические сведения о нем крайне скудные. Известно только, что он родился в Афинах ок. 490 г. до н.э. вскоре после битвы при Марафоне. Его отца звали Хармид, о чем свидетельствует надпись, сделанная Фидием на пьедестале статуи Зевса в Олимпии. Он работал в Афинах, Платеях, Дальфах, Олимпии. Вероятно его отец тоже был скульптором, его брат и племянник были художниками. Первоначально Фидий занимался живописью, позже он стал скульптором. Учителем Фидия считают афинского мастера Гегия, Гегий работал с мрамором, у него Фидий и перенял искусство высекать скульптуры из мрамора. Также он учился и у Агелада, мастера, связанного с традициями аргосско-сикионской школы.Колпинский Ю. Искусство Греции эпохи расцвета. – М.: Гос. издат-во изобр.искусств, 1937, с.117 У него о Фидий учился работать с бронзой. Фидий объединил в своем творчестве элементы дорической и ионической традиций. Конкретное реальное движение тела человека Фидий стремился показать начиная с ранних работ. Гармония и естественность поз, живая пластика человеческого тела – вот отличительные черты скульптур Фидия.
1. Раннее творчество Фидия
В раннем творчестве Фидию принадлежит исполнение многофигурной скульптурной группы, которая была поставлена в Дельфах, в честь победы при Марафоне. Он отлил ее из бронзы и состояла она из 13 фигур. В частности, она изображала полководца Мильтиада в окружении Афины, Аполлона и героев Аттики. Позднее эта композиция дополнялась другими фигурами греческих героев, поскольку фигуры в группе были не связаны друг с другом. Поскольку детство и юность скульптора прошли в период греко-персидских войн, он всю жизнь создавал памятники, посвященные восхвалению героических подвигов греческого народа над персами. К этому же периоду относится статуя раненой амазонки (рис. 1). Эта статуя была заказана жителями города Эфеса для храма Артемиды. Эта скульптура участвовала в конкурсе наравне с работами других греческих скульпторов – Поликлета, Кресалая, Фрадмона и Кидона. Но пальма первенства была отдана статуе Поликлета. В ранний период творчества Фидий берется за исполнение статуй из различных материалов. Он создает статуи из дерева и мрамора.
Рисунок 1. Амазонка. Мрамор. Римская копия. Рим. Музей Ватикан
2. Расцвет творчества Фидия
Расцвет творчества Фидия приходится на время правления Перикла. Это было время подъема греческих городов после победы над персами, время расцвета рабовладельческой демократии. Этот период в искусстве принято определять как высокая классика.
В 447 году до н.э. по инициативе Перикла на Акрополе на месте разрушенных во время греко-персидских войн храмов началось новое строительство. В течении третьей четверти 5 в. до н.э. были возведены: Парфенон, Пропилеи, храм Ники Аптерос. Завершающее ансамбль здание Эрехтейона строилось позже, во время Пелопонесской войны.
Частично Акрополь был восстановлен сразу после окончания войны при Кимоне, он же разработал план украшения Акрополя и проделал целый ряд работ по его восстановлению. При Кимоне Фидий создал статую Афины Промахос (покровительницы или стерегущая) в 465-455 гг. до н.э. Она прославляла мощь и величие Афин. Это был первый памятник, воздвигнутый в честь победы над врагом и стал символом возрождения города, его мощи. О масштабах статуи Афины-Промахос мы можем судить по картине Лео фон Кленце «Реконструкция Афинского Акрополя» 1846 года. Статуя была выполнена из бронзы и достигала 18 метров в высоту и возвышалась над всеми окрестными зданиями. Суровая и грозная богиня правой рукой опиралась на копье, острие которого было из золота, а левой держала щит. Его голову покрывал шлем, гребни которого тоже были покрыты золотом. Огромную мощную женскую фигуру и золото блестящее на солнце издали видели моряки, поэтому статуя Афины служила еще и маяком для мореплавателей. В этой работе Фидий еще далек от норм классицизма, которые есть в его поздних работах. Но трактовка образа – голова Афины была чуть наклонена набок и вниз, как бы смотрела с высоты на город и охраняла его – показывает, что Фидию важен был жизненный образ богини, обращенный к людями. Этим статуя Афины отличалась от идеальных образов богов и богинь в исполнении других скульпторов того времени. Это был образ идеализированного, но все же живого человека.
В 450-440 гг. до н.э. Фидием была создана Афина Лемния (рис. 2,3). Это бронзовая статую богини Афина была выполнена скульптором по заказу жителей о. Лемнос. Выполнена она была в бронзе. Богиня изображена не обычно – она стоит без щита, эгида с изображением Медузы Гаргоны перекинута через плечо и голова ее не покрыта, шлем она держит в левой руке, а в правой копье. Стояла статуя где-то неподалеку от Пропилей. Статуя не сохранилась, судить о ней можно лишь по копиям более позднего времени и по восторженным отзывам современников скульптора. Отмечают удивительную красоту и утонченность черт лица богини. Скульптор изобразил идеальный образ прекрасной юной девы, далекий от образов живых людей. Но тем не менее, снятый с головы шлем придает некоторую теплоту образу богини, нет в нем официальной торжественности, как у Афины Пармахос.
фидия скульптурный статуя афина
Рисунок 2
Рисунок 3. Афина Лемния. V в. до н.э. Мрамор. Римская копия. Дрезден.
Целостный план застройки и украшения Акрополя был составлен при Перикле. Всеми работами руководил Фидий, близкий друг Перикла. Строительные работы длились несколько десятилетий и завершились созданием уникального в истории культуры комплекса, где архитектура и скульптура были единым целым, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Акрополь стал воплощением могущества Афин и в то же время, впервые в истории Греции выражал идею единства эллинов. На холме Акрополя главное место занимал Парфенон – храм Афины, богини мудрости и покровительницы города. Строителями Парфенона были Иктин и Каликрат. Фидий был автором планировки храмов, руководил выполнением скульптурного ансамбля Парфенона. Он был очень разносторонним скульптором, работал в хрисоэлефантинной технике и с мрамором. К сожалению, о мощи и таланте Фидия мы можем судить по более поздним римским копиям его скульптур, а так же по изображениям статуй на монетах и украшениях. Часть скульптур и скульптурных групп были выполнены учениками Фидия.
По мысли Фидия взору человека, идущего по Акрополю, памятники должны были открываться последовательно, не заслоняя друг друга красотой и величием. Поэтому при построении композиции он отошел от принципа симметричности, свойственному архаике. Памятники располагались свободно, подходя вплотную к одному их памятников, вниманию зрителя открывался вид на другой. Таким образом каждое из строений или статуи Акрополя представали перед зрителем с наиболее выгодной, в художественном смысле, точки зрения, так чтобы максимально выявить художественный эффект каждого объекта.
Статуя Афины Парфенос – Афина Дева (447-438 гг. до н.э.) (рис. 4) находилась в наосе Парфенона и была выполнена в хрисоэлефантинной технике (то есть выполненные из слоновой кости и золота).
Рисунок 4. Римская мраморная копия с хрисоэлефантинный статуи Парфенос.
Высота статуи была более 9 метров, она стояла на высоком (высотой около 1,5 метров) белокаменном постаменте. В 13 веке статуя была вывезена в Константинополь и уничтожена. Представить ее помогают сохранившиеся ее воспроизведения более поздних времен. Такие как статуя Афина Варвакион, найденная в Афинах в 1879 году, возле гимназии Варваки, или «статуэтка Ленормана», обнаруженная в 1859 году. По ним можно представить облик статуи в Акрополе. Одежда была с пышными спускающимися складками, ее подпоясывали змеи, змеи были и на эгидеЭгида — в мифах древних греков щит Зевса и Афины, изготовленный Афиной из шкуры порождённого богиней Геей чудовища (вариант: изготовлен Гефестом для Зевса). Потрясая им, Зевс наводит ужас на богов и людей; достигнув господства над богами и людьми, Зевс отдал эгиду Афине. Слово эгида в европейских языках как понятие нарицательное означает защиту, покровительство., которую они окаймляли. Шлем богини был украшен рвущимися вперед крылатыми конями и сфинксом посередине, с тремя гребнями над ними. На правой руке сидела крылатая богиня Победы Ника, другой рукой Афина опиралась на щит, на внешней стороне которого было изображение битвы греков и амазонок, а на внутренней стороне битва богов с гигантами. Среди сражающихся греков Фидий изобразил себя и Перикла, за что и поплатился в последствии (рис. 5). Его обвинили в безбожии.
Рисунок 5
Статуя была выполнена из дерева, большая ее часть была покрыта золотом, а части воспроизводящие тело были покрыты пластинами из слоновой кости, в глаза были вставлены драгоценные камни. Слоновую кость скульптор подвергал тонировке, тем самым добиваясь разнообразия зрительного восприятия скульптуры. Не случайно, что Афина изображена с Богиней Победы Никой в руке. По мысли греков именно Афина принесла победу городу в долгой войне с персами. Не случайно и изображение змей. Их наличие указывает на идею автохтонности афинян, т.е., с их точки зрения, они были единственным народом Эллады, высшим среди эллинов. Важно отметить, что скульптура была больших размеров, а для выполнения ее в столь сложной технике требовались немалые ресурсы. Оформление статуи было очень сложным, сюжетные рельефа были не только на постаменте Афины, но им на более мелких деталях одежды, на ободке сандалий например.
Фидий также был автором некоторых фигур и барельефов Парфенона (рис. 6).
Рисунок 6. Фидий или круг Фидия. Фрагмент барельефа Парфенона. Греция. V в. до н. э. Мрамор. Британский музей, Лондон.
При трактовке образов Фидий стремился к преодолению скованности движений. Стремился объединить фигуры в единую композицию, связать их своеобразным ритмом. Таким образом, пластика тел, сюжет и философское содержание во фризах (рис. 7), исполненных Фидием составляли единое целое. Большое внимание он уделял пластике тела и расположению складок одежд – это дополнительно создавало иллюзию движения не зависимо от позы изображенного.
Рисунок 7
Метопы фриза Парфенона. Горельефы 92 метоп выполнены Фидием из мрамора и изображают битвы. Восточная сторона – бой богов и гигантов, западная – бой греков и амазонок, южная сторон – бой лапифов с кентаврами, северная – участников Троянской войны.
По мнению ученых, эти способы отображения движения Фидием можно считать зарождением в искусстве приемов ритмизации и маньеризма (достижения эффекта за счет надуманных искажений).Адохин А.П. Мировая культура и искусство. – М.:ЗАО «БММ»,2007, с. 135 Среди фигур с фронтонов Парфенона выделяют скульптурную группу трех мойр (рис. 8). Это богини судьбы, плетущие нити жизни людей.
Рисунок 8. Мойры. Фрагмент скульптуры восточного фронтона Парфенона. Мрамор.
Непринужденное благородство и спокойствие фигур богинь в их позах. Пластику человеческого тела подчеркивают складки их туник. Движения фигур богов и героев на фронтонах Парфенона очень естественны, Боги как будто ближе стали к человеку. Глядя на их изображения возникало, возникает и сейчас, чувство восхищения красотой и совершенством человека. Люди и Боги изображаются одинаково прекрасными (рис. 9-13).
Рисунок 9
Так называемый Тесей с Деметрой и Персефоной. Статуи восточного фронтона. Круг Фидия, детали убранства Парфенона на афинском Акрополе.
Британский музей, Лондон. Мрамор.
Рисунок 10. Деталь убранства Парфенона. Афины
Рисунок 11 Кентавр, уносящий лапифянку. Фрагмент метопы южной стены.
Рисунок 12. Изображение Перикла сражающегося с Амазонками
Наиболее совершенно из всех работ Фидия считается статуя Зевса Олимпийского (рис. 14). Вот как писал о ней греческий поэт Филипп, восхищенный красотой и величием творения скульптора: «Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ, Или на небо ты сам, бога чтоб увидеть взошел?» Соколов Г.И. Искусство древней греции .- М.: Искусство, 1980., с. 85
Рисунок 13. Нике (или Ирида). Статуя западного франтона. Круг Фидия, детали убранства Парфенона.
Рисунок 14. Статуя Зевса Олимпийского. Реконструкция.
Фидий выполнил статую Зевса для храма Зевса в Олимпии. Она была 14 м высотой, входила в число семи чудес света. Храм был создан архитектором Либоном из Элиды. Археологами была обнаружена мастерская Фидия не далеко от алтаря храма Зевса, она была точно таких же размеров, что и храм. Готовую статую переносили в храм по частям. Зевс восседал на троне. В одной руке он держал скипетр, в другой изображение Богини Победы. Статуя была выполнена в хрисоэлефантинной технике. Тело бога создавалось из слоновой кости, и украшено драгоценными камнями и 200 килограммами чистого золота, волосы и мантия из золота. Благодаря особой розовой слоновой кости тело Зевса казалось живым и выглядело очень реалистично. Богато был выполнен трон – из черного дерева, кости и драгоценных камней. Статуя была огромных размеров, и, казалось, если Зевс встанет, то пробьет головой крышу. Это было самое знаменитое произведение Фидия. Целое поколение греков считало эту статую истинным богом. Тот, кто умирал не увидев эту статую, считал себя несчастным человеком. При установке статуи Фидий детально подошел к освещению статуи, для чего в потолке были сделаны отверстия через которые особым образом падал свет, придавая Зевсу еще большее величие. Более семи столетий величественно восседал Зевс в своем храме, пока не был сильно поврежден землетрясением во 2 м веке нашей эры. Но, тем не менее, Олимпийские игры продолжались, пока в 394 году не были запрещены императором Феодосием I, посчитавшим их языческим культом. После этого начался постепенный упадок как храма, так и самой статуи Зевса. Воры отдирали золото, драгоценные камни и даже слоновую кость. В попытке спасти статую, ее вывезли в Константинополь, где она и сгорела во время сильного пожара. Судить о ней можно по изображениям на монетах и по живописным реконструкциям (рис. 15).
Рисунок 15.
Заключение
О последних годах жизни и творчества скульптора практически ничего не известно. Он умер ок. 430 г. до н.э., по некоторым сведения в тюрьме, по другим он продолжал работать со своими учениками в Элиде. Фидий сделал значительный вклад в развитие греческой скульптуры, приблизив ее к совершенству. Скульпторы его школы овладели труднейшей техникой, анатомией, научились передавать движение человеческого тела и через нее создавать образ наполненный жизнью. Скульптура перестала быть просто механическим воспроизведением действительности, произошел переход к ее творческому отражению.
Список используемой литературы
1. История зарубежного искусства: Учебник НИИ теории и истории изобразительных искусств ордена Ленина Акад.художеств СССР/ Под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой. – 4-е изд., доп. – М.: Изобразительное искусство, 1984. – 504с.
2. Гнедич П.П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. – М.: Эксмо, 2004. – 848с.
3. Колпинский Ю.Д. Искусство Греции эпохи расцвета.- М.: Государственное издательство изобразительных искусств, 1937. – 150с.
4. Садохин А.П. Мировая культура и искусство. – М.: ЗАО « БММ», 2007.- 448с.
5. Соколов Г.И. Искусство древней Греции.- М.: Искусство, 1980. – 271 с., ил. – (Очерки истории и теории изобраз. искусств).