Решим задачу за 30 минут!
Опубликуй вопрос и получи ответ со скидкой 20% по промокоду helpstat20
Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Кутюмы Бовези: общая характеристика, отражение социальной структуры и феодальных связей
  • Глава 2. Правовое регулирование гражданских и уголовных правоотношений
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Юридический сборник «Кутюмы Бовези», который составил во второй половине 13 века французский бальи Филипп де Реми, сир де Бомануар, представляет собой правовой памятник средневековой Франции. Подобные юридические сборники были созданы в течение 12-14 вв. во многих французских местностях – в Бретании, Бургундии, Вермандуа, Нормандии, Пикардии, Шампани и др. Сборник, составленный в Бовези, приобрел наибольшую известность в средневековой Франции, прежде всего благодаря своему содержанию. В нем получили свое отражение основные институты французского права периода от сеньориальной монархии к сословно-представительной монархии, а также некоторые концепции, касающиеся королевской власти, церкви, правосудия и т.д. Немалый интерес представляет учение Ф. Бомануара об идеальном бальи – администраторе с судейскими полномочиями. Изучение этого документа при проведении нашего исследования позволяет познать источники и основные институты средневекового права Франции. Именно поэтому актуальность выбранной темы контрольной работы не вызывает сомнений.

Объектом исследования являются общественные отношения, отраженные в положениях правового сборника «Кутюмы Бовези».

Предметом контрольной работы являются положения правового сборника средневековой Франции «Кутюмы Бовези».

Цель контрольной работы – проанализировать основные положения сборника «Кутюмы Бовези» как правового акта средневековой Франции при регулировании гражданских, уголовных и уголовно-процессуальных отношений.

Необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть основные положения сборника «Кутюмы Бовези».

2. Проанализировать социальные структуры и феодальные связи, отраженные в рассматриваемом правовом сборнике.

3. Рассмотреть основные моменты регулирования общественных отношений, отраженные в сборнике «Кутюмы Бовези».

4. Изучить вопросы регулирования уголовных правоотношений, судебную систему и судебный процесс.

На основе поставленной цели и задач контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Кутюмы Бовези: общая характеристика, отражение социальной структуры и феодальных связей

При рассмотрении данного вопроса следует отметить, что в период средневековья во Франции отсутствовала единая правовая система. Право было раздроблено по территориальному и сословному признаку. Необходимо проанализировать, какие источники права действовали в тот период во Франции, имели ли они универсальный, общенациональный или локальный, местный характер как определялась сфера их применения. Следует также обратить внимание на роль королевской власти в формировании правовой системы, выявить различия между «генеральными» ордонансами и орданансами и королевского домена.

Слово «кутюмы» буквально переводится как «обычаи». Запись обычного права (кутюмов) началась во Франции в XIII столетии, когда в стране (помимо юга, где господствовало писаное право) насчитывалось 60 больших и 300 малых кутюмов. Рассматриваемый источник–«Кутюмы Бовези» –представляет собой запись обычного права северо-восточной части Франции, сделанную в 1282 году одним из крупнейших французских юристов –Филиппом Бомануаром (1247–1295) Лысенко О.Л. Кутюмы Бовези в системе источников права средневековой Франции XIII в. // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. – 2013. – №1. – С. 62-86..

Бомануар жил в годы правления Людовика IX (1226–1276). Это было время больших реформ и значительных успехов в деле объединения французских земель. Дед Людовика IX–Филипп II наряду с присоединением к королевскому домену (собственным владениям короля) Нормандии, Мэна, Тюрени, части Пуату, Пикардии и Лангедока провел важнейшую административную реформу. По этой реформе все королевские владения были разделены на равные административные округа — бальяжи (на юге–сенешальства). Во главе округов были поставлены королевские чиновники–бальи–с очень значительными и разнообразными функциями в области суда, сбора налогов и созыва ополчения. Назначали их обычно на три года из людей, близких ко двору и никак не связанных с местной провинциальной знатью. Таких бальяжей при Филиппе II было 20. Людовик IX продолжал программу Филиппа II и, значительно округлив свой домен, еще более укрепил королевскую власть Захарова М.В. Французская правовая система: проблемы теории // Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук…Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина. – Москва, 2015..

Увеличение и укрепление королевского домена и централизация королевской власти сопровождались серьезными изменениями в организации суда. Проведенная Людовиком IX судебная реформа объявляла королевский суд высшим апелляционным органом для всего королевства, в который могли жаловаться на решения всех низших феодальных судов, не исключая и тех, которые находились на территории вассальных владений. Ряд судебных дел–поджог, похищение женщин, изготовление фальшивой монеты и другие подлежали исключительно юрисдикции королевского суда. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран // Учебник для бакалавров. – Москва, 2014.

Успехи в деле централизации государства и консолидации всех сил внутри него требовали оформления норм обычного права и введения общегосударственных правовых норм. Это мероприятие и было предпринято при Людовике IX, причем первую плодотворную попытку записи обычного права Франции сделал Филипп де Бомануар, дворянин, который много лет служил на должностях бальи и сенешала в различных районах страны.

Основным произведением Бомануара, прославившим его и обеспечившим ему имя «Светоча своего времени» (так назвал его Монтескье), являются «Кутюмы Бовези». Дата их написания– 1283 год–чисто условна, так же, как и само название источника, далеко не исчерпывающее его содержание. Сам автор в предисловии признается, что часть книги основана на «правовых нормах, общих для кутюмов всей Франции», и можно смело считать, что «Кутюмы Бовези» являются не только записью и объяснением местных обычаев (что уже само по себе представляло бы несомненный интерес), но и первым в истории Франции серьезным опытом правотворчества, дающим нам представление о нравах и обычаях страны, а также о политических идеях, зародившихся в этот период.

Хотя этот сборник опирался прежде всего на запись кутюмов одного из судебных округов графства Клермонта (на северо-западе Франции), в нем содержались обзор обычного права со ссылками на кутюмы других французских округов, положения канонического и римского права. Сборник, состоявший из пролога и 70 глав, хотя и не давал системного и цельного изложения правового материала, описывал различные вопросы права (организация суда и процесса, правовой статус лиц, режим земельных владений и т.д.). Кутюмы Бовези утверждали принцип непреложности правовых обычаев не только для местных жителей, но и для государственной власти.

Феодальная основа права наиболее ярко проявилась в вопросах собственности. Закреплялись исключительные привилегии дворянства и духовенства на землю. С развитием феодализма основной формой права на землю стали держания, полученные от вышестоящего владельца и связанные с целым рядом условий. Они были оформлены в виде характеризовавшегося раннее бенефиция. Последние по наследству не передавались и со смертью владельца возвращались собственнику Прудников М.Н. История государства и права зарубежных прав. Учебник для бакалавров // Москва. – Юрайт. – 2013. – С. 254..

Однако позже бенефиции превратились в наследственные держания, названные феодами, ленами. Феод утверждался в качестве основной и практически единственной формы земельной собственности. В его основе лежали вассальные связи. Вассал, свободно владея и пользуясь феодом, был ограничен в распоряжении им в силу наличия феодальных прав сеньора. Без согласия сеньора он не мог отчуждать феод, передавать его часть в качестве феода своему вассалу, при вступлении в наследство была необходима уплата специальной пошлины. Существовали и крестьянские (неблагородные) свободные держания — цензивы — наследственные крестьянские владения земельным участком с обязанностью нести повинности в пользу сеньора. Держатель участков (цензитарий) выплачивал феодалу фиксированную ренту. Цензива предоставлялась как отдельному лицу, так и общинам, на ее отчуждение требовалось согласие сеньора, а при ее переходе по наследству уплачивался определенный налог. Главное отличие цензивы от феода состояло в том, что держатель феода являлся получателем земельной ренты, а держатель цензивы — ее плательщиком и именовался вилланом. Земельные участки не находились в абсолютной собственности одного лица. Они принадлежали двум или более феодалам, находившимся в различных сословных группах. За вассалом — непосредственным собственником земли — было закреплено право на феодальные поборы, а сеньор — верховный собственник — сохранял административные и судебные права Прудников М.Н. История государства и права зарубежных прав. Учебник для бакалавров // Москва. – Юрайт. – 2013. – С. 254..

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Кутюмы Бовези внесли весомый вклад в развитие правового регулирования общества Средневековой Франции. Кутюмы Бовези послужили основой для написания ряда других подобных сборников. Особым авторитетом в судах пользовался сборник Большой кутюм Франции, составленный в 1389 г. В XVI в. были отредактированы 60 сборников «больших» кутюмов и около 200 сборников «малых» кутюмов Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Т.1. // Москва, 2013. .

кутюмы бовези феодальный юридический

Глава 2. Правовое регулирование гражданских и уголовных правоотношений

Кутюмами Бовези предусматривалась должность бальи. Считалось, что для того, чтобы быть справедливым и честным бальи он должен обладать десятью добродетелями. Назовем их:

1) мудрость;

2) любовь к Богу и к церкви;

3) спокойствие и доброта;

4) терпение и умение внимательно выслушать, способность не выходить из себя;

5) смелость и энергичность без лени;

6) щедрость;

7) поминовение приказам своего сеньора;

8) быть настоящим знатоком своего дела;

9) способность, сообразительность и умение хорошо исполнять свои обязанности, не причиняя вреда другим, а также умение считать;

10) верность Прудников М.Н. История государства и права зарубежных прав. Учебник для бакалавров // Москва. – Юрайт. – 2013. – С. 255..

Феодальное право ограничивало гражданскую правоспособность. Земля могла быть собственностью только дворянина. Каноническое право запрещало дворянам взимать проценты с долга, не разрешало заниматься торговлей, физическим трудом. Сохранение сеньориальной собственности на землю как основного института вещного права, сословное деление населения, цеховой строй сдерживали развитие свободной конкуренции. Длительное время замкнутый характер феодального хозяйства и территориальная раздробленность страны тормозили развитие товарно-денежных отношений, а, следовательно, и обязательственного права. Но даже в эпоху позднего Средневековья и зарождения капитализма договорные отношения, получившие более широкое распространение, несли на себе печать феодализма.

Феодальный характер права проявлялся даже в таком договоре, как купля-продажа. В ранний период развития французского права продажа вещей, прежде всего недвижимости, совершалась в торжественной форме, которая должна была обеспечить устойчивость договора. На юге страны, где сказывалось влияние римского права, сделки купли-продажи начали заключать в письменном виде. Текст таких сделок нередко выступал в виде единообразных формул. При купле-продаже земли за сеньором всегда признавалось право преимущественной покупки продаваемого вассалом феода. Кроме того, он и родственники продавца имели право выкупа проданной земли в течение установленного срока Прудников М.Н. История государства и права зарубежных прав. Учебник для бакалавров // Москва. – Юрайт. – 2013. – С. 255..

Глава 30 Кутюмов Бовези посвящена уголовным преступлениям. Основным условием осуществления правосудия в Кутюмах является соразмерность наказания совершенному проступку. В качестве наказаний предусматривались смертная казнь, тюремное заключение, тюремное заключение с конфискацией имущества, конфискация имущества, штраф и другие.

Давалось понятие «убийства» – то, что один (человек) умышленно убивает или заставляет кого-нибудь убить другого человека во время между заходом и восходом солнца, причем убийство это совершается наверняка (т.е. умышленно). Также различают убийство из-за ненависти.

Изнасилованием женщины называется акт, совершаемый плотской компанией, овладевающей женщиной пропив ее воли и невзирая на то, что она делает все возможное для своей защиты.

За поджег предусматривалась смертная казнь через повешение с конфискацией имущества. Такое же наказание предусматривалось и за кражу, и за «заблуждение в вере, не верование и отсутствие желания вернуться на истинный путь, за занятие содомией» (смертная казнь через сожжение), и за фальшивомонетчество.

Имеется много видов доказательств, которые все или некоторые из них достаточны для подтверждения Крылова Ю.П. История Франции // Французский ежегодник. – 2014. – Т. 47. – С. 447-469..

Выделялось восемь видов доказательств. И первый вид состоит в том, что кто-либо признает то, что от него требуют, соглашается исполнить требуемое либо без всякого отказа, либо после некоторого отрицания факта. Это доказательство наилучшее, наиболее простое и наименее дорогостоящее из всех.

Второй вид доказательства — письменное доказательство. Если кто-либо дал письменное обязательство, а затем отрицает его, следует при доказательстве прибегнуть к самому обязательству, так как отрицание не является достаточным основанием для обесценивания письменного доказательства.

Третий вид доказательства — дуэль; но это доказательство не должно приниматься в тех случаях, когда речь идет о поручительстве.

Четвертый вид доказательства — доказательство при помощи свидетелей. К нему прибегают в тех случаях, когда отрицается какой-то факт, и проситель предлагает его подтвердить при помощи свидетелей. Для этого доказательства необходимы по меньшей мере два законных свидетеля, которые отвечали бы после принесения присяги на предложенные вопросы одинаково.

Пятый вид доказательства: утверждения одной стороны не оспариваются другой стороной.

Седьмой вид доказательства: обстоятельство, которое хотят доказать, настолько ясно само по себе, что не требует иного доказательства.

Восьмой вид доказательства — доказательство при помощи презумпции. Этот вид доказательства может иметь множество способов, так как одни могут представить дело так ясно, что оно становится доказанным при помощи предположений, а другие столь сомнительно, что злодеяние никакими не доказывается Вяхирева Г.Д. История телесных наказаний в зарубежных странах // Вестник Владимирского юридического института. – 2013. – №3. – С. 202-206..

Женщины, привлеченные в качестве свидетелей, не должны быть допущены в том случае, если против них выступает тот, против кого они должны свидетельствовать, в каком бы состоянии они ни находились — вдовы, замужние или девушки. Исключение составляет только одни случай: когда речь идет о засвидетельствовании факта рождения ребенка или его возраста. Ибо если женщина имеет двух мальчиков и старший хочет доказать старшинство, нельзя будет установить кто старше без свидетельства женщины. И в этом случае ей следует верить.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Кутюмы Бовези регламентируют достаточно широкий спектр как гражданских, так и уголовных правоотношений, что несомненно является положительной чертой рассматриваемого нами нормативно-правового акта.

Заключение

Наиболее известным и популярным в средневековой Франции стал сборник обычаев – Кутюмы Бовези (около 1283 г.). Его автором был королевский бальи Филипп де Бомануар. Хотя этот сборник опирался прежде всего на запись кутюмов одного из судебных округов графства Клермонта (на северо-западе Франции), Филипп де Бомануар дал в своем сочинении более широкий обзор обычного права со ссылками на кутюмы других судебных округов и с добавлением ряда положений канонического и римского права.

Сборник, состоявший из пролога и 70 глав, хотя и не давал системного и цельного изложения правового материала, описывал большое количество кутюмов по различным вопросам права (организация суда и процесс, правовой статус разных категорий лиц, юридический режим земельных владений и т. д.). Кутюмы Бовези подтверждали принцип непреложности правовых обычаев. Часть книги основана на «правовых нормах, общих для кутюмов всей Франции», и можно смело считать, что «Кутюмы Бовези» являются не только компиляцией местных обычаев (что уже само по себе представляло бы несомненный интерес), но и первым в истории Франции серьезным опытом правотворчества, дающим нам представление о нравах и обычаях страны, а также о политических идеях, зародившихся в этот период. В работе последовательно и неуклонно проводится идея правового объединения Франции под властью одного монарха, являющегося, по мнению Бомануара, единственным и действительным господином над своими подданными.

Наряду с идеей правовой консолидации страны в работе Бомануара сквозит порой протест против сохранения крепостного права в современном автору обществе: «…Вначале все люди были свободны, т. к. всякий знает, что мы все происходим от одного отца и от одной матери», — пишет он — «…очень хорошо поступает тот сеньор, который дарит им (сервам) свободу, т. к. это большое зло когда какой-либо христианин находится в крепостном состоянии».

Интересно, что Бомануар как будто находит оправдание сервам, не любящим своих сеньоров. Среди добродетелей, необходимых бальи, он называет подлинную любовь к богу, непохожую, по его словам, «на ту, которую некоторые сервы питают к своим сеньорам, основанную на страхе и боязни».

Виднейший юрист Франции XVI века Луазель называл «Кутюмы Бовези» «первым и самым смелым сочинением, которое когда-либо было написано о кутюмах Франции». Эта смелость автора, полнота собранных им обычаев делают его труд исключительно ценным и интересным для каждого историка и юриста, занимающегося историей государства и права Франции периода феодализма вообще и XIII века — в особенности. Оригинал работы Бомануара не сохранился. Но имеется большое число списков, отличающихся друг от друга лишь по диалекту, на котором они написаны, и свидетельствующих о значительной популярности автора в XIV–XVII вв.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в ходе работы нами была достигнута цель и были решены задачи, поставленные в начале работы.

Список использованной литературы

1. Вяхирева Г.Д. История телесных наказаний в зарубежных странах // Вестник Владимирского юридического института. – 2013. – №3. – С. 202-206.

2. Захарова М.В. Французская правовая система: проблемы теории // Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук…Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина. – Москва, 2015.

3. Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Т.1. // Москва, 2013.

4. Крылова Ю.П. История Франции // Французский ежегодник. – 2014. – Т. 47. – С. 447-469.

5. Лысенко О.Л. Кутюмы Бовези в системе источников права средневековой Франции XIII в. // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. – 2013. – №1. – С. 62-86.

6. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных прав. Учебник для бакалавров // Москва. – Юрайт. – 2013.

7. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. – Москва, 2014.

4.94
Yuli95
С 12 июля 2017 г. - по 11 декабря 2017 г.работала в МКУ "МФЦ" города Мегиона. Должность- специалист. С 10 мая 2018 г. - аналитик группы анализа, планирования и контроля штаба ОМВД России по г. Мегиону.