Не подошло решение или нужна уникальная работа, оставляй бесплатную заявку и получай расчет на почту!
Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Общая характеристика стадии возбуждения уголовного дела

2. Понятие и система поводов к возбуждению уголовного дела

3. Понятие оснований к возбуждению уголовного дела

4. Порядок возбуждения и отказ в возбуждении уголовного дела

5. Надзор прокурора за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного дела

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Статья 16 Конституции ПМР Конституция ПМР, принятая на всенародном референдуме 24 декабря 1995 года. провозглашает права и свободы человека и гражданина высшей ценностью государства. Указанное конституционное установление распространяется на все отрасли законодательства, в том числе уголовно-процессуальное законодательство.

Охрана прав и законных интересов граждан и личности является основной задачей уголовного судопроизводства Приднестровской Молдавской Республики. Согласно Уголовно-процессуальному кодексу ПМР уголовное судопроизводство имеет своим назначением как защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, так и защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый, совершивший преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден Часть первая статьи 2 Уголовно-процессуального кодекса ПМР, введенного в действие Законом ПМР 17 июля 2002 г. № 157-З-III (САЗ 02-29).

Ранее существовало положение, когда человек пострадавший от преступления, должен был сам найти и поймать своего обидчика, а затем представить его перед судом. Потерпевший, опять же сам, должен был обеспечить доказательствами свой иск.

С развитием общественных отношений изменилась и ситуация. Преступления становятся все изощреннее и тяжелее. Задержание преступников и предание их суду становится все более трудным, когда преступник скрывается. Когда деяние не сложно по фабуле, не вызывает затруднений с квалификацией, известны источники доказательств, известно лицо, совершившее преступление, проблем с обеспечением доступа к правосудию нет.

Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Более характерна однако иная ситуация, потерпевший не знает и даже не подозревает, кто совершил преступление, не имеет доказательств обвинения кого-либо в его совершении. Зачастую оно совершено тайно, преступник не оставляет следов, пытается скрыться от правосудия. В таком случае, чтобы обеспечить доступ к правосудию, потерпевшему необходима специальная деятельность правоохранительных органов.

Публично-правовая обязанность государства по обеспечению доступа к правосудию состоит в своевременном возбуждении уголовного дела, раскрытии преступления, расследовании и справедливом судебном разбирательстве. Доступ к правосудию потерпевшему от преступления обеспечивается государством на стадии предварительного расследования уголовного процесса, так как основной объем прав потерпевшего и действий государственных органов осуществляется именно на этой стадии уголовного судопроизводства. Властные полномочия от лица государства на стадии досудебного производства осуществляют следователь, лицо, производящее дознание, и прокурор.

Как уже говорилось выше, именно эти лица возбуждают уголовное дело и тем самым обеспечивают доступ потерпевшего к правосудию. Однако следователь, орган дознания или прокурор могут отказать в возбуждении уголовного дела. Именно об этом и пойдет речь в данной контрольной работе.

Настоящая тема представляется достаточно многогранной, чрезвычайно интересной и актуальной. Кроме того, порядок и основания возбуждения уголовного дела, основания отказа в возбуждении уголовного дела следует знать каждому юристу, так или иначе связанному с уголовным процессом, чтобы исключить случаи, когда должностные лица при наличии необходимым и достаточных поводов и оснований для возбуждения уголовного дела отказывают в этом, хотя законных мотивов для этого нет, что безусловно блокирует доступ потерпевшего к правосудию и ущемляет его конституционные права.

Эти и многие другие вопросы, связанные с возбуждением, отказом в возбуждении уголовного дела будут рассмотрены в данной контрольной работе.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Возбуждение уголовного дела рассматривается в правовой литературе как:

1). уголовно-правовой институт, т.е. совокупность процессуальных норм, устанавливающих порядок разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2). собственно процессуальный акт, с которого начинается предварительное расследование;

3). самостоятельная стадия уголовного процесса.

Мнение о том, что возбуждение уголовного дела является самостоятельной стадией уголовного процесса разделяется в настоящее время большинством ученых. На данной стадии решаются определенные задачи, осуществляется она компетентными лицами и органами, в определенных законом условиях и формах и завершается конкретным решением.

Однако высказывается и противоположная точка зрения, в соответствии с которой возбуждение уголовного дела не признается самостоятельной стадией и считается начальным этапом предварительного расследования. Если согласиться с таким мнением, то началом стадии расследования следует считать принятие заявления или сообщения о преступлении. Этим снимается запрет совершать следственные действия до вынесения акта о возбуждении уголовного дела. Кроме того, сроки предварительного расследования в этом случае нужно будет исчислять с момента поступления первичного материала о совершенном правонарушении, а не с момента вынесения постановления возбуждении дела.

В содержание стадии возбуждения уголовного дела входят такие действия правомочных органов и должностных лиц, как:

а). прием ими информации о преступлении, ее надлежащее оформление и регистрация;

б). рассмотрение этой информации и, в случае необходимости, проведение проверки для уточнения фактических данных о наличии преступления;

в). принятие в соответствии с законом решения о начале производства по делу, об отказе в возбуждении уголовного дела либо о направлении заявления (сообщения) о преступлении по подследственности или по подсудности.

Возбуждение уголовного дела, как и другие самостоятельные стадии процесса, имеет свои конкретные задачи, которые вытекают из общих задач уголовного судопроизводства. Эти задачи заключаются в приеме, рассмотрении, а в необходимых случаях и в дополнении необходимыми сведениями первичных материалов о преступлении с целью установления законности повода и достаточности оснований для возбуждения уголовного дела.

В этой стадии подлежат выяснению и обстоятельства, исключающие производство по делу, а также стоит задача по предотвращению или пресечению преступления, по закреплению его следов в определенной процессуальной форме. Возбуждение уголовного дела имеет своей задачей констатировать только наличие правового основания для той деятельности, перед которой будет стоять задача расследования уголовного дела. Эта стадия создает лишь необходимые условия для реализации задачи по установлению лица, совершившего преступление, на следующем этапе процесса.

Немаловажное значение имеет законный и обоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, который, нередко снимает с граждан незаслуженное подозрение в совершении преступления, предотвращает судебные ошибки, избавляет следственных, судебных и прокурорских работников от ненужной работы. В этой связи особо нетерпимыми являются факты, когда отдельные компетентные лица при наличии предусмотренных законом решений, и в частности, не возбуждают в необходимых случаях уголовных дел и не отказывают в этом. Нарушением закона является также и несвоевременное принятие необходимого решения по заявлению или сообщению о преступлении.

Невозбуждение или несвоевременное возбуждение уголовного дела, как правило, приводит к сокрытию преступлений, и утрате доказательств, без которых осложняется или становится невозможным установление истины по делу, а также к несвоевременному принятию мер по розыску лиц, совершивших преступление. Такие лица могут продолжать преступную деятельность. Ущемляются права и законные интересы пострадавших от преступления лиц.

Нарушением закона, порождающим волокиту при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, является также неосновательное направление материалов о преступлении по подследственности или подсудности.

Уголовно-процессуальное значение стадии возбуждения уголовного дела заключается в том, что только после принятия в установленном законом порядке решения о возбуждении уголовного дела допускается производство всех следственных действий, применение принудительных мер, предусмотренных уголовно-процессуальным законом. В этом плане возбуждение уголовного дела является правовой предпосылкой для предварительного расследования преступления, а по делам частного обвинения – предпосылкой для судебного рассмотрения этих дел.

Возбуждение уголовного дела имеет и уголовно-правовое значение. По делам о преступлениях, требующим предварительного расследования, до вынесения постановления о предъявлении обвинения нет иного документа, кроме процессуального акта о возбуждении уголовного дела, в котором бы излагались обстоятельства общественно опасного деяния и давалась квалификация преступления. Именно процессуальный акт о возбуждении дела определяет, хотя и предварительно, какое преступление совершено и подлежит расследованию, чем дает направление производству по делу на первых этапах следствия.

С принятием решения о возбуждении уголовного дела впервые в судопроизводстве находят применение нормы уголовного права. Первой стадией реализации этих отношений является акт возбуждения уголовного дела. Данные же, добытые при возбуждении дела, зачастую определяют круг, последовательность и тактику производства неотложных следственных действий.

До возбуждения уголовного дела не могут совершаться следственные действия, кроме осмотра места происшествия в случаях, не терпящих отлагательства (часть вторая ст. 157 УПК ПМР).

Осуществление задач в стадии возбуждения уголовного дела достигается путем совершения определенных процессуальных действий, сопровождающихся возникновением и развитием уголовно-процессуальных отношений между лицами, являющимися участниками этой стадии уголовного судопроизводства.

2. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПОВОДОВ К ВОЗБУЖДЕНИЮ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Для того чтобы обоснованно принять решение о начале производства по уголовному делу, необходимо наличие законного повода и достаточного основания.

Под поводом к возбуждению уголовного дела понимается установленный уголовно-процессуальным законом источник, из которого компетентные органы и должностные лица получают информацию о преступлении, что обязывает их разрешить вопрос о возбуждении дела Уголовный процесс. Учебник под редакцией проф. Алексеева Н.С. М.: «Юристъ», 1995 г., стр. 178 .

По своей сути своей повод – это предусмотренная законом процессуальная предпосылка, обусловливающая начало уголовно-процессуальной деятельности.

В юридической литературе существуют и другие подходы к понятию повода к возбуждению уголовного дела. Так, ряд авторов поводом для решения вопроса о возбуждении уголовного дела считают получаемые из установленных законом источников сведения (информацию) о событии, факте, ч

Часть работы скрыты для сохранения уникальности. Зарегистрируйся и получи фрагменты + бесплатный расчет стоимости выполнения уникальной работ на почту.

ьем-то деянии (действии, бездействии), содержащем признаки преступления Уголовный процесс. Под редакцией К. Ф. Гуценко. М., «Зерцало», 2000 год, стр. 199..

Другие авторы отождествляют повод с источниками сведений о преступлении. Этот подход нельзя признать правильным, т.к. источниками сведений о преступлении могут быть, например, оперативные данные, телефонные сообщения неизвестных лиц, слухи и другие сигналы, которые закон не упоминает в числе поводов к возбуждению уголовного дела. Следовательно, источник сведений о преступлении – понятие более широкое, нежели повод к возбуждению дела. Помимо этого, заявления, жалобы по делам частного, частно-публичного обвинения, поступившие от лиц не пострадавших от этих преступлений, поводом к возбуждению дела не являются, хотя служат источником информации об общественно опасном, противоправном деянии.

Для повода к возбуждению дела характерна тесная связь между деятельностью заявителя и прокурорско-следственных или судебных органов, ибо они обязаны принять заявление, сообщение о преступлении и разрешить его по существу. Указанные органы могут и сами обнаружить признаки преступления.

Правовое значение повода к возбуждению дела заключается в том, что он вызывает публичную деятельность органов дознания, следователя, прокурора или суда, судьи, требует, что бы эти органы соответствующим образом реагировали на каждый сигнал о готовящемся или совершенном преступлении. Не будь повода к возбуждению дела – общественно опасные деяния оставались бы без внимания. Именно повод к возбуждению дела вызывает осуществление и применение уголовного закона. В этом плане повод является первым связующим звеном между уголовным правом и процессом.

В статье 90 УПК ПМР предусмотрены следующие поводы к возбуждению уголовного дела:

1) заявления и письма граждан;

2) сообщения профсоюзных организаций и других общественных организаций;

3) сообщения организаций и должностных лиц;

4) статьи, заметки и письма, опубликованные в печати;

5) явка с повинной;

6) непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором, судьей или судом признаков преступления.

Несмотря на определенный законом перечень поводов к возбуждению дела, некоторые авторы поводами считают задержание с поличным или материалы контрольно-ревизионных органов, ведомственных инспекций и комиссий, акты ревизий и проверок или снятие остатков, материалы о несчастном случае и т. п. Такие поводы законом не предусмотрены.

Наиболее распространенными поводами к возбуждению уголовных дел являются заявления и сообщения физических и юридических лиц о совершенных или подготавливаемых преступлениях. Согласно статьи 91 УПК ПМР заявления граждан (физических лиц) могут быть устными или письменными. Устные заявления заносятся в протокол, который подписывается заявителем и правомочным должностным лицом, принявшим заявление. Письменное заявление должно быть подписано заявителем, от которого оно исходит. При этом заявителю должна быть разъяснена уголовная ответственность за заведомо ложный донос по ст. 302 УК ПМР Уголовный кодекс ПМР, введенный в действие Законом ПМР N 138-З-III от 7 июня 2002 года (САЗ 02-23). , о чем делается отметка в протоколе, удостоверяемая подписью заявителя.

Заявления и письма должны исходить от граждан, фамилии, имена, отчества, адреса местожительства и другие данные о которых известны соответствующим субъектам уголовно-процессуальной деятельности. Наличие в распоряжении компетентного должностного лица сведений об источнике информации о преступлении обеспечивает законность и обоснованность возбуждения уголовных дел.

Анонимные, т. е. не подписанные или подписанные от имени вымышленного лица, заявления и письма согласно абзаца первого пункта 2 статьи 7 Закона ПМР «Об обращениях граждан» Закон ПМР «Об обращениях граждан» N 367-З-III 8 декабря 2003 г. (САЗ 03-50) рассмотрению не подлежат.

Однако, в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 7 указанного законодательного акта анонимное обращение, содержащее сведения о готовящемся или совершенном преступлении, направляется для проверки в прокуратуру ПМР, а также в иные правоохранительные органы, где указанное обращение может быть проверено органом дознания путем оперативно-розыскной деятельности либо прокурором в процессе осуществлении общего надзора за исполнением законов. Если в результате такой проверки будут установлены признаки преступления, то уголовное дело подлежит возбуждению на основании непосредственного обнаружения признаков преступления соответствующим органом или должностным лицом.

Сообщения, исходящие от различных юридических лиц или государственных органов, которые сами не имеют права возбуждать уголовные дела, должны быть облечены в письменную форму. Служебные письма, содержащие сообщения о преступлениях, составляются на фирменных бланках этих лиц или органов, подписываются их руководителями и скрепляются оттисками печатей. К сообщениям обычно прилагаются находящиеся в распоряжении отправителей документы, подтверждающие наличие оснований к возбуждению уголовного дела. Так, к сообщению контрольно-ревизионного органа о крупной недостаче имущества, обнаруженной в подотчете у определенного должностного лица, должен быть приложен акт документальной ревизии или инвентаризации.

Статьи, заметки и письма имеют значение самостоятельного повода к возбуждению уголовного дела, если они были опубликованы в определенном печатном издании. Некоторые теоретики уголовного процесса высказывают мнение, что поводом к возбуждению уголовного дела могут также служить сведения о конкретных преступлениях, сообщенные по радио, телевидению или с помощью других средств массовой информации. Орган массовой информации, обнародовавший соответствующие сведения, должен быть зарегистрирован в установленном порядке согласно действующему законодательству.

Явка с повинной как самостоятельный повод представляет собой добровольное вступление лица, совершившего преступление, в контакт с органом или должностным лицом, обладающим полномочием возбуждения уголовного дела, и добровольное сообщение ему о содеянном, если такое сообщение сопровождается фактической добровольной передачей себя во власть указанных органов Уголовный процесс: учебник для вузов. Радченко В.И. М.: «Юстицинформ», 2004 г. стр. 187.. Совсем не обязательно, чтобы заявитель в таком случае лично явился в эти органы. Он может свое заявление направить по почте или передать через другое лицо. Важно, чтобы таким заявлением виновный обеспечил добровольную передачу себя во власть прокурорских, следственных органов, в руки правосудия.

Явка с повинной предполагает также, что лицо, совершившее преступление или причастное к нему, не просто заявляет о самом факте преступления, но и считает себя виновным в случившемся.

Явка с повинной сама по себе не служит основанием для возбуждения уголовного дела и после ее проверки не всегда возбуждаются уголовные дела, ибо явившийся с повинной может и не быть лицом, совершившим преступление. Мотивы явки с повинной могут быть разные. Практика знает случаи, когда явившийся с повинной оговаривает себя полностью или частично, исходя из тех или иных соображений. В то же время на практике возбуждается очень мало уголовных дел по поводу явки лица с повинной. Такое положение в какой-то степени объясняется тем, что возбуждение уголовного дела обычно опережает явку лица с повинной.

Вместе с тем явка с повинной подлежит тщательной проверке и критической оценке, т.к. она может быть в действительности вынужденной, ложной и даже спровоцированной.

Одним из распространенных поводов к возбуждению уголовного дела является непосредственное обнаружение органом. дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления.

Непосредственное обнаружение признаков преступления всегда предполагает определенную деятельность компетентных органов, приведшую их к выявлению признаков преступления. Сущность указанного повода к возбуждению дела заключается в том, что органы дознания, следователь, прокурор при осуществлении своих полномочий вне зависимости от чьего-либо заявления, сообщения, сами непосредственно обнаруживают признаки преступления и решают вопрос о возбуждении уголовного дела.

уголовный дело судопроизводство процессуальный

3. ПОНЯТИЕ ОСНОВАНИЙ К ВОЗБУЖДЕНИЮ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Помимо поводов для возбуждения уголовного дела необходимо и наличие определенных оснований. В законе сказано, что дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления (ч. 2 ст. 90 УПК ПМР). Эти данные закон именует основаниями к возбуждению уголовного дела, наличие которых обусловливает обоснованность вынесения акта о возбуждении уголовного дела.

Признаки преступления могут быть как существенными (в таком случае достаточно даже одного для возбуждения уголовного дела), так и несущественные (в этом случае необходимо их определенное сочетание).

В юридической науке существует несколько подходов к вопросу о том. что является основанием к возбуждению уголовного дела. Помимо указанного в ст. 90 УПК, основанием возбуждения уголовного дела некоторые ученые считают: 1) сам факт совершения преступления; 2) наличие фактических данных, указывающих на состав преступления.

В этих случаях уголовное дело возбуждается по факту совершения преступления, а не в отношении конкретного лица, что, однако, при известных условиях, не исключает возможности возбуждения уголовного дела в отношении определенного лица, например, при задержании преступника на месте преступления.

Законодатель указывает на две стороны основания к возбуждению уголовного дела – фактическую и юридическую. Под фактической его стороной следует понимать наличие объективно существующих фактических данных, указывающих на признаки общественно опасного деяния. А юридическую сторону основания к возбуждению дела составляет наличие признаков преступления. В данном случае речь идет только о преступном деянии, о его противоправности и общественной опасности.

Закон в основания к возбуждению уголовного дела не включает отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 5 УПК ПМР). Этим понятиям придается самостоятельное значение. УПК предусматривает, что в случае отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела, а равно при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, прокурор, следователь, орган дознания отказывают в возбуждении уголовного дела.

Несмотря на разный смысл этих понятий, между ними существует тесная взаимосвязь. Например, само отсутствие оснований к возбуждению уголовного дела не может порождать вопрос об обстоятельствах, исключающих производство по делу, ввиду его беспредметности. В свою очередь, многие из обстоятельств, указанных в ст. 5 УПК ПМР, вообще не имеют отношения к фактической стороне основания к возбуждению дела и в некоторых случаях могут устанавливаться после решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Например, акт амнистии или помилования может быть издан, когда уже возбуждено уголовное дело и ведется расследование или судебное производство.

Фактическую сторону основания к возбуждению дела в зависимости от механизма формирования можно классифицировать на данные, исходящие от лиц, и вещественные фактические данные.

Предположения о преступлении должны основываться на достаточно убедительных фактических данных, которые должны быть не только очевидными, но и достоверными, то есть должны быть истинными и устанавливаться из процессуальных источников.

Данные же, обнаруженные с помощью непроцессуальных источников, всякие сомнительные сведения могут использоваться лишь при разработке версий. В то же время никакие доказательства не имеют заранее установленной силы, поскольку, исходя из требований закона (ст. 6-6 УПК ПМР), компетентные лица оценивают их по своему внутреннему убеждению.

Таким образом, достаточность фактических данных, необходимых в каждом конкретном случае для возбуждения дела, с учетом их характера и объема определяет лицо, разрешающее вопрос о возбуждении дела, учитывая конкретные обстоятельства, предусмотреть которые во всем их многообразии невозможно. Однако во всех случаях установление достаточных данных, указывающих на признаки преступления, имеет решающее значение для обоснованного принятия решения о возбуждении уголовного дела.

4. ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ И ОТКАЗ В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Стадия возбуждения уголовного дела представляет собой не одноразовое действие, проявляющееся в принятии решения о том, начинать или нет производство по конкретному делу, а комплекс действий. Такая цель достигается прежде всего путем проверки:

– соответствия требованиям закона (доброкачественности) повода;

– содержащихся в нем данных относительно наличия или отсутствия основания для принятия положительного решения о возбуждении уголовного дела;

– наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих принятию такого решения.

Затем, в соответствии со статьей 95 УПК ПМР при наличии повода и основания к возбуждению уголовного дела прокурор, следователь, орган дознания, обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело.

О возбуждении уголовного дела прокурор, следователь, орган дознания выносят постановление. В постановлении должно быть указано: время, место, кем оно составлено, повод и основание к возбуждению дела, статья уголовного закона, по признакам которого оно возбуждается, а также дальнейшее направление дела.

Копия постановления следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела в течение 24 (двадцати четырех) часов направляется прокурору.

В случае возбуждения уголовного дела в отношении призывника прокурор, следователь, орган дознания, обязаны в семидневный срок сообщить об этом в районный (городской) военный комиссариат.

Одновременно с возбуждением уголовного дела должны быть приняты меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.

В тех случаях, когда уголовное дело возбуждается тем должностным лицом, которое будет вести расследование, выносится одно постановление – о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству.

В случае принятия к своему производству дела, возбужденного прокурором, следователь выносит отдельное постановление о принятии его к своему производству. В течении суток копия постановления о принятии дела к своему производству должна быть направлена наблюдающему прокурору.

Следует иметь в виду, что следственные действия по делу вправе производить лишь тот следователь, в производстве которого находится дело. Другие органы могут проводить следственные действия лишь по поручению этого следователя.

Законные и обоснованные действия и решения в стадии возбуждения уголовного дела способствуют эффективному выполнению задач уголовного судопроизводства, помогают раскрытию преступлений, установлению лиц, их совершивших, обеспечению прав и законных интересов граждан. Таким образом, стадия возбуждения уголовного дела является существенной правовой гарантией от необоснованного вовлечения личности в уголовное судопроизводство.

Однако наряду с возбуждением уголовного дела следователь, орган дознания или прокурор может отказать в возбуждении уголовного дела.

Следует отметить, что при отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела, а равно при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, прокурор, следователь, орган дознания отказывают в возбуждении уголовного дела.

Перечень указанных обстоятельств содержится в статье 5 УПК ПМР:

1) за отсутствием события преступления.

Отсутствие события преступления признается основанием для отказа в возбуждении дела, когда само событие (например убийство, недостача) не существовало (лицо, которое предполагалось убитым, оказалось живым; недостача оказалась результатом счетной ошибки и т.д.); в случае самоубийства, несчастного случая, аварии и т.д., – если данные о совершенном преступлении, на которые указывал заявитель материалами проверки не подтвердились, а событие было результатом действий самого потерпевшего или стихийных явлений;

2) за отсутствием в деянии состава преступления;

Отсутствие в деянии состава преступления может быть признано основанием для отказа в возбуждении дела, когда в первичных материалах имелось указание на конкретное лицо, если:

а) событие, по поводу которого велось производство, имело место, было результатом действия этого лица, но эти действия носили правомерный характер (необходимая оборона, крайняя необходимость и т.д.);

б) событие явилось результатом действий данного лица, содержало признаки преступления, но лишено одного из обязательных элементов состава преступления; состав преступления отсутствует, в частности, в случаях:

– малозначительности содеянного и отсутствия в связи с этим общественной опасности (п.2 ст. 13 УК ПМР);

– добровольного отказа от доведения преступления до конца, если фактически совершенное деяние не содержит иного состава преступления (п.2 ст. 30 УК ПМР);

– совершения общественно опасного деяния в состоянии невменяемости (ст. 20 УК ПМР);

– совершение преступления лицом, не являющимся субъектом преступления (относится к специальным составам).

3) за истечением сроков давности;

Понятие и сроки давности сформулированы в ст.77 УК ПМР. Если с момента совершения преступления (за исключением преступлений против мира и безопасности человечества, а также преступлений, за совершение которых предусмотрена смертная казнь) прошел установленный период времени и лицо в течение этого срока не совершило нового преступления, уголовное дело не возбуждается.

4) вследствие акта амнистии, если он устраняет применение наказания за совершенное деяние, а также ввиду помилования отдельных лиц;

Акт амнистии содержит в своем тексте пределы его применения. Если такой акт указывает на прекращение производством дел определенной категории, правоохранительные органы не имеют права возбуждать уголовные дела этой категории. В случае несогласия лица уголовное дело возбуждается в обычном порядке.

5) в отношении лица, не достигшего к моменту совершения общественно опасного деяния возраста, по достижении которого, согласно закону, возможна уголовная ответственность;

По общему правилу субъектами преступления могут быть лица, достигшие к моменту совершения преступления 16 лет. В исключительных случаях за совершение преступлений, исчерпывающий перечень которых содержится в ст. 19 УК ПМР, допускается привлечение к ответственности с 14 лет.

6) за примирением потерпевшего с обвиняемым по делам, возбуждаемым не иначе как по жалобам потерпевших, кроме случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 94 настоящего Кодекса;

7) за отсутствием жалобы потерпевшего, если дело может быть возбуждено не иначе как по его жалобе, кроме случаев, предусмотренных частью третьей статьи 94 настоящего Кодекса, когда прокурору предоставлено право возбуждать дело и при отсутствии жалобы потерпевшего;

Это обстоятельство относится к двум различным по степени общественной опасности категориям дел. В первую входят дела так называемого частного обвинения (ст. ст. 114, 126, 127 УК ПМР), когда общественная опасность деяний в значительной мере определяется оценкой потерпевшим факта нарушения его интересов. Вместе с тем законом предусмотрены случаи, когда прокурор в силу того, что потерпевший не в состоянии защищать свои законные интересы, возбудил дело при отсутствии жалобы.

Ко второй категории относятся дела о преступных нарушениях авторских прав (пункты первые ст. ст. 142 и 143 УК ПМР), изнасиловании (пункт 1 статьи 128 УК ПМР), о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. ст. 133-136 УК ПМР).

При этом, возбуждаются не иначе как по жалобам потерпевших, но прекращению за примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат. Производство по этим делам ведется в общем порядке (дела так называемого частно-публичного обвинения).

8) в отношении умершего, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего или возобновления дела в отношении других лиц по вновь открывшимся обстоятельствам;

Смерть правонарушителя исключает возбуждение уголовного дела, потому что обезличивает дальнейшее производство, выводит из него субъекта уголовной ответственности.

Но иногда уголовное дело возбуждается и после смерти правонарушителя. Такое решение принимается в случае необходимости реабилитировать умершего, возобновить уголовное дело в отношении других лиц или по вновь открывшимся обстоятельствам (главы5-1 и 33 УПК ПМР, ).

9) в отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению либо определение или постановление суда о прекращении дела по тому же основанию;

10) в отношении лица, о котором имеется неотмененное постановление органа дознания, следователя, прокурора о прекращении дела по тому же обвинению.

В случае отсутствия основания к возбуждению уголовного дела, а равно при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, прокурор, следователь, орган дознания отказывают в возбуждении уголовного дела.

Данное решение оформляется постановлением.

Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела состоит из трех частей – вводной, описательной и резолютивной. В нем должны быть указаны день, месяц, год, населенный пункт его составления, должность, звание (классный чин), фамилия и инициалы должностного лица, кем оно вынесено, повод и основание к началу уголовного процесса, признаки какого преступления предполагались и мотивировка наличия одного из оснований отказа в возбуждении уголовного дела, ссылка на конкретный подпункт ст. 5 УПК ПМР, а также собственно решение об отказе в возбуждении уголовного дела, об уведомлении заявителя и о разъяснении ему права обжаловать это постановление.

Если в полученном заявлении или сообщении имеются данные об административном или дисциплинарном проступке либо ином нарушении общественного порядка, прокурор, следователь, орган дознания вправе в соответствии со статьей 97 УПК ПМР направить поступившее заявление или сообщение на рассмотрение общественной организации или трудовому коллективу или передать полученный материал на разрешение в административном или дисциплинарном порядке.

Об отказе в возбуждении уголовного дела выносится мотивированное постановление, копия которого в течение 24 (двадцати четырех) часов направляется прокурору, а так же уведомляются лицо, организация, от которых поступило заявление или сообщение, а также потерпевший с разъяснением им права на обжалование этого постановления.

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован заявителем соответственно надлежащему прокурору или в суд. Следует особо подчеркнуть, что подача жалобы на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела сроком не ограничена.

Статьей 195-1 УПК ПМР установлен порядок судебного рассмотрения жалоб на постановления дознавателя, следователя, прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела.

Так, жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, следователя или прокурора.

Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, прокурора не позднее чем через 5 (пять) суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора. Прокурор обязан представить в суд в течение 24 (двадцати четырех) часов все материалы, необходимые для рассмотрения поданной жалобы.

Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом.

По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

а) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

б) об оставлении жалобы без удовлетворения.

Копии постановления судьи направляются заявителю и прокурору.

5. НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного дела в соответствии с Главой 3 Конституционного закона ПМР “О прокуратуре ПМР” Конституционный Закон ПМР «О прокуратуре ПМР» N 66-КЗ-IV 31 июля 2006 г. (САЗ 06-32).

Прокурор принимает все меры к тому, чтобы в каждом случае обнаружения признаков преступления было немедленно возбуждено уголовное дело и чтобы при отсутствии поводов и оснований уголовные дела не возбуждались

Прокурор следит за тем, чтобы проверка заявлений и сообщений о преступлениях производилась в сроки и в порядке, определенном уголовно-процессуальным законом, чтобы не проводилось расследование до возбуждения уголовного дела и не нарушались права личности в этой стадии уголовного процесса.

Свои обязанности прокурор выполняет, проверяя документы и материалы, указывающие на признаки преступления, при осуществлении надзора.

Прокурор ставится в известность о возбуждении каждого уголовного дела, так как ему в течение 24 часов с момента возбуждения уголовного дела направляется копия постановления о возбуждении уголовного дела (ст. 95 УПК ПМР). Прокурор знакомится с ней и, если сомневается в законности решения следователя или органа дознания, то проверяет материалы, послужившие основанием к возбуждению уголовного дела.

Законность возбуждения уголовного дела проверяется также при осуществлении надзора за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия.

Если дело возбуждено без законных поводов и оснований, прокурор своим постановлением отменяет постановление следователя или органа дознания, отказывает в возбуждении уголовного дела, либо прекращает дело, если по нему были произведены следственные действия.

Обнаружив нарушение закона о сроках и порядке проверки заявлений и сообщений, прокурор заслушивает объяснения следователя или лица, ведущего дознание, указывает на ошибки, а в необходимых случаях рассматривает вопрос о привлечении виновного должностного лица к дисциплинарной ответственности.

Проверяя материалы, по которым было отказано в возбуждении уголовного дела, прокурор выясняет, полно ли исследованы обстоятельства, указанные в сообщении; соблюдены ли требования закона о передаче в необходимых случаях материалов на разрешение в административном или дисциплинарном порядке; уведомлен ли заявитель о принятом решении и разъяснен ли ему порядок обжалования; соответствуют ли мотивы решения нормам материального и процессуального законов и фактическим данным.

Установив, что в возбуждении уголовного дела отказано необоснованно, прокурор отменяет постановление органа дознания или следователя и либо выносит постановление о возбуждении уголовного дела, либо предлагает произвести дополнительную проверку, либо поручает возбудить уголовное дело.

Надзор за законностью возбуждения уголовных дел прокурор осуществляет также при рассмотрении поступающих к нему жалоб. Прокурору направляются жалобы на незаконность постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенные не только следователями и органами дознания, но и руководителями этих органов.

Прокурор следит за тем, чтобы все поступившие сообщения о преступлениях были рассмотрены. Для этого прокурор знакомится со сводками о происшествиях и проверяет законность принятых по ним мер.

Одновременно прокурор осуществляет надзор за соблюдением требований закона о подследственности. Он следит за тем, чтобы дела, по которым требуется производство предварительного следствия, передавались органами дознания следователю немедленно после производства неотложных следственных действий. В необходимых случаях (при наличии жалоб на необъективность дознания, сложность дела и т.п.) прокурор может изъять дело, подследственное органам дознания, и передать его следователю.

Прокурор следит за тем, чтобы следователи органов милиции, налоговой полиции, органов безопасности и прокуратуры производили расследование по делам, отнесенным к их компетенции, и не допускали нарушения закона о подследственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках данной контрольной работы были рассмотрены вопросы, связанные с возбуждением уголовного дела, основные поводы и основания для совершения указанного процессуального действия, порядок возбуждения уголовного дела и отказа в этом, а также особенности прокурорского надзора на данной стадии уголовного процесса и судебного обжалования постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела. На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что возбуждение уголовного дела является самостоятельной стадией уголовного процесса, т.к. для нее характерны определенные задачи, она осуществляется компетентными органами и завершается оформлением процессуального документа.

Для возбуждения уголовного дела необходимо наличие определенных поводов, указанных в законе. Однако, помимо этого, необходимо также наличие признаков преступления. Эти признаки получили в юридической науке название оснований.

Все признаки, указывающие на наличие преступления должны рассматриваться компетентными органами во всей их совокупности, по своему внутреннему убеждению. Это, в свою очередь, является важной гарантией защиты интересов государства и права граждан, своевременного изобличения и наказания виновных.

Задачи уголовного судопроизводства могут быть успешно осуществлены, а права граждан надежно защищены только при том необходимом условии, что каждому факту правонарушения будет дана надлежащая оценка, т.е. установление точного соответствия обстоятельств, составляющих состав преступления конкретно тому, что имело место в реальной действительности.

Возбуждение уголовного дела – самостоятельная стадия уголовного процесса, которой свойственны все признаки, характеризующие стадию уголовного процесса (конкретные задачи, своеобразное выражение основных принципов уголовного процесса, специфический круг уголовно-процессуальных действий и правоотношений и др.).

Самостоятельный характер стадии возбуждения уголовного дела проявляется и в том, что она представляет собой этап уголовно-процессуальной деятельности, причем ни одно уголовное дело не может возникнуть вне его. Без возбуждения уголовного дела не имеется правового основания для всех тех действий, которые предусмотрены законом.

Независимость стадии возбуждения уголовного дела от иных этапов движения дела обусловлена характером разрешаемых вопросов. В частности здесь не только принимаются сообщения о совершенном преступлении, но и проверяются полученные сведения, а также принимается обоснованное решение о возбуждении уголовного дела или отказе в нем.

На этой стадии уголовного процесса, уголовное дело возбуждается не в отношении определенного лица, а в отношении самого факта, события преступления.

Таким образом, стадия возбуждения уголовного дела и связанные с ней отказ в возбуждении уголовного дела и прекращение уголовного дела в совокупности являются краеугольным камнем в вопросе обеспечения прав и законных интересов граждан и организаций и позволяет обеспечить как защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, так и защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

СПИСОК, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция ПМР, принятая на всенародном референдуме 24 декабря 1995 года.

2. Конституционный Закон ПМР «О прокуратуре ПМР» N 66-КЗ-IV 31 июля 2006 г. (САЗ 06-32)

3. Уголовно-процессуальный кодекс ПМР, введенный в действие Законом ПМР 17 июля 2002 г. № 157-З-III (САЗ 02-29)

4. Уголовный кодекс ПМР, введенный в действие Законом ПМР N 138-З-III от 7 июня 2002 года (САЗ 02-23).

5. Закон ПМР «Об обращениях граждан» N 367-З-III 8 декабря 2003 г. (САЗ 03-50)

6. Уголовный процесс. Учебник под редакцией проф. Алексеева Н.С. М.: «Юристъ», 1995 г.

7. Уголовный процесс: учебник для вузов. Радченко В.И. М.: «Юстицинформ», 2004 г.

8. Уголовный процесс. Под редакцией К. Ф. Гуценко. М., «Зерцало», 2000 год.

4.42
user1670302
Учитель математики. 28 лет. Имею два высших образования. Специальность "Математик" и специальность "Информационные технологии в образовании".