Решим задачу за 30 минут!
Опубликуй вопрос и получи ответ со скидкой 20% по промокоду helpstat20
Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по конфликтологии

Тема: «Виды конфликтов и объективные факторы их возникновения»

ПЛАН

I. Введение

II. Основная часть

1. Феноменология конфликтов

2. Межличностные конфликты и причины их возникновения

3. Межгрупповые конфликты и механизмы их возникновения

4. Методы исследования межгрупповых конфликтов

III. Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

межличностный межгрупповой конфликт

История человеческой цивилизации насыщена всякого рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. Возникновение государственности можно рассматривать как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов.

На протяжении веков лучшие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества (Т. Мор, «Утопия», Д. Кампанелла «Город Солнца»), а порой даже пытались превратить их вреальную жизнь (Великая французская революция, Великая октябрьская социалистическая революция в России).

Сегодня конфликты – повседневная реальность. Для эффективного решения возникающих проблемм каждому человеку необходимо усвоить определенный минимум теоретических знаний и практических навыков в конфликтных ситуациях.

Конфликты в ХХ веке стали основной причиной гибели огромного количества людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных военных конфликтов, локальные войны, террор тоталитарных режимов, международный терроризм, вооруженная борьба за власть, убийства и самоубийства – все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке унесли в ХХ столетии до 300 миллионов человеческих жизней. Медленное, но неудержимое совершенствование и распространение оружия массового поражения свидетельствует о возрастании опасности войны с применением такого оружия. Примером тому могу послужить военные операции стран блока НАТО в Афганистане и Ираке в последние несколько лет, которые чуть было не поставили мир на грань всеобщей войны по принципу «все против всех».

Внутриполитическая борьба (и как одно из ее главных составляющих – борьба межгрупповая) – один из решающих факторов развития большинства государств. Конфликты в организациях нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности. Согласие в семье и с самим собой выступает важнейшим условием счастливой жизни каждого человека.

Все это говорит о том, что конфликты являются одной из решающей составляющей жизни каждого человека, семьи, организации, общества и человека в целом.

По итогам прошедшего ХХ века Россия, скорее всего, является бесспорным и недосягаемым лидером не только по потерям людских ресурсов в различных конфликтах, в которые она была вовлечена в течение ушедшего века, но и по другим их разрушительным последствиям: материальным и моральным.

Сегодня наша страна стоит перед серьезным выбором – революция или эволюция, насилие или примирение, согласие, компромисс. Что выберет наше многострадальное Отечество на этом этапе своего развития? По какому пути пойдет становление государства под давлением так называемого «многополярного международного сообщества», созданного под гегемонией одного государства – США? Все будет зависеть от нас, от нашего понимания данной проблемы предупреждения возникновения различных конфликтных ситуаций.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Феноменология конфликтов

Социальные конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Весь процесс функционирования общества состоит из клнфликтов и консенсуссов, согласия и противоборства. Социальная структура общества с ее жесткой дифференциацией различных классов, социальных слоев, групп и отдельных индивидуумов представляет неиссякаемый источник конфликтов. И чем сложнее социальная структура, чем более дифференцировано общество, чем больше в нем свободы, плюрализма, тем больше не совпадающих, а порой и взаимоисключающих интересов, целей, ценностей и, соответественно, больше источников для потенциальных конфликтов. Но одновременно в сложной социальной системе существуют и механизмы успешного разрешения конфликтов. Поэтому проблемы любого общества и социальной общности состоит в том, чтобы не допустить (максимально снизить) негативные последствия нарождающегося конфликта, использовать его для позитивного решения возникающих проблемм [4; 5]

Виды групповых конфликтов

Любая социальная группа – сложное социальное, социально-психологическое образование. В ней одновременно могут функционировать формальная и неформальная системы отношений. В свою очередь неформальные отношения в группе включают ценностно-нормативную систему, статусно-ролевую структуру и систему межличностных связей и предпочтений. Такая группа находится в сложной системе взаимоотношений с другими группами. Образно говоря, в социальной группе как в капле воды отражается все многообразие оющества. Поэтому в ней в той или иной степени могут возникать самые разнообразные конфликты. Наиболее характерными из них являются [4;83]:

а) внутриличностный конфликт;

вызванный вниутригрупповыми проблемами;

привнесенный извне ивызывающий внутригрупповую напряженность;

б) межличностный конфликт:

ценностно-нормативный;

статусно-ролевой;

в) конфликт между группой (подгруппой) и членами группы;

г) конфликт между формальной и неформальной системами отношений;

д) межгрупповой конфликт.

Классификацию групповых конфликтов можно рассматривать также в зависимости от разновидностей социальных мотивов внутригруппового взаимодействия. Ч. Макклинтон выделил шесть разновидностей таких мотивов:

мотив максимилизации общего выигрыша (кооперация);

мотив максимилизации собственного выигрыша (индивидуализм);

мотив максимилизации относительного выигрыша (соперничество);

мотив максимилизации выигрыша другого (альтруизм);

мотив минимилизации выигрыша другого (агрессия);

мотив минимилизации различий между собственными и чужими выигрышами (равенство).

Каждый из перечисленных мотивов предполагает свои причины возникновения противоречий, свою конфликтную установку и свои способы конфликтного взаимодействия.

Межличностные конфликты и их особенности

Межличностные конфликты – это частные, хотя и занимающие особое место, случаи взаимодействия между людьми в процессе их общения и совместной деятельности.

В таком конфликте люди сталкиваются друг с ддругом непосредственно, лицом к лицу. При этом у них возникают и поддерживаются напряженные отношения. Они втягиваются в конфликт как личности проявляют в нем черты своего характера, способностей, других индивидуальных свойств и особенностей. [5;125]

Если говорить о реальных межличностных конфликтах, то наиболее очевидными их проявлениями выступают взаимные обвинения, споры, нападки и защита.каждый участник конфликта при этом стремится самоутвердиться, удовлетворить свои потребности, достичь своих интересов.это касается всех сфер и широкого спектра человеческого взаимодействиия: от сексуальных отношений до распределения материальных благ и сохранения духовных ценностей.

Межличностные конфликты классифицируются по своим основным основаниям.

А) По сферам существования (деловые, семейные, имущественные и т.п.);

Б) По своему эффекту и функциональным последствиям (конструктивные и деструктивные). Обычно в конфликтах конструктивная и деструктивная стороны существуют, как две стороны у монеты. Указанные типы конфликтов различаются тем, какая из этих сторон преобладает.

Канструктивная сторона межличностных конфликтов состоит в том, что они могут вести к прояснению взаимоотношений между сторонами и нахождению способов улучшения как поведения, так и личностных качеств участников конфликта.

Конструктивные последствия межличностных конфликтов могут проявиться, например:

в создании общности людей, причастных к решению проблемы;

в расширении сферы сотрудничества на другие области;

в том, что скорее происходит процесс самоосознания, прояснения собственных интересов и интересов партнера.

Деструктивная сторона межличностных конфликтов проявляется тогда, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнеров, дискредитируя и унижая их в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровождается оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, разрушаются межличностные отношения, наносится вред здоровью (стресс, депрессия, психическое расстройство, возможен суицид).

При деструктивном конфликте наблюдается [5;138]:

поляризация оценочных суждений партнеров;

стремление к расхождению исходных позиций;

стремление принудить партнера к невыгодному для него решению;

обострение конфликта;

желание уйти от исходной проблемы;

боллезненные формы разрешения конфликтной ситуации.

В) По критерию реальности или истинности-ложности, согласно М.Дойчу, выделяются следующие типы конфликтов:

“подлинный” конфликт, который существует объективно и воспринимается адекватно;

“случайный” или “условный” конфликт, зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что не всегда осознается сторонами;

“смещеннный” конфликт – когда имеется в виду явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основе явного;

“неверно приписанный” конфликт – между сторонами, ошибочно понявшими друг друга и неверно истолковывающими проблемы;

“латентный” (скрытый) конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;

“ложный” конфликт – когда отсутствуют объективные основания конфликта и последний существует только в силу ошибок восприятия и понимания.

Межгрупповые конфликты и причины их возникновения

Межгрупповые конфликты – столкновение отдельных групп по поводу возникновения между ними конфликтных противоречий. Такие противоречия могут быть обусловлены самыми различными причинами, например, борьба за ограниченные ресурсы, стремление к доминированию, удовлетворение потребностей и так далее. Все эти противоречия присущи и другим видам конфликтов. Однако, межгрупповые конфликты имеют и свои особенности.

В основе межгруппового взаимодействия лежат такие понятия как социальная идентичность и социальное сравнение. Такие понятия предполагают деление людей на своих и чужих, выделение своей группы (мы-группы) из общей других групп (аут-групп). Через сравнение и противопоставление отдельные индивиды идентифицируют себя с определенной социальной общностью и обеспечивают относительную стабильность внутригрупповых отношений. Отнесение себя к какой-либо группе порождает негативный образ «внешних других» даже в том случае, когда отсутствует реальное столкновение интересов и сколько-нибудь длительная история межгрупповых отношений.[7;81-83]

Феномен социальной (групповой) идентичности включают следующие основные положения:

стремление индивида сохранить позитивный образ «Я» и собственную социальную идентичность;

принадлежность к группе;

оценка группы по принципу сравнения;

позитивная оценка аут-групп.

Таким образом, наряду с положительной функцией – обеспечение психологического благополучия личности, – социальная идентичность стимулируетнегативный процесс социального сравнения (противопоставления) и дискриминации аут-групп. Межгрупповые конфликты способствуют укреплению внутригрупповых связей и отношений, объединению членов группы для борьбы с внешним врагом. Так до начала чеченской войны в Республике Ичкерия существовала мощная оппозиция правящему режиму генерала Д.Дудаева. Ввод федеральных войск в Чечню 17 декабря 1994 года сплотил весь чеченский народ на борьбу с «внешней агрессией», а оппозиция потеряла свою социальную базу и, по сути, прекратила свое существование.

Конфликтующие группы отличаются нетерпимостью к нарушителям внутреннего единства. Подавление «инакомыслия» в таких группах, как правило, находит одобрение и поддержку у большинства членов группы (например, эпоха сталинизма в СССР, режим Пол Пота в Кампучии и т.п.).

Феномен сплочения перед лицом внешенй угрозы часто используют лидеры групп и социальных общностей для сохраниения внутригруппового единства и укрепления личной власти. В наибольшей степени такая политика присуща закрытым группам с авторитарной системой управления (И. Сталин, Ф. Кастро, С. Хусейн и другие).

В открытых группах с демократическими методами управления внутригрупповое равновесие поддерживается благодаря множественности конфликтных ситуаций, разнообразию способов и механизмов их разрешения.

Взаимодействие различных групп в обществе может быть построено по различным основаниям. Группы могут соблюдать относительный нейтралитет по отношению друг к другу; сотрудничать на основе разделения и дополнения функций в совместной деятельности; конкурировать в определенных сферах и видах деятельности; вести непримиримую борьбу на уничтожение друг друга.

В рыночных условиях стратегия и тактика индивидуального и группового выживания объективно предполагает межгрупповую конкуренцию и борьбу за ресурсы. Особенно эта борьба обостряется в периоды крупных социально-политических, экономических и социокультурных потрясений, когда меняются моральные ценности, нормы, принципы. В такие периоды межгрупповая борьба за распределение и перераспределение ресурсов переходит в открытую «войну всех против всех» без правил и морали (например, Гражданская война в России).

Последствия групповых конфликтов

В зависимости от конфликтной ситуации, мотивов возникновения конфликтов и способов их разрешения групповые конфликты могут иметь как положительные (конструктивные), так и отрицательные (деструктивные) последствия. К конструктивным можно отнести те конфликты, которые способствуют развитию и совершенствованию группового взаимодействия. Деструктивные конфликты ухудшают взаимоотношения между членами группы и ведут ее к распаду [7;183]

Некоторые последствия групповых конфликтов:

снятие социального напряжения и утверждение новой расстановки сил;

решение насущных проблем группы;

изменения в ценностно-нормативной системе;

организационные изменения в группе;

появление или смена руководителя;

удаление инакомыслящих членов;

укрепление внутригруппового единства;

поиски виновного;

образование подгрупп;

распад группы.

Межличностные конфликты и причины их возникновения

Межличностные конфликты тесно связаны с другими типами конфликтов. Очень часто межличностные конфликты может начаться в связи с каким-то одним конкретным поводом, но затем постепенно разрастаться и захватить самые различные стороны отношений между людьми. Часто человек, не находя ответа на волнующие его проблемы, начинает думать, что в этом виноваты другие люди, загнавшие его в затруднительное полложение. Он может начать выдвигать к окружающим несправедливые, но кажущиеся ему справедливыми претензии, приставать к другим людям, предъявлять к ним неопределенные и неоправданные требования.контактирующие с ним люди не очень представляют причины такого, порой совершенно непонятного, поведения, а если оно нарушает какие-либо их интересы, то вступают с ним в конфликт. К участникам конфликта нередко примыкают и поддерживающие их сторонники. А когда конфликт разгорается вокруг вопроса, решение которого как-то сказывается на посторонних лицах или целых организациях, то они тоже начинают принимать в нем участие. В результате конфликт, начавшийся как межличностный, перерастает в групповой.

Во всяком межличностном конфликте существуют, как минимум, два участника и определенная конкретная ситуация их взаимодействия, в которой происходит начальный иинциденти развиваются его последствия (рис.1).

Рис.1

Конкретные причины межличностных конфликтов чрезвычайноо разнообразны. Наиболее широко и полно их попытался раскрыть Э.Берн в своей книге «Игры, в которые играют люди». Однако, причины возникновения конфликтов настолько трудно поддаются классификации, что трудно дать их исчерпывающую классификацию – сколько школ и авторов, столько и подходов к решению этой задачи.

Представляется целесообразной классификация, выделяющая следующие группы основных причин конфликтов [5;132]:

ограниченность ресурсов – их качественная и количественная сторона;

различные аспекты взаимозависиимости (полномочия, власть, задания и другие ресурсы);

различия в целях;

различия в манерах поведения и жизненном опыте;

различия в представлениях и ценностях;

неудовлетворительные коммуникации;

личностные особенности участников столкновений.

В. Линкольн предложил иной подход к анализу конфликтов. Он выделил пять причинных факторов конфликта [5;132]:

Информационные факторы – связаны с неприемлимостью информации для одной из сторон.

В качестве информационных факторов могут выступать:

неполные и неточные факты, включая вопросы, связанные с точностью изложения проблемы и истории конфликта;

слухи, невольная дезинформация;

преждевременная информация и информация, переданная с опозданием;

ненадежность экспертов, свидетелей, источников информации и данных, неточность переводов и сообщений СМИ;

нежелательное обнародование информации, которая может оскорбить ценности одной из сторон, нарушить конфиденциальность и даже оставить неприятные воспоминания;

интерпретация использованного языка, выражений типа «приблизительно», «существенно», «намеренно», «чрезмерно» и тому подобных;

посторонние факты, спорные вопросы законодательства, правил, порядка действий, стереотипов.

Поведенческие факторы – неуместность, грубость, эгоистичность, непредсказуемость и другие характеристики поведения, отторгаемые одной из сторон. Наиболее типичными являются:

стремление к превосходству;

проявление агрессивности;

проявление эгоизма.

Также в качестве повендеческих факторов могут выступать случаи, когда кто-либо:

угрожает нашей безопасности;

подрывает нашу самооценку;

не оправдывает положительных ожиданий, нерушает обещания;

постоянно отвлекает нас, вызывает стресс, неудобство, дискомфорт, смущение;

ведет себя непредсказуемо, грубо, преувеличенно и вызывает страх.

3. Факторы отношений – неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами. Часто такая неудовлетворенность порождается не только уже сложившимся взаимодействием, но и неприемлимостью одной из сторон предложениий относительно его дальнейшего развития.

Важнейшими факторами отношений являются:

вклад сторон в отношения, баланс сил в отношениях;

важность отношений для каждой из сторон;

совместимость стоон в плане ценностей, поведения, личных или профессиональных целей и личного общения;

различия в образовательном уровне, классовые различия;

история отношений, их длительность, негативный осадок от прошлых конфликтов, уровень доверия и авторитетности;

ценности групп, к которым принадлежат стороны, и их давление на отношения сторон.

4. Ценностные факторы – к ним относятся принципы, которые провозглашаются или отвергаются, которых мы придерживаемся и которыми пренебрегаем, о которых забываем или сознательно или даже намеренно нарушаем; принципы, следования которым другие ожидают от нас, а мы от других.

Ценности могут различаться силе действия и по важности. Они обычно описываются как:

личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения, приоритеты);

групповые (в том числе профессиональные) традиции, ценности, нужды, нормы;

способы действия и методы, свойственные отдельным институтам, организациям и профессиям;

религиозные, культурные, региональные и политические ценности;

традиционные системы убеждений и связанные с ними ожидания: представления о правильном и неправильном, о плохом и хорошем и так далее.

5. Структурные факторы – относительно стабильные обстоятельства, существующие объективно, независимо от нашего желания, которые трудно и даже невозможно изменить. В качестве подобных факторов выступают:

власть, система управления;

политические партия и течения;

различные социальные норсы;

право собственности;

религии, системы правосудия, статус, роли, традиции, «правили игры» и другие стандарты поведения, включая этические нормы;

географическое положение, добровольная (вынужденная) изоляция или открытость, а также частота и интенсивность контактов сообщества с внешним миром.

Приведенная классификация позволяет не только понять источники конфликтов, но и наметить пути разрешения конфликтов. Отнесение конкретных конфликтов к тому или иному типу позволят принимать первичные меры к их устранению. Однако в реальноой жизни, как правило, «чистые», то есть обусловленные только одной группой причинных факторов, конфликты встречаются крайне редко.

3. Межгрупповые конфликты и механизмы их возникновения

В последнее десятидетие межгрупповые конфликты стали повседневным явлением нашей общественной жизни. Во многом благодаря активтизации межгрупповой конфликтности, стала быстрее развиваться конфликтология в России. Соперничающим оказываются различные субъекты: малые и большие трудовые коллективы, этнические группы и другие крупные сообщества – социальные слои и классы, религиозные объединения, партии и массовые движения. Несмотря на разнообразие таких конфликтов, они обычно имеют единые механизмы возникновения и развития.

При изучении механизмов возникновения межгрупповых конфликтов и враждебности психологи различных школ обосновывали один из механизмов межгруппового конфликта, придавая ему наибольшую значимость. Поэтому следует учитывать [3;224]:

в различных межгрупповых конфликтах может доминировать тот или иной механизм их возникновения;

межгрупповые механизмы более консервативны чем психологические механизмы межличностного взаимодействия.

Среди основных механизмов возникновения межгрупповых конфликтов выделяют такие как межгрупповая враждебность, объективный конфликт интересов, внутригрупповой фаворитизм.

Межгрупповая враждебность

Впервые описана З.Фрейдом [8;287-306], который опирался на работы Г.Лебона и У.МакДугалла. Фрейд постулировал факт универсальности межгрупповой враждебности в любом взаимодействии групп. Он определил функции этой враждебности, объяснив ее как главное средство поддержания сплоченности группы. З. Фрейд выявил «истоки формирования враждебности к «чужим» в привязанности к «своим».

Данный механизм Л. Берковитц [3;89] обосновал как неизбежность переноса человеком агрессии на всех “других”, “похожих” на тех кто оказал на него фрустирующее воздействие в прошлом, в процессе “социального научения”. Здесь вновь постулирует неизбежность межгрупповой агрессии. Последователи теории “фрустрация – агрессия” показали возможность возникновения агрессии в том случае, когда человек непосредственно не испытывал фрустирующего воздействия, а лишь являлся его пассивным свидетелем. Наличие сцен жестокости в просмотренном испытуемыми фильме усиливало их агрессивные реакции, особенно тогда, когда они сталкивались с потенциальной жертвой, которая по каким-либо признакам, чаще всего этническим, может быть ассоциирована с жертвой из только что просмотренного фильма.

Объективный конфликт интересов

Наиболее полно данный механизм описан в реалистической теории группового конфликта Д. Кэмпбеллом. Ее суть сводится к следующему:

конфликт интересов различных групп может вызывать межгрупповой конфликт;

конфлик интересов, а также имевший место в прошлом межгрупповой конфликт, обусловливают восприятие угрозы отдельными членами группы со стороны другой группы;

угроза обуславливает враждебность отдельных членов группы к источнику угрозы;

угроза обуславливает внутригрупповую солидарность;

угроза обуславливает более полное осознание индивидом собственной групповой принадлежности;

угроза увеличивает непроницательность групповых границ;

угроза уменьшает отклонение индивидов от групповых норм;

угроза увеличивает меру наказания и степень оответственности нарушивших верность своей группе;

угроза приводит к необходимости наказания членов группы, отклоняющихся от групповых норм (реальная угроза увеличивает догматизм и этноцентризм);

ошибочное восприятие членами группы угрозы сос стороны внешней группы также обуславливает повышенную внутригрупповую солидарность и враждебность в отношении внешней группы.

Внутригрупповой фаворитизм

Ряд специалистов (К.Фергюссон, Х.Келли, Д.Робби, М.Горвитц) показали, что межгрупповой конфликт может наблюдаться и без объективного конфликта интересов, а только благодаря определеннымпознавательным процессам. Данный феномен получил название «внутригрупповой фаворитизм». Его суть заключается в тенденции благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы. Он может проявляться как во внешне наблюдаемом поведении, так и при формировании мнений, суждений, оценок, относящихся к членам собственной и других групп.

Когда статусные различия между двумя группами признаются справедливыми и происходит их размежевание на высокостатусную и низкостатусную группы, эффекты внутригруппового фаворитизма выражены незначительно. Как только возникает сомнение в справедливости статусных различий, внутригрупповой фаворитзм возрастает, причем в большей степени у членов группы, обладающей более высоким статусом (Д.Тернер, Р.Браун)

Осознание незеконности (или нестабильности) статусных различий порождает стремление их изменить, увеличивает внутригрупповую поддержку и межгрупповое соперничество.

Данный механизм является психолгическим. Однако на фоне глубоких объективных противоречий между группами – классовых, этнических, религиозных, возрастных и так далее – высокая степень внутригруппового фаворитизма чревата деструктивными социальными последствиями. Конфликты между группами усиливают степень внутригруппового фаворитизма.

4. Методы исследования межгрупповых конфликтов

Большинство методов, принимаемых для изучения межличностных конфликтов, не может быть применено для исследования межгрупповых конфликтов. Это касается тестовых методик, социометрии, эксперимента.

Ограниченно применяется метод наблюдения, более широко – ретроспективный анализ. Причина заключается в сложности, масштабности и многоуровневом характере протекания таких конфликтов. На практике чаще применяются качественные методы и метод математического моделирования межгупповых конфликтов.

Качественные методы изучения межгрупповых конфликтов

Качественные методы исследования часто называют общими методами научного познания.

Анализ как метод постоянно применяется в научных исследованиях. Он состоит в мысленном расчленении изучаемого предмета на составные части или выделении признаков предмета для изучения их в отдельности как части единого. Например, выделяются структурные элементы конфликта, делается анализ оппонентов, их мотивов, интересов, позиций, стратегии, тактики и тому подобного.

Синтез – метод познания при котором происходит мысленное соединение составных элементов изучаемого предмета и его свойств, расчлененных в результате анализа, и изучение этого предмета как единого целого. В ходе синтеза раскрываются место и роль каждого элемента в системе, познается их проявление в предмете как единство многообразного.

Индуктивный метод. Заключается в том, что общий вывод делается из частных посылок. Например, результаты изучения отдельных фрагментов, событий, фактов масштабгого конфликта индуктивно обобщаются. На этой основе вскрываются общие закономерности функционирования конфликта.

Дедуктивный метод. Заключается в определении частного вывода из общего положения. В этом случае мы от общего, абстрактного, возвращаемся снова к конкретному, частному, но не к исходному положению, а к обогащенному новым знанием об этом конкретном.

Исторический метод. Применяется в политологических и исторических исследованиях конфликтов. Он состоит в изучении временного хода развития конфликта, начиная от возникновения и заканчивая его завершением. Исторический метод позволяет изучить те конкретные условия и обстоятельства, в которых зарождался конфликт, оценить роль личностей, социальных групп в его развитии, проанализировать на основе различных примеров формы завершения подобных конфликтов.

Логический метод. Включает средства и способы логического описания и объяснения конфликтов и основан на формах мышления и законах для лектической и формальной логики. Использование логических средств при описании и объяснении конфликтов позволяет избежать ошиибок при определении направлений их предупреждения, релизовать логически правильную процедуру разрешения конфликта.

Данный метод тесно связан с историческим методом, который не существует в отрыве от логического метода. Одних исторических фактов недостаточно для глубокого познания конфликта, факты необходимо систематизировать, обобщить и сделать из них выводы. Поэтому без логической обработки исторического материала не обойтись при исследовании конфликтов.

Обобщение. Состоит в исследовании свойств, связей и отношений конфликта, которые характеризуют не отдельно взятый конфликт, а целый класс единородных, в данном отношении, конфликтов. При обобщении важно уметь выделить единичное, то, что свойственно этой конкретной ситуации, и общее, что присуще целому ряду конфликтов. Данный методприменяется в большинстве научных дисциплин, изучающих конфликт.

Сравнительный метод предполагает сопоставление ряда аспектов конфликта и выяснения сходства или различия их проявления в различных конфликтах. В результате сравнения устанавливаются различия в параметрах конфликта, что позволяет дифференцировано управлять конфликтными процессами.

Математическое моделирование конфликтов

В последнее время исследования межгрупповых и межгосударственных конфликтов все чаще применяется метод математического моделирования. Его значимость связана с тем, что экспериментальные исследования таких конфликтов достаточно трудоемки и сложны. Наличие модельных описаний позволяет изучить возможное развитие ситуации с целью выбора оптимального варианта их регулирования. Математическое моделироание с привлечением современых средств вычислительной техники позволяет перейти от простого накопления и анализа фактов к прогнозированию и оценке событий в реальном масштабе времени их развития. Если методы наблюдения и анализа межгруппового конфликта позволяют получить единичное решение конфликтного события, то математическое моделирование конфликтных явлений с исрользованием ЭВМ позволяет просчитывать различные варианты их развития с прогнозированием вероятного исхода и влияния на результат. Математическое моделирование межгрупповых конфликтов позволяет заменить непосредственный анализ конфликтов анализом свойств и характеристик их математических моделей.

Математическая модель конфликта представляет собой систему формализованных соотношений между характеристиками конфликта, разделяемых на параметры и переменные.

Параметры модели отражают внешние условия и слабо меняющиеся характеристики конфликта.

Переменные составляющие – основные для данного исследования характеристики. Изменение этих значений конфликта представляет главную цель моделирования. Содержательная и операциональная объясняемость используемых переменных и параметров – необходимое условие эффективности моделирования.

Использование математического моделирования конфликтов началось в середине ХХ века, чему способствовало появление ЭВТ и болшое количество прикладных мсследований конфликта. Пока трудно дать четкую классификацию математических моделей, используемых в конфликтологии.в основание классификации моделей можно положить используемый математический аапарат (дифференциальные уравнения, вероятные распределения, математическое программирование и так далеее) и объекты моделирования (межличностные конфликты, межгрупповы конфликты и тому подобные).

Выделяют типичные математические модели:

вероятностные распределения представляют собой простейший способ описания переменных через указание доли элементов совокупности с данным значением переменной;

статистические исследования зависимостей – класс моделей, широко применяемый для изучения социальных исследований; это прежде всего регрессивные модели, представляющие связь зависимых и независимых переменных в виде функциональных отношений;

марковские цепи – описывают такие механизмы динамики распределений, где будущее состояние определяется не всей историей конфликта, а только “настоящим”; основным параметром конечной цепи Маркова является вероятность перехода статистического индивида (в нашем случае – оппонента) из одного состяния в другое за фиксированыый промежуток времени; каждое действие приносит частный выигрыш (проигрыш), а из него складывается результирующий выигрыш (проигрыш);

модели целенаправленного поведения – представляют собой использование целевых функцийдля анализа прогнозирования и планирования социальгых процессов; эти модели обычно имеют вид задачи математического моделирования с заданными целевой функцией и определениями.

В настоящее ввремя это направление ориентировано на моделирование процессов взаомидействия целенаправленных социальных объектов, в том числе и определение вероятности возникновения конфликта между ними.

теоретические модели – предназначены для логического анализа тех или иных содержательных концепций, когда затруднена возможность измерения основных параметров и переменных (возможные межгосударственные конфликты и другое);

имитационные модели – представляют собой класс моделей реализоованных в виде алгоритмов и программ для ЭВМ и отражающие сложные зависимости, неподдающиеся аналитическому анализу. Имитационные модели – это средство машинного эксперимента. Он может использоваться как для теоретических, так и для практических целей. Этот способ моделирования применяется для исследования развития уже идущих конфликтов.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом в данной работе мы рассмотрели основные причины и особенности возникновения основных типов конфликтов – межличностных и межгрупповых, их классификацию, формы и пути развития. Также на примере межгрупповых конфликтов был затронут вопрос рассмотрения методов изучения конфликтов.

Все вышеперечисленное позволяет более широко понять специфику возникновения конфликтных ситуаций в повседневной жизни, динамику их развития, и, как следствие, позволить предупредить, а при невозможности остановить дальнейшее развитие, смягчить негативные последствия.

Чтобы сделать жизнь гармоничной, мы должны стать искусными в предотвращении («профилактике») конфликтов, в их регулировании («сдерживании») и в справедливом, практически эффективном и надежном их разрешении. К этому мы все стремимся, и в повседневной жизни каждый с большим или меньшим успехом пытается достигнуть этого. Мы все схожи и в тоже время различны по своему жизненному опыту, социальному происхождению, кругу общения и поэтому подход к каждому должен быть строго индивидуальным, но вместе с тем все наши действия осознанно или нет подчинены общим законам развития социума, и потому несмотря на индивидуальность каждого конфликта в отдельности, все их можно систематизировать.

В своей работе я попытался раскрыть систему возникновения, развития конфликта, методы моделирования конфликтов, что дает возможность не допустить зарождения конфликтов. В ходе моделирования конфликтов можно предположить ход его развития, а значит выработать необходимую стратегию по его, если не предупреждению, то разрешению и локализации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М. 1999 год;

Берн Э. Игры в которые играют люди. – СПб. 1992 год;

Громова О.Н. Конфликтология. – М. 2000 год;

Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М. 2000 год;

Конфликтология: Учебник. Под ред. А.С. Кармина. – СПб. 2000 год;

Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. – М. 1992 год;

Тренер Н.Н. Управление конфликтами. – М. 1999 год;

Фрейд З. Введение в психоанализ. – М. 1992 год.

4.86
Kolieva
Большой педагогический и методический опыт. Два высших образования (информатик-экономист, филолог).