13
Министерство сельского хозяйства РФ.
Уральская Государственная сельскохозяйственная академия.
Контрольная работа
По дисциплине: коневодство.
Исполнитель: студентка 3курса
заочного Ф. Т. Ж.
шрифт 03-21з
Руководитель:
Екатеринбург 2006
1. Значение лошади в народном хозяйстве СССР и задачи, поставленные в решениях партии и правительства по развитию коневодства на ближайшие годы
По своему значению коневодство всегда занимало особое положение среди других отраслей животноводства. Роль лошади на протяжении тысячелетий изменялась в зависимости от развития производительных сил и техники, но история цивилизации человечества прямо или косвенно всегда оставалась связанной с совершенствованием коневодства. Лошадь не только сопутствовала и расширяла возможности созидательной, но и разрушительной деятельности человека, в которой широко использовалась “военная лошадь”.
Лошадь отличается разносторонними хозяйственно полезными признаками. Нельзя забывать и того, что в древности благодаря лошади человек мог освоить новые огромные пространства. Лошадь повысила эффективность труда земледельцев.
Успеху коннозаводства, безусловно, способствовали творчески разработанные методы племенной работы. К их числу, прежде всего надо отнести метод разведения лошадей по линиям, который значительно позднее нашел широкое применение и при содержании других видов сельскохозяйственных животных. В организации племенной работы с лошадьми следует отметить сложившуюся систему мероприятий по заводскому и ипподромному тренингу и испытанию работоспособности животных, по совершенствованию отдельных пород и другие.
Основная масса лошадей (свыше 84 % всего поголовья в стране) принадлежала крестьянам. Следует отметить, что в 1798 – 1799 гг. были открыты первые пять случных конюшен с 14 – 20 жеребцами в каждой. Но они просуществовали очень недолго. Позднее (1844 – 1849гг.) были организованы 24 земские случные конюшни, содержавшие до 60 жеребцов в каждой, но их количество вскоре было сокращено. Несмотря на плохую организацию работы земских случных конюшен и их недостаточное количество, зажиточным крестьянам Воронежской, Владимирской, Тамбовской и некоторых других губерний удалось улучшить качество лошадей. Империалистическая и гражданская войны нанесли большой ущерб коневодству нашей страны, численность лошадей значительно сократилась.
После Великой Октябрьской социалистической революции началось восстановление народного хозяйства, в том числе и коневодства. Основываясь на подписанном 19 июня 1918 г. В. И. Лениным декрете “О племенном животноводстве”, все лошади, имеющие племенную ценность, были собраны в государственные хозяйства. Уже к 1929 г. поголовье лошадей в СССР увеличилось до 34,6 млн. голов
Были приняты меры по улучшению работы конных заводов, коневодческих ферм и ипподромов, устранению обезлички в использовании лошадей в сельском хозяйстве и на транспорте, организованы государственные племенные рассадники (госплемрассадники). В стране не только увеличилось количество лошадей, достигшее к 1941 г. 21 млн. голов, но и улучшилось их качество. Мероприятия по улучшению коневодства осуществлялись через государственные конные заводы, госплемрассадники, государственные заводские конюшни, племенные коневодческие фермы колхозов и совхозов.
В годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) коневодству нашей страны вновь был нанесен большой ущерб, во временно оккупированных районах было уничтожено и угнано свыше 7 млн. лошадей. Еще до окончания Великой Отечественной войны партия и правительство СССР приняли постановление о развитии коневодства, которое активизировало работу по восстановлению поголовья лошадей в стране. Необходимо отметить, что как в довоенные, так и особенно в послевоенные годы повседневную заботу о развитии отрасли в стране осуществлял и большую конкретную помощь оказал С. М. Буденный.
На начало 1946 г. поголовье лошадей в СССР составляло всего 10,7 млн. голов, но уже к 1953 г. оно было доведено до 15,3 млн. К этому времени в нашей стране значительно возрос уровень технического прогресса, обеспечивший почти полную механизацию основных энергоемких работ не только на транспорте, но и в сельском хозяйстве. Сильно сократилась потребность и армии в лошадях. Естественно, все это не замедлило сказаться на динамике численности конского поголовья СССР.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР в 1981 г. рассмотрели вопрос о мерах по развитию коневодства. Отмечено, что в ряде республик со стороны колхозов, совхозов, районных и областных сельскохозяйственных органов было ослаблено внимание к вопросам развития коневодства, вследствие чего ежегодно необоснованно сокращалось поголовье, уменьшалось количество коневодческих племенных ферм, снижалась требовательность к улучшению породных качеств лошадей, слабо контролировалась сельскохозяйственными органами племенная работа. Во многих хозяйствах для перевозки грузов на короткое расстояние или работы на небольших земельных участках используют вместо лошадей тракторы и автомашины, что экономически невыгодно. Было также отмечено недостаточное внимание к развитию продуктивного коневодства, конного спорта и туризма. Советский Союз мог бы значительно увеличить экспорт племенных и мясных лошадей, спрос на которых растет.
Ставятся задачи – увеличить поголовье лошадей, улучшить их воспроизводство и рациональное использование на сельскохозяйственных и транспортных работах. Установлен план выращивания жеребят в хозяйствах и сдачи в порядке государственных закупок лошадей для убоя на мясо. В соответствующих зонах РСФСР, Узбекской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР и Таджикской ССР предусмотрены развитие мясного табунного коневодства, организация крупных специализированных коневодческих совхозов и ферм мясного направления, а также ферм по производству кумыса. Разработаны меры по усилению материальной заинтересованности работников, обслуживающих лошадей.
В целях дальнейшего совершенствования существующих и выведения новых пород, линий и семейств намечены мероприятия по улучшению селекционно-племенной работы в коневодстве, а также расширение научных исследований по профилактике заболеваний и лечению лошадей. В ближайшие 10 – 15 лет развитие отечественного коневодства будет идти в племенном, рабоче-пользовательном, спортивном и продуктивном направлении. Несмотря на резкое уменьшение численности поголовья лошадей в период с 1953 по 1981 г., работа по улучшению их качества продолжалась в 103 государственных конных заводах, на племенных коневодческих фермах и ипподромах. Только в послевоенные годы было завершено выведение 12 новых пород и породных групп лошадей. Советские мастера высшей школы верховой езды (Сергей Филатов, Елена Петушкова) на лошадях отечественных пород завоевывали золотые медали на чемпионатах Европы и мира.
На международных аукционах племенных лошадей большим спросом пользуются представители таких отечественных пород, как ахалтекинской, терской, буденнов-ской, украинской верховой, орловской и русской рысистых, которые очень дорого ценятся. Так, питомец Терского конного завода арабский жеребец Песняр был продан на международном аукционе 1981 г. за 1 млн. долларов. Следует отметить, что в теорию и практику отечественного коневодства большой вклад внесли работы советских ученых: члена-корреспондента АН СССР профессора П. Н. Кулешова (1854 – 1936),члена-корреспондента ВАСХНИЛ профессора В. О. Витта (1889 – 1964), профессора Н. А. Юрасова (1881 – 1936) и многих других.
Численность лошадей в мире, на континентах и в некоторых, странах. В XX в. в связи с бурным ростом электрификации и механизации процессов производства в промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте численность лошадей в мире подверглась вначале значительному сокращению, затем наблюдалась тенденция к стабилизации поголовья. В последние 10 лет продолжает уменьшаться численность лошадей в большинстве стран Европы, а также Азии. Стабилизировалось конское поголовье в Африке, Австралии, а на обоих Американских континентах она даже увеличилась. Для многих стран, в том числе и для СССР, большое значение имеет продуктивное коневодство. Поэтому внимание к этой отрасли животноводства и ее дальнейшему развитию усиливается. Производство конины в 1980 г. во всем мире составило около 600 тыс. т, а на отдельных континентах – следующее количество: в Африке – 56 тыс. т, в Северной и Центральной Америке – 249, в Южной Америке – 91, в Азии – 118 и в Европе – 164 тыс. т. Среди европейских стран большим потреблением конины выделяются Бельгия (до 25 тыс. т в год), Франция и Италия. Больше, чем Бельгия, импортирует и потребляет конину Япония. Важнейшими экспортерами конины являются СССР и Аргентина.
Большую перспективу развития имеет не только мясное, но и молочное коневодство. Для народов ряда стран кумыс, приготовляемый из молока кобыл, является национальным напитком.
В 21 веке, коневодство является важной отраслью сельского хозяйства. В отдельных районах страны на лошадях выполняют значительный объем сельскохозяйственных работ (до 20 %). В ряде случаев такие виды работ, как подвоз воды и обработка корнеклубнеплодов, обслуживание животноводческих ферм, удовлетворение бытовых нужд работников сельского хозяйства и некоторые другие, экономически выгоднее выполнять на лошадях. В труднопроходимой местности лошади нередко используются в качестве вьючных животных. Особенно велико значение лошадей в отгонном животноводстве по обслуживанию отар, гуртов и табунов.
Лошадей разводят в разных климатических зонах России, и в ряде районов их в течение всей зимы содержат на пастбище, добывая корм из-под снега. В таких районах большое значение имеет развитие промышленного мясного коневодства, а также использование лошадей для получения молочной продукции. Из кобыльего молока готовят ценный напиток – кумыс. Благодаря целебным свойствам кумыс широко применяют при лечении туберкулеза, а также ряда желудочно-кишечных заболеваний. В связи с этим во многих санаториях существуют фермы и цехи по производству кумыса.
Многие народы на протяжении нескольких столетий употребляют в пищу конину. В конине мало жира и молодое конское мясо обладает высокими вкусовыми качествами. Молодая конина – ценный компонент при изготовлении твердокопченых колбас.
В настоящее время возросла популярность верховой езды и конного спорта. Лошадь поставлена на службу физическому развитию, улучшению здоровья, активному и полноценному отдыху человека. Это резко увеличило спрос на спортивных лошадей и их экспорт в различные страны мира.
2. Краткая характеристика тяжелоупряжных пород Англии. Их влияние на коневодство СССР и других стран
С развитием капитализма, возникновением крупных городов и индустриальных центров, ростов торговли и грузооборота, а также становлением пропашного земледелия возникла потребность в крупной массивной лошади, способной везти большие грузы и тянуть тяжелые земледельческие орудия и машины. В XVIII в. в Англии были созданы такие ценные породы, как шайры, клейдесдали и суффольки, в XIX в. в Бельгии – брабансоны и ардены, во Франции — першероны. Они составили основу мирового тяжелоупряжного коневодства.
Брабансоны – крупная, массивная порода Бельгии. Происходит она от мелкой лошади, известной со времен Ю. Цезаря, отличавшейся подвижностью, крепким костяком и небольшим ростом (высота в холке около 138 см). Когда в средние века понадобилась лошадь для закованного в латы, тяжеловооруженного всадника, бельгийская лошадь оказалась наилучшей. Рост ее был увеличен до 150 см, костяк стал более прочным, возросла массивность, но по виду использования эта лошадь становилась преимущественно верховой. Изобретение пороха и огнестрельного оружия, упразднившее тяжелые рыцарские доспехи, коренным образом изменило качество лошадей. Вместо тяжелой рыцарской лошади стала требоваться легкая маневренная верховая порода.
Во всех странах Европы, в том числе и в Бельгии, начали скрещивать тяжелых лошадей с арабской, а позднее с чистокровной и другими верховыми породами. Но крестьяне Бельгии уберегли свою рабочую лошадь от скрещивания с верховыми породами. В последующем путем отбора наиболее крупных и массивных местных лошадей без прилития крови других пород была создана выдающаяся тяжеловозная рабочая лошадь. Отбор животных осуществляли в условиях очень хорошего кормления и содержания.
Основу коневодства Бельгии составляют частновладельческие хозяйства. Государственных конных заводов нет. Однако существует общество коннозаводчиков бельгийской рабочей лошади, которое регулярно проводит выставки (с 1886 г.) и издает племенные книги (с 1887 г.). Это привело к типизации массива лошадей, ликвидации различных отродий и разведению одной бельгийской рабочей лошади, разделяемой на два типа: крупные и мелкие животные. Лошади брабансонской породы имеют гармоничное, пропорциональное телосложение с прекрасно развитыми мышцами, особенно на крупе. Животным этой породы присущи нетребовательность к кормам и скороспелость, выдающаяся работоспособность и спокойный темперамент, что облегчает уход за ними. Преобладающая масть – рыже-чалая, рыжая, гнедо-чалая, гнедая. К отъему (6 – 8 месяцев) живая масса жеребят достигает 400 – 500 кг, а живая масса взрослых жеребцов – 1000 – 1100 кг и более, высота в холке колеблется от 160 до 172 см. Брабансонская порода отличается хорошей акклиматизацией и является наиболее распространенной среди всех пород тяжеловозов. Ее разводят во многих странах Европы, Северной и Южной Америки. В СССР скрещиванием местных лошадей с брабансонами создана советская тяжеловозная порода.
Ардены. Этот тип лошадей сформировался в горной лесистой местности на границе Бельгии и Франции, в Арденнах. К началу XIX в. горные ардены были некрупной, но энергичной выносливой нетребовательной лошадью универсального типа. В дальнейшем под влиянием спроса на крупную лошадь ардены у себя на родине подверглись полному поглощению брабансонами. Живая масса лошадей арденской породы 600 – 700 кг, высота в холке 148 – 155 см. Животные этой породы отличаются высокой скороспелостью и нетребовательностью к корму, живым темпераментом, способностью хорошо двигаться и выносливостью. Они отлично приспособлены к условиям горной местности. Эти качества характеризуют их как лошадей многостороннего использования, которые находят применение в сельскохозяйственном производстве многих стран. В середине XIX в. лошади арденской породы были завезены в Россию, где сыграли большую роль в создании русской тяжеловозной породы. В республиках Прибалтики скрещиванием местных лошадей с арденами, а позднее с брабансонами и другими породами были созданы местные породы тяжелоупряжных лошадей, которых до сих пор называют арденами.
3 Масти и аллюры лошадей. Признаки, позволяющие определять возраст лошадей по зубам
Масть и отметины лошадей. Мастью называется окраска волосяного покрова туловища лошади, отметинами – белые и темные пятна разной величины и формы на голове и конечностях лошади.
Жеребята часто рождаются не той масти, которую они приобретают в дальнейшем. Поэтому масть и приметы определяют после первой линьки жеребенка, на 7 – 8-м месяце его жизни, а иногда и позднее. Наиболее часто у лошадей встречаются следующие масти: гнедая, рыжая, вороная, серая и чалая.
Рыжая масть – равномерная рыжая окраска волоса на туловище, ногах, гриве и животе. Различают по оттенкам светло-рыжую, темно-рыжую и золотисто-рыжую масть.
Вороная масть – черная окраска волоса по всему туловищу, на конечностях, гриве и хвосте.
Караковая масть – черная окраска туловища, головы и ног с коричневыми подпалинами на морде, вокруг глаз и ноздрей, на брюхе и в пахах.
Гнедая масть – окраска туловища и головы разных коричневых оттенков. Грива, хвост и нижние части конечностей черные.
Буланая масть – окраска туловища и головы желтовато-песочного цвета, нижние части конечностей, грива и живот черные. Вдоль спины может быть темная полоса – “ремень”.
Серая масть – волосяной покров состоит из белых и черных волос. В зависимости от преобладания черных или белых волос различают темно- и светло-серую масть. Серая в “яблоках” масть отмечается у серых лошадей с рисунком в виде яблок более темного оттенка.
При чалой масти к волосу основной окраски (рыжей, вороной, гнедой и др.) с рождения примешан белый волос на туловище, особенно на крупе; голова, ноги, грива и хвост могут быть без примеси белых волос.
Из белых отметин на голове наиболее часто встречаются: звезда или звездочка на лбу; проточина – узкая белая полоса, проходящая вдоль головы до носа; лысина – широкая белая полоса, захватывающая орбиты глаз; белизна, или тельные пятна, – белые пятна на губах и между ноздрей.
Белые отметины на ногах называются по той части конечностей, на которой они имеются.
Определение возраста лошадей. Возраст обычно определяют по записям, однако иногда его приходится устанавливать по зубам, при этом учитывают смену резцов, стирание на них чашечек, а также изменение трущихся поверхностей. У жеребцов насчитывается 40 зубов, у кобыл – 36 зубов, так как у них нет клыков. Резцов у лошадей 12 (по 6 на верхней и нижней челюстях), коренных зубов 24 (по 12 на верхней и нижней челюстях).
Аллюры лошадей. Аллюр – это форма поступательного движения. Лошади свойственны следующие естественные аллюры: шаг, рысь, иноходь, галоп и др.
Шаг – самый медленный и наименее утомительный для лошади аллюр. При движении шагом лошадь опирается о землю поочередно каждой из четырех конечностей. Движение лошади шагом начинается отталкиванием задней конечности. Затем поднимается правая передняя, за ней левая задняя, после чего от земли отрывается левая передняя конечность и за ней правая задняя и т.д.
Шаг может быть тихим и ускоренным. При движении тихим шагом лошадь всегда опирается о землю тремя конечностями, а при ускоренном могут быть моменты, когда лошадь опирается о землю только на две конечности. Скорость движения лошади шагом 4 — 5 км/ч.
Рысь – значительно более быстрый аллюр, чем шаг. Скорость движения лошади рысью в среднем составляет 10 -12 км, а при ипподромных испытаниях может доходить до 50 км/ч. При движении резвой рысью у лошади на определенный момент все конечности оказываются оторванными от земли. Этот момент принято называть стадией подвисания.
Иноходь – аллюр, при котором лошадь отрывает от земли и ставит на землю поочередно две конечности, но в отличие от рыси не по диагонали, а с одной стороны: правые передняя и задняя, левые передняя и задняя. При движении иноходью лошади могут двигаться с такой же быстротой, как и рысью. Иноходь — очень удобный и наименее утомительный аллюр для всадника при переездах на большие расстояния. Однако при езде по неровным дорогам лошади-иноходцы могут спотыкаться, так как они не способны быстро перейти с иноходи на галоп.
Галоп – самый быстрый аллюр. Он совершается в три темпа с фазой свободного подвисания. Обычно лошади галопируют с левой ноги. При этом сначала вся тяжесть тела падает на правую заднюю ногу, затем одновременно на левую заднюю и правую переднюю и, наконец, на левую переднюю. После этого наступает фаза подвисания.
Скорость движения при манежном галопе – 12 -15 км/ч, при полевом галопе – в 2 раза быстрее.
Список использованной литературы.
1. Бобылев И.В., Гопка Б.М., Свечин К.Б., “Коневодство” изд.: “колос” Москва 1984 г.
2. Родионов Г.В., Табаков Л.П., “Основы зоотехнии” изд.: “академия” Москва 2003 г.