Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент научно-технологической политики и образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ФГБОУ ВО “Красноярский государственный аграрный университет”
Институт международного менеджмента и образования
Кафедра: Управление персоналом
Контрольная работа
по дисциплине: Конфликтология
Тема: Виды внутриличностных конфликтов
Выполнил: Сидорчук Г.А.
Направление 38.03.03
4 курс, группа УПЗ 41-13
Красноярск 2016 г.
Содержание
Введение
1. Виды внутриличностных конфликтов
2. Тест
Заключение
Список литературы
Введение
Личность всегда является субъектом конфликта. В этом качестве она образует одну из его сторон. В каждом человеке, в каждой ситуации всегда развертывается конфликт. Другими словами, человек постоянно производит и воспроизводит конфликт в нутрии себя – внутриличностные конфликты, носителем которых он и является. И можно без преувеличения сказать, что вся жизнь нормального человека – это конфликт, и прежде всего конфликт не внешний, а внутренний, от которого нам никуда не деться.
Каждый человек постоянно существует в конфликтной ситуации не только с окружающей социальной средой, но прежде всего с самим собой. И этого не следует опасаться. Для психически здорового индивида не выходящая за рамки нормы внутренняя конфликтная ситуация вполне естественна.
Актуальность темы обусловлена тем, что ситуация внутриличностного напряжения и противоречивости в известных рамках и степени не только естественны, но и необходимы для развития и совершенствования самой личности. Любое развитие не может осуществляться без внутренних противоречий, а там, где есть противоречия, есть и основа конфликта. И если внутриличностный конфликт протекает в рамках меры, он действительно необходим, так как не удовлетворение собой, критическое отношение к самому себе, как мощный внутренний двигатель, заставляет человека идти по пути самосовершенствования и тем самым наполняя смыслом не только свою собственную жизнь, но и совершенствуя мир.
1. Виды внутриличностных конфликтов
В конфликтологии не существует абсолютно четкой классификации внутриличностных конфликтов. Например А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов такой основой выбрал ценностно-мотивационное среду личности [5]. В ее основе является дифференциация структур внутреннего мира человека, вступающих в конфликт. В структуру внутреннего мира индивида принадлежат следующие элементы: мотивы, ценности и самооценка. Мотивы отражают стремление личности разного уровня (потребности, интересы, желания, страсти и др.) И могут быть выражены понятием “хочу” (“Я хочу”). Ценности воплощают общественные нормы и благодаря этому являются эталонами должного, в связи с чем они обозначаются как “надо” (“Я должен”). Самооценку обычно определяют как самоценность себя для себя, оценку индивидом своих возможностей, качеств и места среди других людей. Будучи выражением уровня притязания личности, самооценка является своеобразным стимулом ее активности и поведения и выражается как “могу” или “не могу”, “Я”.
Согласно такому пониманию внутреннего мира человека, определяют такие внутриличностные конфликты:
· Мотивационный конфликт – один из самых распространенных видов внутриличностного конфликта, в который входят конфликты между бессознательными стремлениями, между устремлениями к обладанию и к безопасности, между двумя положительными тенденциями.
· Этический конфликт – конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными потребностями, конфликт между стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиям окружающей среды. Иногда рассматривается как конфликт между долгом и сомнения в необходимости соблюдать его.
· Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности – это конфликт между желаниями, стремлениями и действительностью, которая блокирует их удовлетворения. Иногда его трактуют как конфликт между «хочу быть таким, как они» и невозможностью это реализовать. Конфликт может возникнуть не только, когда действительность блокирует реализацию желания, но и в результате физической невозможности его осуществить. К этой группе относятся и конфликты, возникающие из-за неудовлетворенности своей внешностью, физическими данными и способностями.
· Ролевой конфликт – это конфликт, который выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей, а также в связи с различным пониманием требований индивида к выполнению одной роли. К этому виду относятся внутриличностные конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.
· Адаптационный конфликт – конфликт, возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой; в узком смысле – в случае нарушения процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями действительности и возможностями индивида – профессиональными, физическими, психологическими. Несоответствие возможностей и способностей личности требованиям среды или профессиональной деятельности может рассматриваться как временная неготовность, так и неспособность выполнять поставленные перед ней требования.
Особенно угрожающими конфликты социальной дезадаптации в условиях общественно-политического кризиса. Так, анализируя состояние Украинской течение событий на “Майдане – 2013-2014”, психиатры-клиницисты отмечают, что большинство населения, находясь в агрессивной информационной среде, под влиянием панических настроений в отношении угрозы войны, экономического кризиса, в условиях морального выбора находится под угрозой ухудшения состояния психического здоровья (депрессии, нарушения сна). Такие социальные процессы способствуют и манифестации (проявления) латентных психических заболеваний – когда в адекватных социально адаптированных людей в состоянии ремиссии происходят углубление болезненного состояния. В группу особого риска относятся женщины старше 40 лет, а также дети и подростки. В условиях постоянного стресса и мнимой или реальной угрозы для жизни поступки людей приближаются к уровню основных инстинктов и базовых потребностей, а духовные и нравственные механизмы теряют свое влияние.
Не менее распространены конфликты неадекватной самооценки. Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношение к успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей приводит к тому, что у человека возникают повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др. Среди конфликтов неадекватной самооценки выделяют конфликты между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности, между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека, а также между стремлением повысить притязания, чтобы достичь максимального успеха и снизить их, чтобы избежать неудачи.
Когнитивная психология рассматривает конфликт как поведения или несовпадения двух знаний (когнитивный конфликт). Согласно идеям когнитивной психологии, человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и испытывает дискомфорт в случае возникновения противоречий. Эта проблематика описывается в психологии теории когнитивного диссонанса. Названные типы конфликтов не исчерпывают их классификацию (табл.1).
Таблица 1. Виды внутриличностных конфликтов
Структуры внутреннего мира личности |
Вид внутриличностного конфликта |
|||
“Хочу” (“Я хочу”) Мотив |
“Надо” (“Я должен”) Ценность |
“Могу” (“Я знаю”) Самооценка |
||
Мотивационный конфликт (между “хочу” и “хочу”) |
||||
Морально-этический конфликт (между “хочу” и “надо”) |
||||
Конфликт нереализованного желания (между “хочу” и “могу”) |
||||
Ролевой конфликт (между «надо» и «надо») |
||||
Адаптационный конфликт (между «надо» и «могу») |
||||
Конфликт неадекватной самооценки (между «могу» и «могу») |
К основным показателям проявления внутриличностного конфликта в различных сферах внутреннего мира человека относятся:
– Когнитивная сфера: снижение самооценки, осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения, глубокие сомнения в истинности принципов, которыми вы раньше руководствовались;
– Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение, частые и значительные отрицательные переживания;
– Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности, снижение удовлетворенности деятельностью, негативный эмоциональный фон общения;
– Интегральные показатели: ухудшение механизма адаптации, усиление стресса.
В практике внутриличностного конфликта чаще всего встречаются такие формы его проявления (табл.2):
Таблица 2. Формы проявления внутриличностного конфликта и их симптомы
Форма проявления |
Симптомы |
|
неврастения |
Нетерпимость к сильным раздражителям; подавленное настроение; снижение работоспособности; плохой сон головные боли |
|
эйфория |
Показная веселость; выражение радости неадекватно ситуации; “Смех сквозь слезы” |
|
регрессия |
Обращение к примитивным формам поведения; уход от ответственности |
|
проекция |
Приписывание отрицательных качеств другому; критика других, часто необоснованная |
|
номадизм |
Частая смена места жительства, места работы, семейного положения, партнеров; частые разрывы отношений с друзьями; изменение привычек, увлечений, обстановки |
|
рационализм |
Самооправдания своих поступков, действий, даже неадекватных и социально неодобряемых |
В “чистом виде” внутриличностный конфликт не существует. Он всегда является результатом воздействия окружающей социальной среды на личность.
2. Тест
Вопрос 1. Выделите один из способов управления конфликтами
а) разъяснение требований к работе;
б) решение проблемы;
в) противоборство;
г) разжигание инцидента;
д) активизация конфликтогенов.
Вопрос 2. Из чего складывается конфликт?
а) конфликтной ситуации и инцидента;
б) конфликтной личности и конфликтной ситуации;
в) инцидента и конфликтной личности;
г) совокупности источников конфликта;
д) противоборствующих сторон.
Вопрос 3. Избегание является оптимальным способом управления конфликтом:
а) нет;
б) да;
в) да, только для руководящих работников;
г) да, для руководителей низшего звена;
д) да, для руководителей высшего звена.
Вопрос 4. Как называются методы управления конфликтами, которые заключаются в умении правильно организовать своё собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека?
а) структурные;
б) межличностные;
в) внутриличностные;
г) организационные;
д) провокационные.
Вопрос 5. Как называются методы управления конфликтами, которые заключаются в разъяснении требований к работе, использовании координационных и интеграционных механизмов, установлении общеорганизационных комплексных целей и использовании системы вознаграждений?
а) структурные;
б) межличностные;
в) внутриличностные;
г) организационные;
д) договорные.
Вопрос 6. Какие два независимых параметра составляют основу классификации формы поведения личности в конфликтной ситуации по К.Томасу и А.Килменну?
а) способность к уклонению от конфликта, склонность к компромиссу;
б) степень реализации собственных интересов, уровень кооперативности;
в) уровень конфликтности, уровень терпимости;
г) эгоизм и альтруизм;
д) избегание и уклонение.
Вопрос 7. Какие три вида посредничества различают при решении конфликта?
а) межличностное, организационное, структурное;
б) переговоры, компромисс, арбитраж;
в) формальное, неформальное, общественное;
г) внутриорганизационные, межорганизационные, внеорганизационные;
д) вертикальное, горизонтальное, структурное.
Вопрос 8. Какие три уровня конфликтов выделил С.Хэнди
а) внутриличностные, межличностные, групповые;
б) открытые, скрытые, потенциальные;
в) спор, конкуренция, конфликт;
г) структурные, личностные, скрытые;
д) масштабные, локальные, внешние.
Вопрос 9. Каковы могут быть последствия конфликта в организации?
а) негативные;
б) позитивные;
в) могут быть как негативные, так и позитивные последствия;
г) нейтральные;
д) прогнозные.
Вопрос 10. Какое название носят методы по устранению организационных конфликтов?
а) внутриличностные;
б) структурные;
в) межличностные;
г) переговоры;
д) ответные агрессивные действия.
Вопрос 11. Какой элемент координационного механизма управления конфликтной ситуацией является основным?
а) цепь команд;
б) разъяснение требований к работе;
в) система вознаграждения;
г) дерево решений;
д) сетка Бланша.
Вопрос 12. Кому принадлежит идея о том, что при соблюдении правил научного менеджмента конфликты в организации не должны возникать?
а) Сократу;
б) Гераклиту;
в) Ф.Тейлору;
г) Г.Зиммелю;
д) П Дракеру.
Вопрос 13. Конфликт в организации должен рассматриваться:
а) как свидетельство неблагополучия организации;
б) как явление, которое может как разрушить организацию, так и способствовать её развитию;
в) как доказательство слабости менеджмента;
г) как позитивное явление;
д) как нежелательное явление.
Вопрос 14. Кто из учёных рассматривал конфликты как неизбежное явление в общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы и присущего личности инстинкта агрессивности?
а) Платон;
б) Гераклит;
в) Г.Зиммель;
г) Ф.Тейлор;
д) Э.Мейо.
Вопрос 15. На каком этапе урегулирования жалобы менеджер проверяет факты, собранные сотрудником?
а) на этапе исследования;
б) обдумывания;
в) подведения итогов;
г) вознаграждения за своевременную информацию;
д) ознакомления с содержанием жалобы.
Вопрос 16. По какому признаку можно классифицировать организационные конфликты?
1 – по способу решения;
2 – по природе возникновения;
3 – по направленности воздействия;
4 – по степени выраженности;
5 – по количеству участников;
6 – по масштабу.
а) 1, 2, 3, 6;
б) 1, 2, 3, 4, 5, 6;
в) 2, 4, 5, 6;
г) 2, 3, 4, 5, 6;
д) 1, 2, 4, 5.
Вопрос 17. Условием возникновения конфликта является наличие:
а) оппонентов и объекта конфликта;
б) конфликтной ситуации и инцидента;
в) оппонентов и инцидента;
г) конфликтной ситуации и объекта конфликта;
д) как минимум трёх заинтересованных сторон.
Вопрос 18. Условия возникновения конфликта?
а) наличие конфликтной ситуации;
б) наличие субъекта конфликта;
в) наличие оппонентов;
г) объекта конфликта;
д) как минимум трёх заинтересованных сторон.
Вопрос 19. Чем знаменит С. Хэнди?
а) он установил три уровня конфликта;
б) предложил классическое определение конфликта;
в) разработал типологию конфликтных личностей;
г) составил матрицу решений конфликта;
д) классифицировал тапы поведения в конфликте.
Заключение
По итогам проведенных исследований и изучений выбранной темы можно сделать некоторые выводы.
Внутриличностный конфликт – это острое негативное переживание, вызванное борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решений.
Следует заметить, что внутриличностный конфликт довольно специфичен, и его специфические особенности состоят в следующем:
· особенность структуры конфликта – отсутствие субъектов конфликтного противостояния в лице отдельных личностей или групп, сторонами конфликта становятся различные внутриличностные образования;
· специфичность форм протекания и проявления – такой вид конфликта протекает в форме тяжелых внутренних переживаний, сопровождается специфическими состояниями – страхом, депрессиями, стрессом, может вылиться в невроз или психоз;
· латентность протекания как для окружения, так зачастую и для самого индивида.
Типологии внутриличностных конфликтов довольно разнообразные, но основные виды – мотивационные, когнитивные и ролевые конфликты.
Способы завершения внутриличностных конфликтов могут быть бессознательные, которые связаны с применением механизмов и сознательные, которые состоят в следующем:
· переориентация изменение притязаний в отношении проблемного объекта;
· компромисс в пользу осуществления какого-либо варианта и его реализация и т.д.
В целом, общее значение конфликтов в жизни личности таково, что в психологическом внутриличностном конфликте может измениться сама структура личности, ее отношения, то есть это острая форма развития личности.
личность конфликт управление
Список литературы
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 551с.
2. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: учеб. – М.: ИНФРА – М, 2001-224с.
3. Громова О.Н. Конфликтология. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», ЭКМОС, 2000. – 320 с.
4. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000. – 320 с.
5. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 2001. – 448 с.
6. Конфликтология: учеб. для вузов /В.П. Ратников, В.Ф. Голубь, Г.С. Лукашова и др.; Под ред. проф В.П. Ратникова. – М .: ЮНИТИ – ДАНА, 2001-512 с.