Часть выполненной работы
В настоящее время на телевидении особой популярностью пользуется такой жанр как ток-шоу. Ток-шоу более сорока лет, но качественная схема подготовки и проведения до сих пор не установилась. Несмотря на разнообразие тем, успешным являются только те ток-шоу, в которых центром внимания, кроме обсуждаемой темы, является ведущий. А ведущий это человек, сумевший удержать внимание аудитории, привлечь ее к активному обсуждению проблемы и контролирующий ход дискуссии. Столкнувшись с рядом трудностей при обсуждении поставленной проблемы в передаче, мы заметили насколько важно наладить контакт между аудиторией, гостями программы и ее героями. Удерживать нить диалога в рамках интересующих зрителя вопросов.
На российском телевидении наметилась тенденция привлекать журналистов, имеющих малый опыт в ведении ток-шоу. Несмотря на разнообразие и увеличение количества ток-шоу, наибольшей зрительской популярностью пользуются лишь те, в которых принимают участие опытные журналисты. Актуальность данной работы состоит в потребности проанализировать зависимость успеха программы от личности ведущего.
В современных условиях, когда от числа реальных зрителей зависят доходы телестудий, возникла конкурентная борьба за внимание аудитории. Для привлечения аудитории телеканалы стараются включать в сетку вещания наиболее популярные, имеющие успех у зрителя программы. А значит, от создателей передачи требуется не просто высокий уровень профессионального мастерства, но и совершенно новый подход к профессии телевизионного журналиста, в особенности к ее творческой составляющей.
Любая творческая деятельность, в том числе и в журналистике, характеризуется тем, что ее результатом является качественно новый «продукт», специфический для этого рода деятельности. Телевизионная журналистика «выходит» на массовую аудиторию совокупностью различных по типу и жанру программ.
Ток-шоу на сегодняшний день является одним из самых рейтинговых и востребованных жанров. Активно развивается как на центральных, так и на местных телеканалах. Его отличительная черта – зрелищность, которая достижима только при наличии богатого творческого потенциала коллектива программы.
Современные исследователи характеризуют ток-шоу как разговорный жанр, современный аналог теледискуссии, от англ. talk–show — «западный» жанр, заимствованный в связи с возможностью прямого эфира, адресованный «не всем, но каждому» [Вакуров, Московкин 1998, 7].
Интерес к ток-шоу возник не случайно: у этой программы есть свои сильные стороны и потенциальные возможности. Зритель, сталкивающийся с различными трудностями, понимает, что его ситуация не уникальна, что он не одинок: есть еще люди, которых волнуют близкие вопросы, и те, кто готов поделиться с ними своим жизненным опытом.
Классическое ток-шоу представляет собой треугольник: ведущий – приглашенные собеседники (эксперты) – зритель в студии [Кузнецов 2004, 21].
Ток-шоу соединяет приемы журналистики и сценические приемы. И каждый из участников ток-шоу, какова бы ни была его служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем с заданной ему авторами ток-шоу ролью. Схема жанра довольно проста и беспроигрышна – герои, зрители, ведущий, вопросы и ответы. Но многие специалисты этого жанра считают, что залог успеха ток-шоу – юмор. Герой должен уметь смеяться над собой.
Ток-шоу отличается необычайной тематической и функциональной широтой жанровой разновидности. Существенны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, то есть регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи».
Таким образом, место и роль ток-шоу, как одного из наиболее востребованных жанров телевизионной журналистики, представляют большой интерес для современной науки.
Не менее важным для успеха телепрограммы является личность ведущего.
Хороший журналист – всегда личность. Глубокая, нестандартная, интересная окружающим, харизматичная. Слово харизма (от греч.- милость, божий дар, исключительная одарённость) обозначает способность личности привлекать к себе внимание аудитории, вызывать у неё интерес [11].
Для тех, кто работает на телевидении и кого зритель видит регулярно – это обязательное условие. Телевидение обладает эффектом привыкания, аудитория постепенно привыкает к человеку, который общается с ней, и этот человек становится близким, понятным, когда к нему начинают испытывать симпатию и доверие. Психологи точно доказали, что степень доверия находится в прямой связи с личностью журналиста. Чем в большей степени проявляются его индивидуальные качества, тем в большей степени журналист добивается успеха.
Цель нашей дипломной работы – доказать зависимость успешности ток-шоу от харизматичности ведущего.
Нами поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать понятие жанра ток-шоу и историю его возникновения на телевидении
2. Рассмотреть основные функции и виды ток-шоу, а также выяснить условия его успешности
3. Исследовать российский вариант ток-шоу на телевидении
4. Выявить качества личности, которые характеризуют харизматичность ведущего телепрограммы
5. На основе вышеперечисленных задач провести сравнительный анализ харизматичности телеведущих ток-шоу федеральных и региональных каналов
6. По итогам проведенного анализа определить ошибки ведения ток-шоу на собственном примере.
Объект данной дипломной работы – профессиональная деятельность телеведущих в жанре ток-шоу.
Предметом работы является харизма телеведущего как залог успешного ток-шоу.
В процессе написания дипломной работы мы обращались к таким источникам, как: «Мастерство эфирного выступления» Гаймакова Б.Д. [13], «Так работают журналисты ТВ» Кузнецова Г.В. [21, 22, 23], , Могилевская Э. «Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приёмы манипулирования» [26], Мясникова М.А. [27] и др.
Новизна дипломной работы в осознанном выборе географии исследования. В связи с ростом популярности этого жанра на федеральных каналах, региональное телевидение предпринимает попытки создания ток-шоу. Восприятие аудиторией данных программ неоднозначно, ввиду отсутствия опыта у ведущих. Мы выявляем новые критерии для телеведущих региональных ток-шоу.
Практическое значение выпускной квалификационной работы в том, что она может послужить своеобразной инструкцией для тех, кого интересует этот жанр, и кто в будущем собирается стать успешным ведущим ток-шоу. А для автора она послужит своеобразной работой над ошибками. …
На российском телевидении наметилась тенденция привлекать журналистов, имеющих малый опыт в ведении ток-шоу. Несмотря на разнообразие и увеличение количества ток-шоу, наибольшей зрительской популярностью пользуются лишь те, в которых принимают участие опытные журналисты. Актуальность данной работы состоит в потребности проанализировать зависимость успеха программы от личности ведущего.
В современных условиях, когда от числа реальных зрителей зависят доходы телестудий, возникла конкурентная борьба за внимание аудитории. Для привлечения аудитории телеканалы стараются включать в сетку вещания наиболее популярные, имеющие успех у зрителя программы. А значит, от создателей передачи требуется не просто высокий уровень профессионального мастерства, но и совершенно новый подход к профессии телевизионного журналиста, в особенности к ее творческой составляющей.
Любая творческая деятельность, в том числе и в журналистике, характеризуется тем, что ее результатом является качественно новый «продукт», специфический для этого рода деятельности. Телевизионная журналистика «выходит» на массовую аудиторию совокупностью различных по типу и жанру программ.
Ток-шоу на сегодняшний день является одним из самых рейтинговых и востребованных жанров. Активно развивается как на центральных, так и на местных телеканалах. Его отличительная черта – зрелищность, которая достижима только при наличии богатого творческого потенциала коллектива программы.
Современные исследователи характеризуют ток-шоу как разговорный жанр, современный аналог теледискуссии, от англ. talk–show — «западный» жанр, заимствованный в связи с возможностью прямого эфира, адресованный «не всем, но каждому» [Вакуров, Московкин 1998, 7].
Интерес к ток-шоу возник не случайно: у этой программы есть свои сильные стороны и потенциальные возможности. Зритель, сталкивающийся с различными трудностями, понимает, что его ситуация не уникальна, что он не одинок: есть еще люди, которых волнуют близкие вопросы, и те, кто готов поделиться с ними своим жизненным опытом.
Классическое ток-шоу представляет собой треугольник: ведущий – приглашенные собеседники (эксперты) – зритель в студии [Кузнецов 2004, 21].
Ток-шоу соединяет приемы журналистики и сценические приемы. И каждый из участников ток-шоу, какова бы ни была его служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем с заданной ему авторами ток-шоу ролью. Схема жанра довольно проста и беспроигрышна – герои, зрители, ведущий, вопросы и ответы. Но многие специалисты этого жанра считают, что залог успеха ток-шоу – юмор. Герой должен уметь смеяться над собой.
Ток-шоу отличается необычайной тематической и функциональной широтой жанровой разновидности. Существенны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, то есть регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи».
Таким образом, место и роль ток-шоу, как одного из наиболее востребованных жанров телевизионной журналистики, представляют большой интерес для современной науки.
Не менее важным для успеха телепрограммы является личность ведущего.
Хороший журналист – всегда личность. Глубокая, нестандартная, интересная окружающим, харизматичная. Слово харизма (от греч.- милость, божий дар, исключительная одарённость) обозначает способность личности привлекать к себе внимание аудитории, вызывать у неё интерес [11].
Для тех, кто работает на телевидении и кого зритель видит регулярно – это обязательное условие. Телевидение обладает эффектом привыкания, аудитория постепенно привыкает к человеку, который общается с ней, и этот человек становится близким, понятным, когда к нему начинают испытывать симпатию и доверие. Психологи точно доказали, что степень доверия находится в прямой связи с личностью журналиста. Чем в большей степени проявляются его индивидуальные качества, тем в большей степени журналист добивается успеха.
Цель нашей дипломной работы – доказать зависимость успешности ток-шоу от харизматичности ведущего.
Нами поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать понятие жанра ток-шоу и историю его возникновения на телевидении
2. Рассмотреть основные функции и виды ток-шоу, а также выяснить условия его успешности
3. Исследовать российский вариант ток-шоу на телевидении
4. Выявить качества личности, которые характеризуют харизматичность ведущего телепрограммы
5. На основе вышеперечисленных задач провести сравнительный анализ харизматичности телеведущих ток-шоу федеральных и региональных каналов
6. По итогам проведенного анализа определить ошибки ведения ток-шоу на собственном примере.
Объект данной дипломной работы – профессиональная деятельность телеведущих в жанре ток-шоу.
Предметом работы является харизма телеведущего как залог успешного ток-шоу.
В процессе написания дипломной работы мы обращались к таким источникам, как: «Мастерство эфирного выступления» Гаймакова Б.Д. [13], «Так работают журналисты ТВ» Кузнецова Г.В. [21, 22, 23], , Могилевская Э. «Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приёмы манипулирования» [26], Мясникова М.А. [27] и др.
Новизна дипломной работы в осознанном выборе географии исследования. В связи с ростом популярности этого жанра на федеральных каналах, региональное телевидение предпринимает попытки создания ток-шоу. Восприятие аудиторией данных программ неоднозначно, ввиду отсутствия опыта у ведущих. Мы выявляем новые критерии для телеведущих региональных ток-шоу.
Практическое значение выпускной квалификационной работы в том, что она может послужить своеобразной инструкцией для тех, кого интересует этот жанр, и кто в будущем собирается стать успешным ведущим ток-шоу. А для автора она послужит своеобразной работой над ошибками. …