Решим задачу за 30 минут!
Опубликуй вопрос и получи ответ со скидкой 20% по промокоду helpstat20
Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ФГБОУ ВО “Красноярский государственный аграрный университет”

Институт международного менеджмента и образования

Кафедра: Управление персоналом

Контрольная работа

по дисциплине: Конфликтология

Тема: Виды внутриличностных конфликтов

Выполнил: Сидорчук Г.А.

Направление 38.03.03

4 курс, группа УПЗ 41-13

Красноярск 2016 г.

Содержание

Введение

1. Виды внутриличностных конфликтов

2. Тест

Заключение

Список литературы

Введение

Личность всегда является субъектом конфликта. В этом качестве она образует одну из его сторон. В каждом человеке, в каждой ситуации всегда развертывается конфликт. Другими словами, человек постоянно производит и воспроизводит конфликт в нутрии себя – внутриличностные конфликты, носителем которых он и является. И можно без преувеличения сказать, что вся жизнь нормального человека – это конфликт, и прежде всего конфликт не внешний, а внутренний, от которого нам никуда не деться.

Каждый человек постоянно существует в конфликтной ситуации не только с окружающей социальной средой, но прежде всего с самим собой. И этого не следует опасаться. Для психически здорового индивида не выходящая за рамки нормы внутренняя конфликтная ситуация вполне естественна.

Актуальность темы обусловлена тем, что ситуация внутриличностного напряжения и противоречивости в известных рамках и степени не только естественны, но и необходимы для развития и совершенствования самой личности. Любое развитие не может осуществляться без внутренних противоречий, а там, где есть противоречия, есть и основа конфликта. И если внутриличностный конфликт протекает в рамках меры, он действительно необходим, так как не удовлетворение собой, критическое отношение к самому себе, как мощный внутренний двигатель, заставляет человека идти по пути самосовершенствования и тем самым наполняя смыслом не только свою собственную жизнь, но и совершенствуя мир.

1. Виды внутриличностных конфликтов

В конфликтологии не существует абсолютно четкой классификации внутриличностных конфликтов. Например А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов такой основой выбрал ценностно-мотивационное среду личности [5]. В ее основе является дифференциация структур внутреннего мира человека, вступающих в конфликт. В структуру внутреннего мира индивида принадлежат следующие элементы: мотивы, ценности и самооценка. Мотивы отражают стремление личности разного уровня (потребности, интересы, желания, страсти и др.) И могут быть выражены понятием “хочу” (“Я хочу”). Ценности воплощают общественные нормы и благодаря этому являются эталонами должного, в связи с чем они обозначаются как “надо” (“Я должен”). Самооценку обычно определяют как самоценность себя для себя, оценку индивидом своих возможностей, качеств и места среди других людей. Будучи выражением уровня притязания личности, самооценка является своеобразным стимулом ее активности и поведения и выражается как “могу” или “не могу”, “Я”.

Согласно такому пониманию внутреннего мира человека, определяют такие внутриличностные конфликты:

· Мотивационный конфликт – один из самых распространенных видов внутриличностного конфликта, в который входят конфликты между бессознательными стремлениями, между устремлениями к обладанию и к безопасности, между двумя положительными тенденциями.

· Этический конфликт – конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными потребностями, конфликт между стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиям окружающей среды. Иногда рассматривается как конфликт между долгом и сомнения в необходимости соблюдать его.

· Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности – это конфликт между желаниями, стремлениями и действительностью, которая блокирует их удовлетворения. Иногда его трактуют как конфликт между «хочу быть таким, как они» и невозможностью это реализовать. Конфликт может возникнуть не только, когда действительность блокирует реализацию желания, но и в результате физической невозможности его осуществить. К этой группе относятся и конфликты, возникающие из-за неудовлетворенности своей внешностью, физическими данными и способностями.

· Ролевой конфликт – это конфликт, который выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей, а также в связи с различным пониманием требований индивида к выполнению одной роли. К этому виду относятся внутриличностные конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.

· Адаптационный конфликт – конфликт, возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой; в узком смысле – в случае нарушения процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями действительности и возможностями индивида – профессиональными, физическими, психологическими. Несоответствие возможностей и способностей личности требованиям среды или профессиональной деятельности может рассматриваться как временная неготовность, так и неспособность выполнять поставленные перед ней требования.

Особенно угрожающими конфликты социальной дезадаптации в условиях общественно-политического кризиса. Так, анализируя состояние Украинской течение событий на “Майдане – 2013-2014”, психиатры-клиницисты отмечают, что большинство населения, находясь в агрессивной информационной среде, под влиянием панических настроений в отношении угрозы войны, экономического кризиса, в условиях морального выбора находится под угрозой ухудшения состояния психического здоровья (депрессии, нарушения сна). Такие социальные процессы способствуют и манифестации (проявления) латентных психических заболеваний – когда в адекватных социально адаптированных людей в состоянии ремиссии происходят углубление болезненного состояния. В группу особого риска относятся женщины старше 40 лет, а также дети и подростки. В условиях постоянного стресса и мнимой или реальной угрозы для жизни поступки людей приближаются к уровню основных инстинктов и базовых потребностей, а духовные и нравственные механизмы теряют свое влияние.

Не менее распространены конфликты неадекватной самооценки. Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношение к успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей приводит к тому, что у человека возникают повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др. Среди конфликтов неадекватной самооценки выделяют конфликты между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности, между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека, а также между стремлением повысить притязания, чтобы достичь максимального успеха и снизить их, чтобы избежать неудачи.

Когнитивная психология рассматривает конфликт как поведения или несовпадения двух знаний (когнитивный конфликт). Согласно идеям когнитивной психологии, человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и испытывает дискомфорт в случае возникновения противоречий. Эта проблематика описывается в психологии теории когнитивного диссонанса. Названные типы конфликтов не исчерпывают их классификацию (табл.1).

Таблица 1. Виды внутриличностных конфликтов

Структуры внутреннего мира личности

Вид внутриличностного конфликта

“Хочу” (“Я хочу”) Мотив

“Надо” (“Я должен”) Ценность

“Могу” (“Я знаю”) Самооценка

Мотивационный конфликт (между “хочу” и “хочу”)

Морально-этический конфликт (между “хочу” и “надо”)

Конфликт нереализованного желания (между “хочу” и “могу”)

Ролевой конфликт (между «надо» и «надо»)

Адаптационный конфликт (между «надо» и «могу»)

Конфликт неадекватной самооценки (между «могу» и «могу»)

К основным показателям проявления внутриличностного конфликта в различных сферах внутреннего мира человека относятся:

– Когнитивная сфера: снижение самооценки, осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения, глубокие сомнения в истинности принципов, которыми вы раньше руководствовались;

– Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение, частые и значительные отрицательные переживания;

– Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности, снижение удовлетворенности деятельностью, негативный эмоциональный фон общения;

– Интегральные показатели: ухудшение механизма адаптации, усиление стресса.

В практике внутриличностного конфликта чаще всего встречаются такие формы его проявления (табл.2):

Таблица 2. Формы проявления внутриличностного конфликта и их симптомы

Форма проявления

Симптомы

неврастения

Нетерпимость к сильным раздражителям; подавленное настроение; снижение работоспособности; плохой сон головные боли

эйфория

Показная веселость; выражение радости неадекватно ситуации; “Смех сквозь слезы”

регрессия

Обращение к примитивным формам поведения; уход от ответственности

проекция

Приписывание отрицательных качеств другому; критика других, часто необоснованная

номадизм

Частая смена места жительства, места работы, семейного положения, партнеров; частые разрывы отношений с друзьями; изменение привычек, увлечений, обстановки

рационализм

Самооправдания своих поступков, действий, даже неадекватных и социально неодобряемых

В “чистом виде” внутриличностный конфликт не существует. Он всегда является результатом воздействия окружающей социальной среды на личность.

2. Тест

Вопрос 1. Выделите один из способов управления конфликтами

а) разъяснение требований к работе;

б) решение проблемы;

в) противоборство;

г) разжигание инцидента;

д) активизация конфликтогенов.

Вопрос 2. Из чего складывается конфликт?

а) конфликтной ситуации и инцидента;

б) конфликтной личности и конфликтной ситуации;

в) инцидента и конфликтной личности;

г) совокупности источников конфликта;

д) противоборствующих сторон.

Вопрос 3. Избегание является оптимальным способом управления конфликтом:

а) нет;

б) да;

в) да, только для руководящих работников;

г) да, для руководителей низшего звена;

д) да, для руководителей высшего звена.

Вопрос 4. Как называются методы управления конфликтами, которые заключаются в умении правильно организовать своё собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека?

а) структурные;

б) межличностные;

в) внутриличностные;

г) организационные;

д) провокационные.

Вопрос 5. Как называются методы управления конфликтами, которые заключаются в разъяснении требований к работе, использовании координационных и интеграционных механизмов, установлении общеорганизационных комплексных целей и использовании системы вознаграждений?

а) структурные;

б) межличностные;

в) внутриличностные;

г) организационные;

д) договорные.

Вопрос 6. Какие два независимых параметра составляют основу классификации формы поведения личности в конфликтной ситуации по К.Томасу и А.Килменну?

а) способность к уклонению от конфликта, склонность к компромиссу;

б) степень реализации собственных интересов, уровень кооперативности;

в) уровень конфликтности, уровень терпимости;

г) эгоизм и альтруизм;

д) избегание и уклонение.

Вопрос 7. Какие три вида посредничества различают при решении конфликта?

а) межличностное, организационное, структурное;

б) переговоры, компромисс, арбитраж;

в) формальное, неформальное, общественное;

г) внутриорганизационные, межорганизационные, внеорганизационные;

д) вертикальное, горизонтальное, структурное.

Вопрос 8. Какие три уровня конфликтов выделил С.Хэнди

а) внутриличностные, межличностные, групповые;

б) открытые, скрытые, потенциальные;

в) спор, конкуренция, конфликт;

г) структурные, личностные, скрытые;

д) масштабные, локальные, внешние.

Вопрос 9. Каковы могут быть последствия конфликта в организации?

а) негативные;

б) позитивные;

в) могут быть как негативные, так и позитивные последствия;

г) нейтральные;

д) прогнозные.

Вопрос 10. Какое название носят методы по устранению организационных конфликтов?

а) внутриличностные;

б) структурные;

в) межличностные;

г) переговоры;

д) ответные агрессивные действия.

Вопрос 11. Какой элемент координационного механизма управления конфликтной ситуацией является основным?

а) цепь команд;

б) разъяснение требований к работе;

в) система вознаграждения;

г) дерево решений;

д) сетка Бланша.

Вопрос 12. Кому принадлежит идея о том, что при соблюдении правил научного менеджмента конфликты в организации не должны возникать?

а) Сократу;

б) Гераклиту;

в) Ф.Тейлору;

г) Г.Зиммелю;

д) П Дракеру.

Вопрос 13. Конфликт в организации должен рассматриваться:

а) как свидетельство неблагополучия организации;

б) как явление, которое может как разрушить организацию, так и способствовать её развитию;

в) как доказательство слабости менеджмента;

г) как позитивное явление;

д) как нежелательное явление.

Вопрос 14. Кто из учёных рассматривал конфликты как неизбежное явление в общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы и присущего личности инстинкта агрессивности?

а) Платон;

б) Гераклит;

в) Г.Зиммель;

г) Ф.Тейлор;

д) Э.Мейо.

Вопрос 15. На каком этапе урегулирования жалобы менеджер проверяет факты, собранные сотрудником?

а) на этапе исследования;

б) обдумывания;

в) подведения итогов;

г) вознаграждения за своевременную информацию;

д) ознакомления с содержанием жалобы.

Вопрос 16. По какому признаку можно классифицировать организационные конфликты?

1 – по способу решения;

2 – по природе возникновения;

3 – по направленности воздействия;

4 – по степени выраженности;

5 – по количеству участников;

6 – по масштабу.

а) 1, 2, 3, 6;

б) 1, 2, 3, 4, 5, 6;

в) 2, 4, 5, 6;

г) 2, 3, 4, 5, 6;

д) 1, 2, 4, 5.

Вопрос 17. Условием возникновения конфликта является наличие:

а) оппонентов и объекта конфликта;

б) конфликтной ситуации и инцидента;

в) оппонентов и инцидента;

г) конфликтной ситуации и объекта конфликта;

д) как минимум трёх заинтересованных сторон.

Вопрос 18. Условия возникновения конфликта?

а) наличие конфликтной ситуации;

б) наличие субъекта конфликта;

в) наличие оппонентов;

г) объекта конфликта;

д) как минимум трёх заинтересованных сторон.

Вопрос 19. Чем знаменит С. Хэнди?

а) он установил три уровня конфликта;

б) предложил классическое определение конфликта;

в) разработал типологию конфликтных личностей;

г) составил матрицу решений конфликта;

д) классифицировал тапы поведения в конфликте.

Заключение

По итогам проведенных исследований и изучений выбранной темы можно сделать некоторые выводы.

Внутриличностный конфликт – это острое негативное переживание, вызванное борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решений.

Следует заметить, что внутриличностный конфликт довольно специфичен, и его специфические особенности состоят в следующем:

· особенность структуры конфликта – отсутствие субъектов конфликтного противостояния в лице отдельных личностей или групп, сторонами конфликта становятся различные внутриличностные образования;

· специфичность форм протекания и проявления – такой вид конфликта протекает в форме тяжелых внутренних переживаний, сопровождается специфическими состояниями – страхом, депрессиями, стрессом, может вылиться в невроз или психоз;

· латентность протекания как для окружения, так зачастую и для самого индивида.

Типологии внутриличностных конфликтов довольно разнообразные, но основные виды – мотивационные, когнитивные и ролевые конфликты.

Способы завершения внутриличностных конфликтов могут быть бессознательные, которые связаны с применением механизмов и сознательные, которые состоят в следующем:

· переориентация изменение притязаний в отношении проблемного объекта;

· компромисс в пользу осуществления какого-либо варианта и его реализация и т.д.

В целом, общее значение конфликтов в жизни личности таково, что в психологическом внутриличностном конфликте может измениться сама структура личности, ее отношения, то есть это острая форма развития личности.

личность конфликт управление

Список литературы

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 551с.

2. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: учеб. – М.: ИНФРА – М, 2001-224с.

3. Громова О.Н. Конфликтология. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», ЭКМОС, 2000. – 320 с.

4. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000. – 320 с.

5. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 2001. – 448 с.

6. Конфликтология: учеб. для вузов /В.П. Ратников, В.Ф. Голубь, Г.С. Лукашова и др.; Под ред. проф В.П. Ратникова. – М .: ЮНИТИ – ДАНА, 2001-512 с.

5.0
Помогутебе
Наличие двух высших образований: биологического и экономического позволяет мне выполнять работы различной тематической направленности от молекулярной биологии до финансовой математики. Пишу работы, как себе. Крайне ответственна.