Виды международно-правовой ответственности
Введение
международный право ответственность
Тема ответственности в международном праве является чрезвычайно важной, но в то же время мало исследована учеными, а сама ее сущность очень запутанная. Международно-правовая ответственность признается одним в принципов международного права, то есть основой общего международного права, поэтому она является необходимым условием и элементом признания государства субъектом международного права, ведь международное общество не могло бы существовать, если бы его члены не отвечали за свои действия или не предусматривали возможного наступления ответственности. Соблюдение международного права вытекает из интересов самого международного сообщества и как в любой другой отрасли или системе права, ответственность означает наступление неблагоприятных последствий при неправомерном поведении.
Проблема ответственности в международном праве непосредственно связана с функционированием международного права и обеспечением мира и правопорядка. Такое понимание этого международно-правового института характерно, как для международной научной доктрины, так и для отечественной.
Принцип международной ответственности за совершение международных противоправных деяний и возмещение ущерба известен нам еще с древнейших времен. Он был отражен уже в первых письменных дошедших до нас международных договорах. Принцип международной ответственности был одним из тех основных начал, которые, по сути, способствовали появлению международного права и формированию его в таком виде, в котором оно существует в наше время.
В разные исторические эпохи ответственность оценивалась по-разному, разными были виды и формы ответственности, которые постоянно совершенствовались и развивались от одной исторической эпохи к другой. Однако, несмотря на то, что институт международной ответственности является одним из древнейших в области международного права, следует отметить, что и в наше время он далек от совершенства. Существует много пробелов и проблем теоретического и практического характера, которые требуют немедленного решения.
Основной проблемой международной ответственности является то, что нормы этого института международного права и до сих пор полностью не кодифицированы, поэтому часто она базируется на нормах обычного права или на судебных решениях или прецедентах. Хотя стоит отметить, что начиная с 1956 г. по поручению Генеральной Ассамблеи ООН, достаточно плодотворная работа в этом направлении ведется Комиссией по международному праву, правда эта работа ограничивается только международно-правовой ответственностью государств, в то время как без внимания остаются другие субъекты международного права. В частности, не урегулированным на достаточном уровне остается вопрос видов и форм ответственности международных организаций. Совсем незначительное внимание при международном нормотворчестве уделяется таким специфическим и сравнительно новым субъектам международного права, как государство в процессе образования и международное сообщество.
Итак, исследование проблемы международно-правовой ответственности государств в международно-правовой доктрине нуждается внимательного рассмотрения и оценки теоретических концепций и юридических конструкций, выдвигавшихся до сих пор по данному вопросу представителями отечественной и зарубежной международно-правовой науки.
Дополнительного внимания требует проблема обоснования международно-правовой ответственности государств и других субъектов прежде всего за посягательство на принципы мирного сосуществования государств и их международного сотрудничества, международного правопорядка и установление форм и путей реализации этой ответственности. Необходима также детальная регламентация применения обстоятельств, исключающих ответственность государств с целью предупреждения злоупотреблений со стороны государств нарушителей норм международного права, не раз имевших место в международной практике.
Актуальность темы работы заключается в существовании широкого круга неурегулированных международно-правовыми нормами вопросов в сфере международной ответственности. Проблемы возникающие в ходе практической деятельности связаны с квалификацией международных правонарушений, определению эффективных видов и форм ответственности, удаленностью правонарушений от подобных действий, применения обстоятельств, исключающих международно-правовую ответственность, преодолением тех пробелов, которые существуют в настоящее время в сфере международной ответственности государств. Такие проблемы требуют неотложного решения ведь институт международно-правовой ответственности государств имеет первостепенное значение не только для области международного права, но и играет ключевую роль в обеспечении мира, порядка и стабильности.
Объект исследования: правовые отношения, возникающие в международном праве в связи с правонарушением, совершенном государством, а также другие непосредственно с ними связанные международные правоотношения.
Предмет исследования: государство, как субъект международно-правовой ответственности, виды и формы ответственности государств в международном праве.
Цель исследования: провести анализ видов ответственности государств в международном праве.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие цели, функции и основания международно-правовой ответственности;
2. Определить виды и формы международно-правовой ответственности.
3. Выделить обстоятельства, исключающие международно-правовую ответственность.
Глава 1. Институт ответственности в международном праве
1.1 Понятие международно-правовой ответственности
Субъекты международного права, как члены международного сообщества, являются непосредственно заинтересованными в защите международно-правого порядка и выполнении другими участниками международных отношений взятых на себя обязательств. Достижение указанной цели реализуется с помощью имеющихся механизмов международно-правовой ответственности.
Международно-правовая ответственность является следствием действия международного права, лучшим доказательством его существования и наиболее достоверным мерилом эффективности международно-правовых норм.
Международно-правовая ответственность _ совокупность международно-правовых отношений, возникающая в современном международном праве в связи с правонарушениями, которые осуществляют любые субъекты международного права.
Комиссия по международному праву отметила, что международная ответственность – это все формы правовых отношений, которые могут возникнуть в международном праве в связи с правонарушением, совершенном государством независимо от того ограничиваются эти отношения правоотношениями между государством, совершившем неправомерное действие, и государством, непосредственно пострадавшем, или же они распространяются также и на других субъектов международного права, и независимо от того, ограничиваются эти отношения обязательствами виновного государства восстановить право потерпевшего государства и возместить причиненный вред, включают возможность самого потерпевшего государства и других субъектов применить к виновному государству какие-либо санкции, предусмотренные международным правом Гетьман-Павлова, И. В. Международное право : учебник для академического бакалавриата / И. В. Гетьман-Павлова. _ 2-е изд., перераб. и доп. _ М. : Издательство Юрайт, 2016. _ 528 с.
С учетом вышесказанного можно выделить ряд признаков международно-правовой ответственности:
1. Реализуется в международных правоохранительных отношениях между нарушителем, с одной стороны, и пострадавшим государством с другой стороны;
2. Возникает в результате осуществления международного правонарушения или неисполнения обязательства (в том числе одностороннего);
3. Состоит в наступлении негативных последствий для правонарушителя, и сопровождается возмещением ущерба потерпевшей стороне;
4. Наступает независимо от воли государств в случае совершения одним из них правонарушения;
5. Имеет целью обеспечение международной законности и правопорядка;
6. Направлена на предупреждение международных правонарушений в будущем.
Содержание международно-правовой ответственности состоит в осуждении правонарушителя и в обязанности правонарушителя понести неблагоприятные последствия за правонарушения Вельяминов Г. М. Ответственность государств // Государство и право. 2012. № 7. С. 59-71..
Важным критерием для определения международно-правовой ответственности государств является наличие общих принципов международно-правовой ответственности.
Под принципами ответственности в международном праве следует понимать наиболее основополагающие, исходные начала и первоисточники на которых основывается порядок осуществления ответственности и которым такой порядок отвечает.
Комиссия международного права выделяет следующие принципы международно-правовой ответственности:
– устанавливающий ответственность в отношении всех противоправных действий государства;
– определяющий субъектов таких действий;
– определяющий наличие международно-противоправных действий;
– неприменимости внутреннего права для определения наличия этих действий.
Руководствуясь принципами международно-правовой ответственности, государства обеспечивают соблюдение норм международного права и международной законности Гура Г. М. Международно-правовая ответственность государства как юридическое средство обеспечения соблюдения норм международного права // Территория науки . 2015. №3 С.155-159..
Итак, институт международной ответственности играет важную роль в существовании мирового сообщества. Нормы ответственности являются охранными по своей сути и призваны защищать наиболее существенные права и жизненно важные интересы субъектов международного права. Наличие общих принципов международной ответственности, и созданных на их основе норм международного права, устанавливающих ответственность за совершенные международные правонарушения является своеобразным гарантом обеспечения равенства всех субъектов международного права, а также эффективным механизмом предупреждения международных правонарушений и наказания виновных в случае их совершения. Международно-правовая ответственность является одним из общепризнанных принципов международного права, практически является основой общего международного права и международного правопорядка.
1.2 Основания международно-правовой ответственности
Основания возникновения международно-правовой ответственности делятся на юридические (нормативные) и фактические (юридико-фактические).
В общем плане юридические основания ответственности за международные правонарушения _ это совокупность юридически обязательных предписаний, международно-правовых актов, на основании которых определенный вариант поведения государства квалифицируется как международное правонарушение.
Юридические основания _ это совокупность юридически обязательных требований действующих международно-правовых актов и обычаев, на основе которых определенное поведение (действие или бездействие) государства квалифицируется как международно-противоправное и в силу которого субъект международного права должен нести ответственность Сазонова К.Л. Основания международно-правовой ответственности государств в международном праве // Юридическая наука . 2012. №4 С.77-79..
На основании изложенного можно сделать вывод, что юридическими основаниями международной ответственности являются любые юридически обязательные и юридически действительные распоряжения договорных, обычных международно-правовых норм, действующих в отношении соответствующего государства.
Характеризуя фактические основания международно-правовой ответственности государств, необходимо отметить, прежде всего, что нормативное (правовое) основание допускает потенциальную возможность наступления ответственности, но ее недостаточно для возникновения соответствующих отношений юридической ответственности. Чтобы ответственность стала действительностью, необходимо наличие специальных юридико-фактических обстоятельств или так называемых юридических фактов, порождающих правоохранительные отношения, как пишет С.С. Алексеев Цит. по: Международное право. В 2 ч. Ч. 2 : учебник для академического бакалавриата / под ред. А. Н. Вылегжанина. _ 3-е изд., перераб. и доп. _ М. : Издательство Юрайт, 2016. _ 312 с.. Международно-противоправное деяние как определенный вид юридических фактов и составляет юридико-фактическое основание ответственности, то есть то, за что субъект несет международно-правовую ответственность.
Основной предпосылкой международно-правовой ответственности является ее способность выбирать в объективно обусловленных ситуациях определенный вариант поведения и быть ответственным за свой выбор, что проявляется в форме государственного суверенитета.
Глава 2. Виды и формы международно-правовой ответственности государств
2.1 Политическая ответственность государств
Нематериальная международно-правовая ответственность может выражаться в форме санкций, сатисфакций, репрессалий, реторсий, рестораций, ограничения суверенитета, ограничения юрисдикции государства и пр.
Международно-правовые санкции – это коллективные или односторонние принудительные меры, применяемые государствами или международными организациями к государству, которое нарушило нормы международного права Формы нематериальной ответственности международных организаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-notabene.ru/wl/article_367.html.
Термин «санкции» используется многими юристами-международниками для обозначения принудительных мер, осуществляемых как международными организациями, так и государствами в порядке самопомощи. Однако в официальных документах ООН термин «санкции» используется лишь относительно мер, предпринимаемых Советом Безопасности ООН на основании раздела VII Устава ООН. Использование отдельными государствами термина «санкции» для своих односторонних принудительных мер подразумевало бы презумпцию их законности и исключало бы постановку вопроса о международно-правовой ответственности за их совершение. Поэтому все чаще термин «санкции» применительно только к принудительным мерам международных организаций. В то же время действия, предпринимаемые государствами в одностороннем порядке, следует именовать как «контрмеры» или «ответные меры» Кривенкова М. В. Некоторые вопросы нематериальной ответственности международных организаций // Международное право и международные организации. 2012. № 4. С. 122-126..
Такой подход нашел поддержку в ходе работы Комиссии международного права ООН над Проектом статей об ответственности государств (2008 год). В материалах Комиссии отмечается: «Использовав в части 1 статьи 30 Проекта статей термины «мера» и «ответные меры» вместо термина «санкции», предложенного специальным докладчиком для описания так называемых «односторонних» видов реагирования на противоправные деяния, Комиссия зарезервировала термин «санкция» для описания мер, принимаемых тем или иным международным органом» Хачатуров Р.Л. Вопросы международно-правовой ответственности // Вектор науки ТГУ . 2009. №1 С.69-75..
Особенность санкций заключается в том, что в случае согласия государства-правонарушителя добровольно выполнить все обязанности, вытекающие из правоотношений ответственности, такое государство освобождается от введения будущего санкционного режима. Отказ же от исполнения этих обязанностей или нежелание прекратить правонарушение, которое длится, дает правовое основание для применения санкций.
Согласно Уставу ООН, санкции могут предприниматься только на основании решений Совета Безопасности ООН в отношении государств, действия которых представляют собой угрозу миру или нарушение мира. Такие санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционирования транспорта и связи, в разрыве дипломатических отношений (статья 41 Устава ООН), а также в применении вооруженной силы (статья 42 Устава ООН) – действиях воздушных, морских и сухопутных сил, необходимых для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (демонстрации, блокады и другие операции вооруженных сил членов ООН) Бирюков, П. Н. Международное право : в 2 т. Т. 1 : учебник для академического бакалавриата / П. Н. Бирюков. _ 8-е изд., перераб. и доп. _ М. : Издательство Юрайт, 2015. _ 368 с..
Таким образом, осуществление группами государств коллективных санкций без разрешения Совета Безопасности является противоправным. Однако государства имеют право в случае агрессии на индивидуальную и коллективную самооборону, которая к понятию санкций не относится (это и есть репрессалии).
Одним из основных требований, предъявляемых в современном международном праве к санкциям, является их безопасность для «третьих сторон». Речь идет о недопущении нежелательных последствий как для мирного населения страны, совершившей международно-противоправное деяние, так и для непричастных государств. Эта цель достижима путем создания в рамках ООН механизма, который мог бы обеспечивать Совет Безопасности оперативной и достоверной информацией об эффективности конкретных санкций и об их последствиях. Главной особенностью международно-правовой ответственности является то, что государство-правонарушитель будет в любом случае отвечать за свои действия или бездействия перед лицом мирового сообщества и что особенно важно, перед лицом международных судов.
Практика современных международных отношений указывает на значительное применение международных санкций. Так, в течении 90-х годов ХХ в. ООН ввела огромное количество режимов международных санкций. Так, международные санкции были введены Советом Безопасности в отношении Ирака, Ливии, Ливана, Сомали, сил УНИТА в Анголе, Руанды, Сьерра-Леоне, бывшей Югославии (включая Косово), Гаити, Афганистана («Аль-Каида» / «Талибан»), Эритреи и Эфиопии, Либерии, Конго, Кот-д’Ивуара, Судана, Корейской Народной Демократической Республики. Ирана. В 2013 г. резолюцией 2127 в отношении Центральноафриканской Республики введено эмбарго в отношении оружия, запрет на поездки и замораживание активов, а в 2014 г. резолюцией 2140 – в отношении Йемена Ответственность государств за международно-противоправные деяния. Доклад. Шестой комитет (правовые вопросы). – М.: Московская Международная Модель ООН 2012, 2011. – 21 с..
Сатисфакция (от лат. Satisfatio – удовлетворяю) – это удовлетворение нематериальных требований по возмещению вреда причиненного, прежде всего, чести и достоинству потерпевшего государства, его политическим интересам Хачатуров Р.Л. Вопросы международно-правовой ответственности // Вектор науки ТГУ . 2009. №1 С.69-75..
В международной практике различают сатисфакции простые и чрезвычайные.
Простая сатисфакция – это удовлетворение государством-правонарушителем правомерных нематериальных требований потерпевшего государства. При этом международное правонарушение не связано с причинением материального ущерба. Наиболее характерными ее примерами являются:
– высказывание официального соболезнования;
– принесение извинений;
– признание неправомерности совершенных действий;
– дезавуирование действий официальных представителей государства;
– возложение обязанности материального возмещения на лиц, причастных к совершению международного правонарушения или их уголовное или административное преследование и заверение в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь места в будущем;
– издание специальных законов, направленных на обеспечение соблюдения международных обязательств;
– отдача почестей флагу потерпевшего государства или выполнение его гимна в соответствующей торжественной обстановке;
– делегирование специальных миссий для принесения извинений и пр. Международное право. В 2 ч. Ч. 2 : учебник для академического бакалавриата / под ред. А. Н. Вылегжанина. _ 3-е изд., перераб. и доп. _ М. : Издательство Юрайт, 2016. _ 312 с..
В отличие от простых чрезвычайные сатисфакции _ это разные временные ограничения суверенитета и правоспособности государства, совершившего международное преступление. Их целью является искоренение причин, породивших международное преступление, и создание гарантий его повторения. Примерами чрезвычайных сатисфакций может быть:
– временная оккупация части или всей территории;
– реорганизация отдельных элементов политической системы и отмены общественных институтов, наличие которых способствовало совершению государством международного преступления;
– временное приостановление или ограничение прерогатив законодательных, исполнительных и судебных органов государства правонарушителя;
– международный контроль за использованием научного и промышленного потенциала;
– меры по демилитаризации промышленности, роспуску или сокращению вооруженных сил;
– обязанность не оснащать в будущем определенными видами вооружений и не производить такие виды вооружений и пр.Международное право : учебник для бакалавров / под ред. А. Я. Капустина. _ 2-е изд., перераб. и доп. _ М. : Издательство Юрайт, 2016. _ 723 с.
Репрессалии – ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом, например, задержание рыболовного судна за незаконный лов рыбы, наложение ареста на имущество или его конфискация и т.п. Репрессалии должны быть соразмерными тем действиям, которыми они вызваны.
Реторсии – методе воздействия на государство-нарушитель международного права, который, правда, не считается формой ответственности, так как используется в качестве ответа на правомерные действия одного государства, наносящие ущерб интересам или престижу другого государства.
Реторсии – ответные акции в связи с недружественными действиями, не составляющими правонарушения (например, отзыв посла в ответ на недружественное заявление, ограничение прав иностранцев, повышение таможенных пошлин на товары совершившего недружественные действия государства).
Ресторация, как разновидность нематериальной ответственности заключается в восстановлении государством-правонарушителем прежнего состояния и ликвидация им всех связанных с этим каких-либо неблагоприятных последствий. Ресторация возлагает, по сути, на правонарушителя две обязанности: восстановить то состояние правопорядка, который существовал под юрисдикцией потерпевшей государства до совершения противоправного деяния и предотвратить или ликвидировать либо не допустить наступления каких-либо негативных последствий, которые могло повлечь международное правонарушение для потерпевшей стороны. Причем такие действия иногда могут также приводить к несению материальных затрат со стороны государства правонарушителя, особенно это может касаться случаев ликвидации негативных экологических последствий к которым привело или каких нанесло правонарушение Вельяминов Г. М. Ответственность государств // Государство и право. 2012. № 7. С. 59-71..
Ресторация чаще всего применяется совместно с другими формами ответственности, в том числе с субституциями или одной из форм материальной ответственности. Примером ресторации может быть освобождение государством-правонарушителем незаконно занятой территории и возмещение связанных с этим материальных затрат, восстановление качества и чистоты воды, которая была загрязнена по его вине, отмена судебных решений, влекущих ущерб потерпевшим государствам, их физическим и юридическим лицам, освобождение незаконно задержанных лиц и другие.
Стоит также отметить, что вопрос ресторации недостаточно полно раскрыт в теории международного права и требует дальнейшего исследования. Особенно это чувствуется в отечественной научной доктрине, где ресторации, как форме ответственности государств по международному праву уделяется мало внимания.
2.2 Материальная ответственность государств
Формами материальной международно-правовой ответственности являются реституция, субституция и репарация.
Репарация (от лат. Reparation – восстановление) – это возмещение материального ущерба деньгами, товарами, услугами. В международной практике к репарации прибегают, как правило, в тех случаях, когда материальное возмещение в натуре невозможно.
Исторически свое начало репарации берут от института контрибуций, успешно существовавшего в международном праве с глубокой древности до конца XIX в. и имевшего характер дани. В его основу было положено «право победителя» – независимо от того справедливую или захватническую войну вело государство победитель. Размер, порядок и формы выплаты контрибуции определялись исключительно государством-победителем, потому контрибуции как денежные суммы, выплачивались победителю побежденным государством, не были связаны с причиненным ущербом. Уже в тот период контрибуции считались формой откровенного грабежа населения побежденной страны. С целью ограничения таких негативных явлений были разработаны ст. 47-51 Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., ограничивавшие взыскание контрибуций Ответственность государств за международно-противоправные деяния. Доклад. Шестой комитет (правовые вопросы). – М.: Московская Международная Модель ООН 2012, 2011. – 21 с.. Однако во время Первой и Второй мировых войн эти статьи грубо нарушались.
Репарации можно разделить на простые и чрезвычайные.
Простые репарации – это возмещение государством-правонарушителем материального ущерба путем выплаты денежных компенсаций, поставки товаров, предоставления услуг, эквивалентных сумме, подлежащей возмещению пострадавшим субъектам. Иногда вместо термина «репарация» используется термин «компенсация», например при денежных выплатах пострадавшим физическим и юридическим лицам.
Чрезвычайные репарации – особые обременения, состоящие во временном ограничении правомочий государства, совершившего международное преступление, распоряжаться своими материальными ресурсами. Целью чрезвычайных репараций является не только обеспечить максимально возможное возмещение материального вреда, но и устранить факторы, способствовавшие совершению международного преступления. Такие действия могут ограничивать самостоятельность государства-правонарушителя в выборе источника репараций Каламкарян, Р. А. Международное право : учебник для бакалавров / Р. А. Каламкарян, Ю. И. Мигачев. _ 5-е изд., перераб. и доп. _ М. : Издательство Юрайт, 2016. _ 632 с..
Другой формой материальной ответственности является реституция, которая представляет собой возмещение правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре. Примером может быть возвращение неправомерно захваченного имущества, культурных ценностей, транспортных средств, оборудования заводов и тому подобное. Так, согласно ст. 75 Мирного договора между союзными государствами и Италией от 10 февраля 1947 г., Италия взяла на себя обязанность вернуть имущество вывезенное с территории любой из стран, которые являются членами ООН Ответственность государств за международно-противоправные деяния. Доклад. Шестой комитет (правовые вопросы). – М.: Московская Международная Модель ООН 2012, 2011. – 21 с..
Реституция _ довольно сложная международно-правовая проблема и не случайно, например, вопросу реституции культурных ценностей посвящен ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН (38/34 (XXXVIII) от 25 ноября 1983, 42/7 (ХLIИ) от 22 октября 1987 , 48/15 (XLVIИИ) от 2 ноября 1993, 50/56 (L) от 11 декабря 1995 Галенская Л. Н. Ответственность международных неправительственных организаций = Liability of the International Non-Governmental Organizations // Журнал международного частного права. 2013. № 2. С. 3-23..
От реституции следует отличать субституцию, которую можно выделить как ее подвид. Субституция заключается в возмещении ущерба нанесенного преступлением путем передачи имущества аналогичного поврежденному, уничтоженному, по стоимости и назначению в случае, если восстановление предыдущего состояния имущества или возвращение его в натуре невозможно.
2.3 Особые случаи международно-правовой ответственности
Международно-правовая ответственность возникает и в ряде специфических случаев. Так, ответственность в связи с нанесением ущерба в результате правомерной деятельности государства обозначается термином абсолютная ответственность.
Абсолютная ответственность выражается в возмещении причиненных убытков независимо от конкретного наличия вины в заранее оговоренных размерах (например, в результате гибели багажа пассажиров затонувшего судна). При этом не исключена уголовная ответственность непосредственных виновников Гура Г. М. Международно-правовая ответственность государства как юридическое средство обеспечения соблюдения норм международного права // Территория науки . 2015. №3 С.155-159..
Для возникновения абсолютной ответственности требуется соблюдение следующих обязательных условий:
1. Международно-правовая норма (соглашение, договор и т.д.), которой такая ответственность предусматривается.
2. Событие, с наступлением которого связывается вступление в силу механизма, предусмотренного этой нормой. При этом такое событие станет фактическим основанием для наступления ответственности только в случае участия государства в соответствующих международных соглашениях, ее предусматривающих, и будет действовать только в отношении указанных в этих соглашениях источников опасности.
3. Прямая причинная связь между событием и материальным ущербом. Источником событий, составляющих фактическое основание для наступления объективной ответственности, являются непреодолимая сила и случай. Непреодолимая сила (например, землетрясение, цунами) не связана ни с источником повышенной опасности, ни с государством. Ее действие не может быть предсказано и предотвращено. Случай – это ситуация, при которой государство лишено возможности контролировать работу принадлежащего ему источника повышенной опасности в силу нежелательных, неожиданных и необратимых процессов в его оборудовании, в результате чего возникшая независимо от воли этого государства угроза причинения ущерба не может быть устранена, несмотря на все принимаемые меры.
Здесь специальные международные соглашения устанавливают максимальный предел возмещения ущерба, что является справедливым распределением между государствами, участвующими в соглашении, бремени риска.
При исчислении объема объективной ответственности государств за ущерб может применяться лишь категория положительного ущерба, возмещение которого является обязательным. Положительный ущерб – стоимость утраченного или поврежденного имущества, а также расходы, произведенные потерпевшим государством по ликвидации этих утрат или повреждений.
В международных договорах размер абсолютной ответственности обычно оговаривается заранее, независимо от размеров конкретно причиненного вреда. В связи с этим абсолютную ответственность иногда называют объективной.
Международно-правовая ответственность может возникнуть вследствие вредных действий, не запрещенных международным правом. Хотя такие деяния могут и не быть противоправными с точки зрения международного права, в их результате возникает материальная ответственность и исключается политическая. Однако ответственность в таких случаях должна основываться на специальных договорах, предусматривающих степень и порядок возмещения материального ущерба, причиненного в процессе правомерной деятельности, то есть без наличия вины. Примерами таких договоров являются Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами от 1972 года и Конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 года Матвеева, Т. Д. Международное право: учебник для академического бакалавриата / Т. Д. Матвеева. _ М. : Издательство Юрайт, 2015. _ 370 с.
Не получил пока окончательного разрешения в международном публичном праве вопрос об ответственности государства за деятельность его органов. В основе данной проблемы лежит тот факт, что действия государства на практике представляют собой действия его органов или официальных лиц. При этом возникает вопрос, несет ли государство как таковое международно-правовую ответственность за вред, причиненный другим субъектам международного права действиями его органов.
Комиссия международного права в проекте статей об ответственности государств предлагает следующее решение этой проблемы: поведение любого органа государства, имеющего такой статус согласно внутреннему праву этого государства, рассматривается как деяние государства при условии, что в данном случае орган действовал в качестве такового. При этом не имеет значения, принадлежит ли орган к законодательной, исполнительной, судебной или иной власти, является ли он по положению нижестоящим или вышестоящим в рамках структуры государства, носят ли его функции международный или внутренний характер. То есть, государство несет ответственность за деятельность своих органов, действовавших в качестве таковых, даже в том случае, если эти органы превышают свои полномочия, установленные внутригосударственным правом, или нарушают предписания, касающиеся их деятельности Хачатуров Р.Л. Вопросы международно-правовой ответственности // Вектор науки ТГУ . 2009. №1 С.69-75..
Все большее значение в международных отношениях приобретает проблема ответственности государства за международно-противоправные деяния международной организации, членом которой оно состоит. Так, 12 декабря 2001 г. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес определение о неприемлемости жалобы Банковичей и других граждан Югославии против 17 европейских государств – членов НАТО в связи с бомбардировками Югославии в 1999 году (и это – несмотря на отсутствие санкции на бомбардировку силами НАТО югославских городов со стороны Совета Безопасности ООН).
Аналогично, и Международный Суд ООН вынес 15 декабря 2004 г. определение о неприемлемости заявлений Сербии и Черногории против государств НАТО, участвовавших в бомбардировках Югославии в 1999 г.
10 марта 2004 г. ЕСПЧ счел неприемлемыми жалобы «Сенатор Лайнз ГмбХ» (ФРГ) против 15 государств Европейского Союза в связи с наложением Комиссией Европейских Сообществ денежного штрафа на заявителя за участие в ценовом сговоре между компаниями, занимающимися трансатлантическими морскими перевозками.
На первый взгляд, кажется, что эти определения судов свидетельствуют об отсутствии ответственности государства за действия международной организации, членом которой оно является. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что международные суды отказались рассматривать требования истцов к государствам-членам, соответственно, НАТО и ЕС лишь по процессуальным мотивам.
В частности, в решении по делу Банковичей ЕСПЧ счел, что между заявителями и государствами-членами НАТО, которые бомбили Югославию и являются участниками Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Европейская конвенция), не существует «юрисдикционной связи». То есть, заявители и их погибшие близкие не находились под юрисдикцией этих государств (что является одним из основных условий приемлемости жалобы в ЕСПЧ согласно статьи 1 Европейской конвенции).
Международный Суд ООН отказался рассматривать заявления Сербии и Черногории к членам НАТО по существу, поскольку, с точки зрения международного сообщества, на момент подачи заявлений заявитель не был участником Статута Суда, что необходимо для рассмотрения Судом правовых споров между государствами (статья 35 Статута).
По делу «Сенатор Лайнз ГмбХ» ЕСПЧ принял во внимание предшествовавшее (30 сентября 2003 г.) решение Трибунала первой инстанции Европейских Сообществ, признавшего неправомерным наложение штрафа на участников картеля, в связи с чем истец утратил качество «жертвы», которое является одним из условий рассмотрения жалобы в ЕСПЧ по существу Ответственность государств за международно-противоправные деяния. Доклад. Шестой комитет (правовые вопросы). – М.: Московская Международная Модель ООН 2012, 2011. – 21 с..
Таким образом, во всех перечисленных случаях истцы не смогли адекватно защитить свои права, обратившись с требованиями непосредственно к международной организации. Однако и последующее обращение истцов со своими требованиями к государствам-членам соответствующей международной организации, минуя последнюю, не позволило им добиться справедливого удовлетворения ущерба, поскольку суды не стали рассматривать их требования по существу. Эту ситуацию нельзя признать удовлетворительной, поскольку суды не дали международному праву выполнить одну из своих основных функций – защитить нарушенные права и по мере возможности восстановить ущерб, нанесенный правонарушением.
В целом, это означает, что государства, как правило, не несут ответственности за международно-противоправные деяния международных организаций. Впрочем, в определенных случаях государства несут ответственность, если определенные деяния международных организаций одновременно являются нарушением собственных обязательств государства, например, обязанности проявлять осмотрительность, принципа добросовестности Вельяминов Г. М. Ответственность государств // Государство и право. 2012. № 7. С. 59-71..
Определенную связь с рассматриваемой темой имеет ответственность индивидов за международные преступления государств, наступающая при условии того, что противоправные деяния таких лиц имеют непосредственную связь с указанными преступлениями.
Международным правом предусматривается уголовная ответственность за индивидуальные противоправные деяния физических лиц международного характера, то есть преступления, которые совершаются отдельными лицами либо группой лиц не от имени государства, но имеют международные последствия (например, пиратство, работорговля, незаконная торговля наркотическими и психотропными веществами, терроризм, незаконные акты в отношении морских и воздушных судов) Мезох М.М. Международно-правовая ответственность государств за действия индивидов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики . 2012. №3-2 С.121-123..
В этой связи Генеральная Ассамблея ООН в 1973 году приняла в своей резолюции 3074 «Принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества». В этом документе установлено право каждого государства осуществлять правосудие в отношении своих граждан, которые совершили военные преступлений и преступления против человечества и их вина доказана. Наказанию эти лица подлежат в тех странах, где они совершили преступления.
2.4 Обстоятельства, исключающие противоправность деяния
Международное право предусматривает случаи, когда поведение субъекта, не соответствующее международным обязательствам, может не быть признано нарушением. Не допускается существование таких обстоятельств, которые освобождают субъекта международного права от ответственности за нарушение императивных норм (jus cogens).
Но обстоятельства, исключающие противоправность деяния государства, не оправдывают отступлений от императивных норм международного права
Обстоятельства, исключающие возникновение международно-правовой ответственности подразделяют на:
а) те, которые являются результатом волевых действий, реализации права (согласие, меры и самооборона);
б) сложившиеся независимо от воли субъекта международного права (непреодолимая сила, непредвиденный случай, форс-мажор, стихийное бедствие, состояние необходимости).
Согласие одного государства на поведение другого государства, не соответствующее его международным обязательствам относительного первого, исключает противоправность второго в пределах полученного согласия. Согласие должно быть четко выражено к осуществлению соответствующих действий. Исключается давление, ошибка, подкуп или насилие над тем, кто дает согласие. Согласие не снимает ответственности с третьего государства (ст. 29 проекта Комиссии).
Правомерные действия одного государства в ответ на неправомерные действия другого (контрмеры, осуществление международно-правовых санкций) могут привести к нарушениям. Ответные меры не подлежат международно-правовой ответственности. Ответные правомерные действия должны быть соразмерными и отвечать режиму международной ответственности. Исключены вооруженные репрессалии, внеправовые меры, не связанные с конкретным правонарушением, меры не потерпевшей стороны.
Действия государства не противоправные, если они являются законными мерами самообороны согласно ст. 51 Устава ООН. Самооборона может применяться только в ответ на вооруженное нападение после принятия мер Советом Безопасности ООН (ст. 34 проекта Комиссии). При самообороне необходимо соблюдать принцип пропорциональности.
Международный Суд ООН и 1965 г. по действиям в Никарагуа и против Никарагуа отметил: “Правомерность реакции на агрессию зависит от критериев необходимости и пропорциональности мер, примененных в рамках законной обороны” Гетьман-Павлова, И. В. Международное право : учебник для академического бакалавриата / И. В. Гетьман-Павлова. _ 2-е изд., перераб. и доп. _ М. : Издательство Юрайт, 2016. _ 528 с.
Противоправность деяния государства, которое не соответствует взятым на себя международным обязательствам, исключается, если такое деяние было вызвано непреодолимой силой или непредсказуемым внешним событием, не подвергавшимся контролю государства.
Кроме случая, если государство, о котором идет речь, способствовало возникновению ситуации материальной несостоятельности (Статья 31 проекта Комиссии).
В виду имеются природные явления (землетрясения, эпидемии, наводнения и т.п.) или непредсказуемая деятельность людей (катастрофа на атомной электростанции, уничтожение объекта иностранной собственности на территории государства и т.п.), при которых государство лишилось возможности предотвратить негативные последствия или проявить волю, чтобы изменить ситуацию.
Международное право имеет особое отношение к состоянию необходимости. Государства слишком часто ссылаются на состояние необходимости как на причину несоблюдения международных обязательств. Поэтому ссылка на состояние необходимости возможно только при наличии следующих факторов:
– опасности (неизбежной), которая грозит жизненным интересам государства;
– исключительной ситуации государства, в котором оно иначе себя не могло вести;
– временного характера вынужденного поведения.
Невозможно ссылаться на состояние необходимости, если возможность такой ситуации предусмотрена международным договором, и действия государства не признаны оправданными, или, если само способствовало созданию состояния необходимости.
Заключение
Международно-правовая ответственность _ совокупность международно-правовых отношений, возникающая в современном международном праве в связи с правонарушениями, которые осуществляют любые субъекты международного права.
Международная ответственность делится на определенные виды и реализуется в правовых формах. К видам международной ответственности относятся материальная и нематериальная (политическая). К формам материальной ответственности относятся: реституция, субституция и репарация. Формами нематериальной ответственности являются ординарные и чрезвычайные сатисфакции, ресторации.
В современной научной доктрине не выработано однозначного подхода к разделению видов и форм международной ответственности. Также стоит сказать, что на практике все чаще встречается смешанная форма ответственности, когда государство-нарушитель сначала возмещает моральный вред путем, например, компенсации, а потом возмещает нанесенный ущерб. Открытым остается вопрос возмещения морального вреда и вообще выделение его, как отдельного вида ответственности, которую еще иногда называют морально-политической, хотя термин «моральная ответственность» вызывает широкую критику и неприятие среди теоретиков международного права.
Подводя итог анализу вопроса ответственности государств за международно-противоправные деяния, следует отметить крайнюю актуальность данной проблемы. И по сей день отдельные государства совершают деяния, вызывающие критику, порой – весьма острую, со стороны других членов международного сообщества. А ведь зачастую речь идет о вопросах войны и мира, то есть не просто о сохранении мировой стабильности, но и о жизни конкретных людей.
До настоящего времени правовые нормы, регулирующие международно-правовую ответственность, не были кодифицированы. В результате, классификация международно-противоправных деяний осуществляется в доктринальном порядке, а в ряде случае – в соответствии с обычным правом. Это создает сложности при разработке мер противодействия таким деяниям и, в определенный мере, снижает эффективность таких мер.
Помимо этого, нуждается в укреплении правоприменительная практика в данной сфере. В реальной политике многих государств мы видим, к сожалению, использование двойных стандартов, что ведет к размыванию ответственности государств за международно-противоправные деяния, ликвидирует стимулы для соблюдения норм международного права и снижает степень стабильности в мире.
Список использованных источников
1. Бирюков, П. Н. Международное право : в 2 т. Т. 1 : учебник для академического бакалавриата / П. Н. Бирюков. _ 8-е изд., перераб. и доп. _ М. : Издательство Юрайт, 2015. _ 368 с.
2. Гетьман-Павлова, И. В. Международное право : учебник для академического бакалавриата / И. В. Гетьман-Павлова. _ 2-е изд., перераб. и доп. _ М. : Издательство Юрайт, 2016. _ 528 с
3. Каламкарян, Р. А. Международное право : учебник для бакалавров / Р. А. Каламкарян, Ю. И. Мигачев. _ 5-е изд., перераб. и доп. _ М. : Издательство Юрайт, 2016. _ 632 с.
4. Матвеева, Т. Д. Международное право: учебник для академического бакалавриата / Т. Д. Матвеева. _ М. : Издательство Юрайт, 2015. _ 370 с
5. Международное право : учебник для бакалавров / под ред. А. Я. Капустина. _ 2-е изд., перераб. и доп. _ М. : Издательство Юрайт, 2016. _ 723 с.
6. Международное право. В 2 ч. Ч. 2 : учебник для академического бакалавриата / под ред. А. Н. Вылегжанина. _ 3-е изд., перераб. и доп. _ М. : Издательство Юрайт, 2016. _ 312 с.
7. Ответственность государств за международно-противоправные деяния. Доклад. Шестой комитет (правовые вопросы). – М.: Московская Международная Модель ООН 2012, 2011. – 21 с.
8. Вельяминов Г. М. Ответственность государств // Государство и право. 2012. № 7. С. 59-71.
9. Галенская Л. Н. Ответственность международных неправительственных организаций = Liability of the International Non-Governmental Organizations // Журнал международного частного права. 2013. № 2. С. 3-23.
10. Гура Г. М. Международно-правовая ответственность государства как юридическое средство обеспечения соблюдения норм международного права // Территория науки . 2015. №3 С.155-159.
11. Кривенкова М. В. Некоторые вопросы нематериальной ответственности международных организаций // Международное право и международные организации. 2012. № 4. С. 122-126.
12. Мезох М.М. Международно-правовая ответственность государств за действия индивидов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики . 2012. №3-2 С.121-123.
13. Сазонова К.Л. Основания международно-правовой ответственности государств в международном праве // Юридическая наука . 2012. №4 С.77-79.
14. Сазонова К.Л. Проблематика международно-правовой ответственности в российской и зарубежной доктрине международного права // Право и современные государства . 2014. №1 С.56-61.
15. Хачатуров Р.Л. Вопросы международно-правовой ответственности // Вектор науки ТГУ . 2009. №1 С.69-75.
16. Формы нематериальной ответственности международных организаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-notabene.ru/wl/article_367.html