Введение
Жакет — разновидность короткой женской верхней одежды из трикотажа или шерстяной ткани. Обычно он снабжён длинными или укороченными рукавами. Жакет напоминает пальто, но в отличие от него шьётся из более лёгкой ткани и имеет малую длину. Может быть однобортным, двубортным или на молнии, с воротником или без, так же иметь карманы. Традиционные жакеты имеют приталенный по фигуре силуэт, но существуют различные вариации и более свободного кроя.
Существует несколько видов жакетов. С различными рукавами и деталями. Наш жакет будет с цельнокроеным рукавом.
Цельнокроеный рукав – это покрой рукава, при котором рукав выкраиваетcя единой деталью вместе с полочкой и спинкой изделия. Особенноcть такого кроя заключается в полном либо частичном отсутствии линии проймы и мягкой форме лифа. Линия плеча при этом также является мягкой, что позволяет создавать романтичный женственный образ, зрительное впечатление плоских форм, лишённых чётких конструктивных линий. Именно поэтому данный покрой используется в основном при создании моделей женской одежды, а чтo касается мужской oдежды, то здесь он достаточно сложен, да и излишне декоративен.
Цельнокроеный рукав обеспечивает свободу движений, а при опущенной руке образуются мягкие спадающие складки. Одежда с рукавами подобного кроя удобна при носке, легко шьётся, практически не требует подгонки по фигуре и нередко скрывает её недостатки. В зависимости от тенденций моды и используемой ткани, цельнокроеный рукав варьирует от очень широкого, до умеренно узкого. Длина такого рукава также бывает различной – от 10 см (в моделях летней одежды) до запястья, а истории даже известны такие модели, длина рукава которых достигали пола.
Одни полагают, что название этому элементу одежды произошло от мужского имени Жак, которое было распространено у французов, носящих куртки с короткими полами. Другие предпoлагают, что название произошло от костюма позднего средневековья, который именовали jaquette. Тот жакет совсем не похож на сoврeменный, его форма напоминала женскую одежду – огромные рукава, складчатая юбка и воротник-стойка, доходившая до ушей. Так, что женщины смело, могут считать жакет женской одеждой.
Тема: «Разpаботка констpукции женского жакета с цельнокроеным рукавом».
Актуальность темы в том, что жакеты с цельнокроеным рукавом до сих пор популярны, так как прилагают романтичный вид образы любой женщины и очень удобны в носке, и создании.
Oбъект – женская одежда. Предмет – жакет.
Цель нашей работы: теоретически обосновать выбранную тему. Построить чертеж конструкции жакета.
Задачи:
1)выбор модели одежды с учетом тенденций современной моды;
2)определить тип фигуры;
3)выбрать исходные данные для разработки конструкции изделия;
4)построить чертеж основы жакета;
5)нанести отдельные особенности на чертеж основы.
Теоретическая значимость нашей курсовой работы заключается в выявлении модных тенденций в одежде, в анализе и истории появления женского жакета с цельнокроеным рукавом.
Практическая значимость: возможность применения материалов курсовой работы на уроках технологии в школе.
Курсовая работа состоит из введения, шести параграфов, заключения, библиографического списка, приложений.
1. История жакета с цельнокроеным рукавом
Первое упоминание о жакете встречается в XII-XIV столетиях. В начале XIII века европейские рыцари носили под латами вязаный жакет с длинными рукавами, хорошо облегающую тело. Этот жакет имел стоячий воротник, стягивался ремнем на талии и расходился к низу в виде юбки. Однако мнения по поводу происхождения названия расходятся.
Одни считают, что название идет из Франции — от имени Жак среди крестьян, любивших носить куртки с короткими полами. Другие склонны утверждать, что слово «жакет» является производным от названия парадного костюма времен позднего Средневековья — jaquette. Первоначально жакет надевался на вамс (мужская одежда, широко открытая спереди, в результате чего выделяется рубашка с воротом в мелкую складку) и имел широкие рукава, отороченные по краям бахромой. Со временем жакет изменился, превратившись в короткую облегающую куртку с большим вырезом.
Неотъемлемым предметом женского гардероба жакет стал в конце XIX столетия благодаря принцессе Уэльской. Специально для принцессы мастер скопировал мужской костюм и перенес его форму на женское платье. Само платье было разделено на два элемента: корсаж и двойную юбку. Со временем корсаж превратился в удобный женский жакет, который надевали поверх блузки, рубашки или жилета.
B 1930-е годы в моду вошли короткие модели жакетов с фигурными манжетами и поясами из контрастных тканей. Несколько позже появились жакеты из плотных тканей — габардин (шерстяная ткань с резко выраженным мелким рубчиком на поверхности), шевиота (ткань из шерстяной или смешанной пряжи) и бостона (шерстяная ткань синего, черного или коричневого цветов). Жакеты таких моделей было принято носить в комплекте с платьями из тонких тканей (шифона, маркизета, батиста, ситца). Очень распространенные жакеты – это жакеты от Коко Шанель. В 1954 году Коко Шанель открыла в Париже модный салон и буквально покорила модниц, создав символ статуса нового поколения — твидовый костюм с узкой юбкой и жакетом без воротника, обшитым тесьмой, золотистыми пуговицами и накладными карманами (приложение 1, рис 1).
Фopма и фасон жакета с течением времени варьировались, однако интерес к этому предмету одежды не иссякал. Сегодня жакет это — незаменимая вещь женского гардероба, которую можно легко комбинировать с любыми вещами, как с брюкaми, так и с платьями и юбками (приложение 1, рис.2).
Цельнокроеный рукав – это покрой рукава, при котором рукав выкраивается единой деталью вместе с полочкой и спинкой изделия. Особенность такого кроя заключается в полном либо частичном отсутствии линии проймы и мягкой форме лифа. Линия плеча при этом также является мягкой, что позволяет создавать романтичный женственный образ, зрительное впечатление плоских форм, лишённых чётких конструктивных линий. Именно поэтому данный покрой используется в основном при создании моделей женской одежды, а что касается мужской одежды, то здесь он достаточно сложен, да и излишне декоративен.
Цельнокроеный рукав обеспечивает свободу движений, а при опущенной руке образуются мягкие спадающие складки. Одежда с рукавами подобного кроя удобна при носке, легко шьётся, практически не требует подгонки по фигуре и нередко скрывает её недостатки. В зависимости от тенденций моды и используемой ткани, цельнокроеный рукав варьирует от очень широкого до умеренно узкого. Длина такого рукава также бывает различной – от 10 см (в моделях летней одежды) до запястья, а истории даже известны модели, рукава которых достигали пола.
В 50-60-е года прошлого столетия цельнокроеный рукав использовался с целью усиления наклона плеч и создания О-образного силуэта, что считалось в то время главной модной тенденцией.
В 70-е года предназначение цельнокроеного рукава заключалось в придании изделию более прямой и слегка расширенной формы плеча, а также создании мягких заломов у основания рукава. Особой популярностью в то время пользовался рукав – «летучая мышь» – очень широкий в пройме рукав, скроенный вместе с основным изделием.
В 80-е годы в моду вошли высокие подплечники, благодаря этому плечевой пояс у изделий с цельнокроеным рукавом выглядел ещё более выпрямленным и расширенным.
Цельнокроеный рукав довольно популярен в наше время, современные дизайнеры часто экспериментируют, применяя конструктивные разработки конца двадцатого века, с формами, покроем и основными свойствами тканей новейшего поколения. Многие производители современной одежды используют этот покрой для создания эксклюзивных моделей из дорогих тканей, а также для некоторых детских моделей (приложение 1, рис. 3). [4]
У цельнокроеного рукава существует три формы.
1. Рукав – кимоно (приложение 1, рис.4).
Рукав кимоно пришёл к нам из древней Японии. Кимоно всегда было и остаётся национальной японской одеждой, которую носят как женщины, так и мужчины. Кстати, изначально это был исключительно костюм самураев, а сегодня данный фасон весьма популярен и среди европейских модниц. Свободный, расширяющийся книзу рукав без манжет и называется рукавом кимоно. Японский рукав кимоно всегда достигает запястья, однако европейская мода внесла свои изменения в данный фасон и теперь, в зависимости от дизайна конкретного изделия, такой рукав может быть как коротким, так и средним.
2. Отвесная форма (приложение 1, рис 5).
Этот вид рукава назван по имени британского фельдмаршала барона Реглана, потерявшего правую руку в Битве при Ватерлоо (1815 год) и носившего одежду с таким видом рукава, чтобы немного скрыть данный недостаток. Упоминание о реглане впервые появилось в английской литературе примерно в 1862 году. Считается, что реглан изобретён англичанами во время Крымской войны 1853–1856 годов. Многочисленные дожди подтолкнули к этому изобретению — вода не проникала под одежду из-за отсутствия шва. Существует несколько видов этого рукава:
Типовой реглан — линия проймы проходит ниже точек вершин горловины переда и спинки на 1,5–5 см, плавно опускаясь сверху вниз. Линия проймы прерывается линией горловины переда и спинки.
Нулевой реглан — линия проймы проходит от точки вершины горловины переда до точки вершины горловины спинки, плавно опускаясь сверху вниз. Линия проймы примыкает к линии горловины.
Полуреглан — линия проймы проходит от середины линии плеча. Между горловиной и проймой есть промежуток в области плеча.
Реглан-погон — линия проймы проходит от горловины параллельно линии плеча, плавно переходя в линию проймы втачного рукава.
Фантазийный реглан — нижняя часть линии проймы как у втачного рукава, верхняя — прозвольной формы (например, переходящая в кокетку).
3. «Летучая мышь» (приложение 1, рис. 6).
Летучая мышь – самый простой, но одновременно самый актуальный фасон рукава. Это одна из разновидностей цельнокроеного типа с очень низкой проймой, когда рукав выкраивается вместе со спинкой и передом изделия. Пройма рукава летучая мышь начинается на уровне талии, а объём самого рукава уменьшается от плеча к запястью. По форме он напоминает крыло летучей мыши, отсюда и получил свое название.
Изделия с рукавами «летучая мышь» оригинальны и очень удобны при носке, они не стесняют движений, особым образом подчёркивают линию плеч и скрывают недостатки фигуры на участке от плеч до талии. Чаще всего такой крой используется при изготовлении одежды из трикотажа, которая хорошо драпируется и создаёт мягкие ниспадающие складки в области проймы. В зависимости от типа платья крой может быть различным. Так, в вечерних платьях такой рукав имеет, как правило, треугольную форму и при опущенной руке образует складки. В повседневном платье, в зависимости от длины, рукав может быть квадратным и свободным у запястья.
2. Выбор модели одежды с учетом тенденций современной моды
Жакеты и пиджаки — неотъемлемая часть женского образа в весенне-летнем сезоне. Данные предметы одежды довольно функциональны, ведь они призваны не только защищать людей от прохлады летних вечеров, но и задавать тон всему женскому луку в целом. Существует немало видов пиджаков, каждый из которых подходит для определенного случая и стиля. Какие же пиджаки станут трендовыми в новом весенне-летнем сезоне 2016?
Модные Блейзеры весна-лето 2016
Такая разновидность пиджаков, как блейзер, все чаще встречается на модных показах. Изначально данный предмет гардероба являлся исключительно форменной одеждой с характерной двубортной или реже однобортной застежкой на крупные металлические пуговицы и с всевозможными нашивками в виде эмблем и логотипов. Однако в наше время данная модель стала использоваться не только в данном амплуа. В блейзерах принято ходить на клубные вечеринки и на любые другие встречи, на которых будет возможность пообщаться в неформальной обстановке. Характерной особенностью блейзеров является наличие модных принтов, необычных тканей всевозможных расцветок, декоративных элементов. Примеры современных блейзеров продемонстрировали в своих коллекциях Bottega Veneta, Ralph Lauren, Paul Smith, Christopher Kane, Barbara Casasola, Proenza Schouler, Max Mara (приложение №2,рис.1).
Пиджак пеплум, жакет бэбидолл
Популярностью пользуются и пиджаки свободного кроя, к которым можно отнести такие фасоны, как пеплум, бэбидолл, качели. К примеру, в коллекции Vera Wang, Ralph Lauren, Chalayan были включены пиджаки с баской (пеплум), в то время как Nina Ricci отдал предпочтение моделям с завышенной талией (бэбидолл). Подобные модели придутся по вкусу тем, кто желает скрыть несколько сантиметров, ведь под расширяющимся низом пиджака все изъяны будут надежно спрятаны (приложение №2, рис.2).
Жакеты под пояс
Жакеты под пояс могут быть строгими и элегантными, стильными и соблазнительными или просто очень милыми. Именно поэтому, подобную деталь решили использовать в своих моделях жакетов многие знаменитые дизайнеры и модельеры, и надо сказать это увенчалось успехом, ведь сам по себе пояс является не только модным дополнением, но и достаточно умелым инструментом, способным корректно подчеркнуть стройность женской фигуры и тонкую талию. Носить жакеты под пояс в предстоящем холодном сезоне призывают — A. Detacher, Altewai Saome, Ann Demeulemeester, Aquilano.Rimondi, Aquilano.Rimondi, Roksanda (Приложение №2, рис.3).
Выбор модели
Изучив модные тенденции, я выбрала несколько моделей, которые понравились мне и, которые, на мой взгляд, будут отлично смотреться на моей фигуре (приложение 3).
Модель № 1
Жакет свободной формы, длинной до бедер. Жакет с цельнокроеным рукавом отвесной формы с ластовицей, без застежки. Воротник – высокая стойка. Карманов на жакете нет. Рукав 34 (приложение 4).
Модель №2
Модель полуприлегающего силуэта, с цельнокроеным рукавом отвесной формы. На полочке расположены карманы. Длина жакета закрывает ягодицы.
Застежка на пуговицы. Рукав до запястий, на концах рукава манжеты.
Модель №3
Жакет свободного покроя. С рукавами отвесной формы. С темя карманами и отделочной строчкой на рукавах. Длина до ягодиц. Застегивается на пуговицы. Низ борта округлой формы.
Модель №4
Жакет полуприлегающего силуэта. Цельнокроеный рукав отвесной формы. Жакет с центральной застежкой на петлю. Длина ниже ягодиц.
Модель №5
Жакет полуприлегающего силуэта. Цельнокроеный рукав формы «детучая мышь». Центральная застежка посередине на молнию. Рельефы на полочке и спинке. Воротника и карманов нет.
Из пяти моделей жакета с цельнокроеным рукавом выбрали одну, которая симпатичная, и не сложна в раскрое. Это модель под номером 1. Модель оверсайз, что означает большой размер. Оверсайз (англ. oversizeм- слишком большой) – термин, использующийся в моде для обозначения вещей свободного кроя, а также одежды, которая значительно велика своему хозяину. При этом вещи оверсайз являются трендовыми, а многие марки намеренно создают одежду, которая выглядит чрезмерно большой. Словом «оверсайз» могут характеризоваться практически любые вещи в гардеробе: пальто, джинсы, рубашки, свитера, футболки. Удобство вещей оверсайз в том, что они помогают создать расслабленный образ и скрыть многие недостатки фигуры. Сегодня одежда оверсайз снова стала популярной благодаря возвращению в моду гранжа (приложение 2, рис.4).
Вывод: мы изучили модные тенденции на 2015-2016 год. Большинство этих тенденций мы внесли в коллаж и выбрали пять моделей, которые на наш взгляд, хорошо выглядят. Было тяжело выбрать из пяти моделей, ту единственную, которую захотелось бы надеть на себя, потому что нравятся многие модели, но мы это сделали (приложение 2).
3. Определение типа фигуры
Существует несколько типов фигуры.
Рассмотрим такую фигуру, как «груша», по-другому её еще называют «ложкой». Женщины таких форм (около 15%) несут дополнительный вес в нижней части тела, в основном в области бедер и ягодиц, их талия и бюст достаточно малы. Голень и руки – это их активы, они всегда стройны и подтянуты. В целом, общими характеристиками являются — короткие ноги (широкие икры и лодыжки) и полные бедра. Жир откладывается на боках, ягодицах и бедрах. Родовая проблема – целлюлит. Сутулая спина подчеркивает все недостатки фигуры, поэтому необходимо всегда держать гордую осанку.
Перевернутый треугольник или V-форма.
Плечи этих женщин намного шире, чем их бедра. Они, как правило, имеют пышный бюст, узкие бедра и плоские ягодицы. Талия тонкая, есть склонность к набору веса в области живота и верха тела. Основной актив – красивые стройные ноги.
Буква «H» или прямоугольник.
Наиболее распространенный тип женской фигуры, которым обладает более 45% женщин. Женщины этих форм имеют спортивное телосложение (мальчишеский внешний вид), измерения груди, талии и бедер приблизительно одинаковы. Плоские ягодицы – характерная черта прямой формы. Эти дамы имеют высокий уровень метаболизма и достаточно тяжело набирают вес. Основной актив – стройные и длинные ноги. Основные проблемы фигуры – ярко-выраженная “плоскость”.
Песочные часы/форма восьмерки или буква Х.
Обычно форма песочные часы вызывает бурный восторг у мужчин и черную зависть у женщин ее не имеющих. Рост и вес таких представительниц находится в надлежащем соотношении. Бюст и бедра имеют одинаковый размер, а соотношения талии к бедрам составляет 0,7. Тело имеет изящные изгибы, а ягодицы округлую форму. Верхняя часть тела пропорциональна длине ног, которые стройны. Потеря жировой ткани происходит равномерно по всем частям тела.
Овал, круг, яблоко.
Представительницы этих форм имеют средний рост, пышный бюст, узкие бедра и довольно плоские ягодицы. Вес преимущественно набирают в средней части (живот и талия), от того внешний вид напоминает овал. Талия является самой широкой композиционной частью. Чаще всего у женщин этих форм короткая шея и полное лицо. Лучший актив – стройные ноги.
Определение типа фигуры можно определить с помощью таблиц, которые представлены в таблицах (приложение 5).
К морфологическим признакам относятся крупные размерные признаки тела, являющиеся важными признаками физического развития: длина тела (рост), периметр (обхват) груди и масса.
Рост обнаруживает половую, возрастную, групповую и внутригрупповую изменчивость. В первые годы жизни, дети усиленно растут. У людей старшего возраста происходит постепенное уменьшение длины тела, вследствие уплощения межпозвонковых хрящевых дисков связи с утерей их упругости и эластичности. Средняя длина тела мужчин – 170см, женщин -158см.
Обхват груди измеряют на уровне наиболее выступающих точек грудных желез и сосковых точек у мужчин. В процессе роста обхват груди непрерывно увеличивается и лишь с возрастом несколько уменьшается.
Масса тела в течение всего ростового периода непрерывно увеличивается. Постоянная масса тела наблюдается в возрасте 25-40 лет. После 60 лет масса тела уменьшается в результате обезвоживания организма.
Кроме различий тотальных признаков, наблюдаются различия в соотношении отдельных частей фигуры – пропорциях.
Пропорциями – называют соотношения размеров отдельных частей тела человека, который меняются в зависимости от пола и возраста. Различают три наиболее часто встречающихся типа пропорций тела человека – долихоморфный, мезаморфный, брахиморфный.
Долихоморфный – характеризуется относительно длинными конечностями и узким коротким туловищем.
Мезаморфный – занимает промежуточное положение между долихоморфным и брахиморфным.
Брахиморфный – характеризуется относительно короткими конечностями, длинным и широким туловищем.
Пропорции тела человека в значительной степени изменяются с возрастом. Изменения пропорций происходит за счет уменьшения относительных размеров головы и туловища и относительного удлинения конечностей. С ростом ребенка эти соотношения изменяются. Если у взрослого человека соотношение между высотой головы и длиной туловища 1:8, то у детей ясельного возраста – 1:4
Форма тела человека зависит от пола, возраста, формы и размера скелета, степени развития мускулатуры и подкожножирового слоя, формы живота и спины. Телосложения характеризуется тремя основными измерениями: ростом, обхватом груди и массой тела.
В телосложении женских фигур в основном учитывается только один фактор – величина жироотложения на различных участках. Толщина подкожножирового слоя у женщин, чем у мужчин. Классификация, предложенная юго-славским исследователем Б.Шкерли, содержит три основные и одну дополнительную группы телосложения женщин:
Первая группа – с равномерным распределением жироотложений по телу. В этой группе выделяются три типа: тонкий(L), нормальный(N), полный(R).
Вторая группа – с неравномерным распределением жироотложений. В этой группе выделяются два типа: верхний(S – с повышенным жироотложением в верхней части тела), и нижний (I – с повышенным жироотложением в нижней части тела).
Третья группа – фигура с неравномерным распределением жироотложений, преимущественно на туловище или конечностях. При повышенном жироотложении на туловище выделяют тип Tr(туловище), при повышенном жироотложении на конечностях – тип En(конечности).
К дополнительной группе относятся фигуры с сильно развитыми жироотложениями на отдельных участках тела, например на грудных железах – тип M(женская грудь), на бедрах – тип T(вертел).
Телосложение человека зависит от биохимических особенностей организма, а также от вида трудовой деятельности, образа жизни, возраста.
Осанка – это конфигурация тела человека при естественном вертикальном положении, которая характеризуется различными изгибами позвоночника в области шеи и талии, положением рук относительно тела и высотой плеч. Осанка зависит от формы позвоночника, но степень развития мускулатуры и жировых отложение также влияют на осанку.
К показателям осанки относятся: положение корпуса, высота плеч, глубина талии, степень выступа лопаток, груди, ягодиц, живота.
Положение корпуса – расстояние от вертикальной плоскости, касательной к лопаткам, до седьмого шейного позвонка.
Высота плеч – расстояние от горизонтальной плоскости, проходящей через седьмой шейный позвонок, до конечной точки плеча.
Глубина талии – расстояние от вертикальной плоскости, касательной к наиболее выступающим точкам лопаток и ягодиц, до наиболее вогнутого участка на линии талии.
При конструировании одежды фигуры людей по осанке разделяют на три основных типа: нормальные, перегибистые и сутулые.
Нормальная осанка – характеризуется равномерным профильным изгибом позвоночника в области лопаток и по линии талии. Выемка на талии и выступ ягодиц умеренные. Шея спереди слегка наклонена, грудь развита, выступающие точки грудных желёз расположены несколько ниже уровня подмышечных впадин и выдвинуты вперед относительно выступа живота, который расположен обычно ниже талии и несколько выдается вперед.
Перегибистая осанка – характеризуется широким разворотом груди и плеч, выпрямленной спиной без выступа лопаток, немного отклоненным назад корпусом, увеличенной выемкой на линии талии. Шея менее наклонна, грудь более развита, выступающие точки грудных желёз приподняты. Расстояние от высшей точки проектируемого плечевого шва у основания шеи до линии талии спереди увеличено, а сзади уменьшено.
Сутулая осанка – характеризуется плоской грудью, несколько наклоненным вперед корпусом, округлой и расширенной спиной с резко выступающими лопатками. Шея больше наклонена вперед. Выемка на талии и выступ ягодиц уменьшены. Расстояние от лиии талии сзади до высшей точки проектируемого плечевого шва у основания шеи увеличено. Грудь плоская или впалая, выступающие точки груди опущены. Расстояние от высшей точки плечевого шва у основания шеи до линии талии спереди уменьшено.
Положение корпуса изменяется только в зависимости от роста, а высота плеч зависит от размера и роста: при увеличении размера, высота плеч уменьшается, а при увеличении роста увеличивается.
Нижние конечности в зависимости от положения осей бедра и голени может быть нормальной, если оси бедра и голени расположены примерно на одной линии, Х-образной, если указанные оси образуют тупые, открытые наружные углы, О-образной, если оси образуют тупые, но открытые внутрь углы, Jl-образной, если оси бедра и голени образуют прямые, расходящиеся книзу линии.
Строение верхней конечности определяется ее функцией, особенностями строения образующих ее тканей. Ее форма зависит от пола, возраста, профессии, а также общего состояния организма человека.
Левая и правая верхние конечности отличаются друг от друга объемом предплечья, формой и размерами правой и левой кистей и даже длиной — правая рука длиннее левой почти на 0,5 см.
Для определения формы верхних конечностей измеряют угол между осевыми линиями плеча и предплечья.[5]
Тип женской фигуры – это особенность строения женского тела, при которой жировые отложения производятся в определенных участках фигуры, в зависимости от индивидуальной генетической предрасположенности человека.
Вывод: по результатам исследования нашей фигуры было выявлено, что осанка сутулая, плечи выгнуты, а спина круглая. Степень развития – повышенное жироотложение. Тип телосложения – брюшной. Форма рук нормальная, а положение рук отвесное. Форма нижних конечностей нормальная, оси ног параллельны. Угол между осями бедра и голени 180°.
4. Выбор исходных данных для разработки конструкции изделия
Для получения данных, позволяющих спроектировать конструкцию одежды, важно знать не только особенности строения тела человека, но и знать, как исследовать его. Необходимо знать один из основных методов антропологического исследования, который заключается в измерении тела человека. Все измерения производятся в вертикальных и горизонтальных плоскостях. Вертикальную плоскость, которой мысленно разделяют тело человека на правую и левую части, называют сагиттальной. Вертикальные плоскости, проходящие перпендикулярно к сагиттальной, называется фронтальными, они делят тело на переднюю и заднюю части. Горизонтальные плоскости проходят перпендикулярно сагиттальной и фронтальной плоскостям и называются трансверсальными, они делят тело на верхнюю и нижнюю части.
Размерная характеристика тела человека дается в виде ряда измерений, называемых размерными признаками. Такие измерения делятся на линейные и дуговые. Линейные проводятся в антропометрических плоскостях. Они подразделяются на проекционный (высоты, глубины, диаметры переднезадние, диаметры поперечные) и прямые (диаметры поперечные, диаметры вертикальные, и т.д.). Дуговые – измерения по поверхности тела человека. Они делятся на продольные (длины, расстояния, дуги, высоты, и т.д.) и поперечные (периметры, ширины, дуги, и т.д.).
Для получения точных данных, измеряемый человек должен стоять прямо, без напряжения, дыхание спокойное. Руки опущены вдоль тела, ноги выпрямлены, пятки вместе, носки врозь. Все измерения проводятся так, чтобы сантиметровая лента плотно прилегала к фигуре. Парные измерения снимают по правой стороне фигуры. Для измерения проекционных выступов следует использовать в работе две линейки.
Все измерения, рекомендуемые единым методом конструирования одежды для построения чертежей, можно разделить на три группы: основные измерения, которые дают необходимое представление о телосложении, не имеющем особых отклонений от пропорционально сложенных фигур, и обеспечивают должное качество конструкций изделия на фигуру.
Перечень основных и дополнительных измерений фигуры человека представлены в таблице (приложение 7, таб.1).
Размерными антропологическими стандартами называют средние значения размерных признаков для каждого типа фигур, рассчитанные от одного, двух или более ведущих признаков, занесенные в специальные таблицы. Ведущими размерными признаками считаются те, которые берутся за основу при выделении размерных типов фигур и определяют разбивку изделий на номера и подномера. К ведущим размерным признакам для женской фигуры относятся: рост, обхват груди третий, обхват бедер с учетом выступа живота. Тип фигуры, который можно охарактеризовать выбранными ведущими признаками, называют типовой фигурой. Все остальные размерные признаки тела, определяющие детальную размерную характеристику каждой типовой фигуры, называют подчиненным.
Предприятия швейной промышленности проектируют одежду по новой размерной типологии в соответствии с введением в действие новых национальных стандартов. Один из них ГОСТ Р 52771-2007 «Классификация типовых фигур женщин по ростам, размерам и полнотным группам для проектирования». Он устанавливает классификацию типовых фигур женщин по ростам, размерам и полнотным группам для проектирования одежды из текстильных материалов, кожи и меха. В стандарте определенно 356 типовых фигур, сгруппированных в шесть полнотных групп: 0 – 5 полнотные группы.
В качестве ведущих размерных признаков в швейном производстве приняты тотальные признаки – это длин тела (рост), у конкретной фигуры он составляет 166 см. и обхват груди третий – 87,6 см. Однако, два ведущих признака не обеспечивают достаточную удовлетворенность населения. Обхваты талии и бедер с учетом выступания живота, наилучшим образом отражает возрастную изменчивость фигур взрослого женского населения, поэтому они также были выделены в качестве ведущих признаков, характеризующих тип человека по полноте. Для того, чтобы определить полнотную группу, необходимо от обхвата бедер конкретной фигуры отнять обхват груди третий конкретной фигуры.
По ГОСТу 17-326-81 выделяют четыре полнотные группы. Интервал принят 4 см. (±2 см). Сопоставив эти данные с вычислениями конкретной фигуры можно сделать вывод, что нашей фигуре соответствует типовая с размерными признаками 164 – 96 – 100 (приложение 8, таб.6).
После выявления особенностей данной фигуры, рассмотрев модельные особенности изделия, необходимо выбрать прибавки на свободное облегание. От этого выбора зависит точность конструкции . прибавки предусматриваются по ширине спинки и полочки, по глубине проймы, по длине спинки и полочки до линии талии, по высоте плеч, ширине и высоте (глубине) горловины спинки и полочки. Рекомендуемые прибавки, необходимые для построения конструкции жакета указаны в таблице (приложение 9, табл.7).
Были рассмотрены исходные данные для разработки конструкции жакета:
Наш женский жакет свободного прилегания, со швом по спинке, с цельнокроеным рукавом отвесной формы с ластовицей.
5. Построение чертежа основы конструкции
Основной задачей конструирования одежды является разработка чертежей для индивидуальной или типовой фигуры. Каждая методика конструирования включает в себя информацию о фигуре человека или готовом изделии, методы обработки полученной информации в виде технических расчетов и формул, с помощью которых устанавливаются размеры конструктивных отрезков и узлов деталей одежды, и способы геометрического построения и членения конструкции одежды. При конструировании учитываются особенности телосложения, покрой и способы обработки.
Существует несколько методик конструирования одежды: единый метод конструирования одежды (ЕМКО СЭВ); единый метод конструирования одежды, изготавливаемой по индивидуальным заказам населения (метод ЦОТШЛ); методики конструирования одежды ЦНИИШП, система кроя «М.Мюллер и сын» и др.
Построение чертежа основы складывается из пяти этапов: определение исходных данных, т.е. числовые значения отдельных измерений фигуры человека и прибавки. Измерение фигуры используют для построения чертежа основы конструкции. Измерения выполняются в соответствии с методом, регламентируемым отраслевым стандартом ГОСТ 17-326-86 «Изделия швейные, трикотажные, меховые. Типовые фигуры женщин. Размерные признаки для проектирования одежды». Прибавки к измерениям устанавливают исходя из модельных особенностей, вида изделия, а так же свойств используемого материала; выполняют расчеты по формулам в последовательности предусмотренным методом, расчеты проводятся с точностью до 0,1 см; строят базисную сетку чертежа, которая определяет основные габаритные размеры изделия и общие размеры основных деталей. Базисная сетка представляет собой систему перпендикулярных вертикальных и горизонтальных линий; строят линии чертежа основы конструкции на базисной сетке чертежа. Это линии середины спинки и полочки, линии горловины, плечевые линии, боковые, линии талии и низа изделия; когда все сделали – проверяют качество выполнения чертежа.
В качестве исходных данных для расчетов и построения чертежа основы женского жакета, используем измерения конкретной фигуры.
Особенности построения чертежа.
Цельнокроеные рукава выкраивают вместе с полочкой и спинкой, что создает мягкую плавную линию в области плеча и проймы. Изменяя наклон рукава относительно основной детали (спинки и полочки) и глубину пройму, получают разнообразные формы изделия.
Высота оката может колебаться от нуля до максимального значения, равного вертикальному диаметру незамкнутого контура пройму минус 3,5…4,5 см; глубина проймы может быть как рассчитанной с минимальной прибавкой на свободу проймы для данного вида изделия и покроя, так и до уровня талии.
В изделиях более строгих форм с отвесным рукавом высоту оката берут равной вертикальному диаметру 3-4,5 см, глубину пройму – минимальной.
Высоту оката обычно берут равной 9 – 12 см при дополнительном углублении проймы на 2 – 5 см.
В изделиях мягкой формы с очень маленьким наклоном рукава или с горизонтальным направлением рукава пройма не может быть опущена до уровня талии или быть выше неё на 8-10 см.
В изделиях с цельнокроеными рукавами строгих форм чрезмерное увеличение наклона рукава приводит к удлинению ластовицы, используемой для удобства движения. Поэтому, для уменьшения длины ластовицы и увеличения наклона рукава используют влажно-тепловую обработку верхнего среза рукава: верхний срез рукава оттягивают на 1,5-2 см. и это учитывают при расчетах соответствующих участков конструкции. Причем переднюю половинку рукава оттягивают на 1,5 см. больше чем заднюю.
Цельнокроеные рукава могут быть с ромбовидной ластовицей, с ластовицей, переходящей в бочок изделия, с нижней половинкой, переходящей в ластовицу, с бочком и нижней половинкой.
Ламстовица, ластовицы, жен. (порт.) – вставка подмышками, мужской верхней рубахи, обычно отличного от самой рубах цвета или другого материала. [6]
Построение полочки начинают с определения высшей точки горловины, затем строят горловину, верхнюю вытачку полочки, линию проймы. Чертеж основы выполнили в масштабе 1:4. Все расчеты оформлены в таблице (приложение 10, табл.8)
6. Нанесение модельных особенностей на чертеж основы
При разработке конструкции модели чертеж основы может изменяться в широких пределах. Конструктивное моделирование – это модификация (видоизменение) исходной конструкции изделия с целью изменения ее модельных характеристик (формы, покроя, характера поверхности, линий членений). Конструктивное моделирование выполняют, работая с шаблонами деталей исходной или непосредственно на чертеже исходной конструкции. В зависимости от степени изменения исходной конструкции различают несколько видов модификаций. Наиболее простой является модификация без изменения, то есть сохранение конфигурации контурных линий основных деталей исходной конструкции. При такой модификации подвергаются преобразованию: размеры и контуры застежки, расположение и форма карманов, уточняется длина изделия, проектируются складки.
Конструктивное моделирование второго вида представляет изменение силуэта модели без изменения объемной фигуры в области опорных участков, при этом используются приемы конического и параллельного расширения деталей, подвергается преобразованию конфигурация контуров деталей (средняя линия спинки, боковые срезы, рельефы).
Полное изменение объёмной фигуры включает: изменение и перераспределение в соответствии с эскизом модели основной конструктивной прибавки по линии груди, размоделирование вытачек спинки и переда исходной конструкции с целью модификации исходной формы в модельную, проектирование модельных линий членения.
Четвертый тип – это изменение покроя рукава. Предусматривает объединение деталей втачного рукава исходной конструкции с деталями спинки и переда для последующего их расчленения модельными линиями.
Разработка новой модельной конструкции одежды с использованием метода конструктивного моделирования включает в себя следующие этапы: изучение и анализ модели, подбор соответствующей исходной конструкции, модификация исходной формы конструкции в модельную и оформление модельных линий членения, проектирование элементов конструктивного моделирования, проверка качества разработанной конструкции модели. В качестве исходной конструкции используется базовая конструкция одежды.
Перед тем как начать, опираемся на технический рисунок модели. Он должен содержать все необходимые для решения – формы, модели, конструктивные линии. По нашему рисунку видно, что модель свободного прилегания с цельнокроеным рукавом отвесной формы и ластовицей. Спинка без шва. Воротника нет. Борт округлен. Длина изделия до бедер. Застежки нет. Чтобы получить выкройку для такой модели, необходимо перевести на бумагу чертеж основы полочки и спинки. Далее начинаем проектировать конструктивные решения цельнокроеного рукава на базовую конструкцию изделия с втачным рукавом.
Прибавка на свободу проймы по глубине зависит от конструктивного варианта покроя и вида изделия. В покрое рукава с ластовицами уменьшают величину прибавки на свободу проймы на данном участке, так как, отсутствует запас шва для втачивания рукава. Так же прибавка на этом участке, может быть также несколько уменьшена с учетом гигиенических свойств ткани, для увеличения свободы движения рук. Для выбранной модели необходимо построение ластовицы, поэтому прибавка на данном участке состоит из прибавки на свободу и выбирается по модели.
Одним из этапов изменения базовой конструкции изделия с втачным рукавом связан с изменением баланса изделия с цельнокроеным рукавом. Необходимо поднять уровень горловины спинки, это позволяет сохранить соотношение длины боковых участков спинки, так как в области сочленения руки с туловищем под действием массы происходит растяжения ткани.
Для определения высоты оката цельнокроеного рукава и ширины рукава на уровне линии глубины проймы следует учесть, то что эти величины взаимосвязанные. Чем больше высота оката, тем меньше ширина рукава.
В изделиях с отвесной формой рукава ширина передней части рукава может по построению получиться слишком узкой. Для расширения рукава высоту оката передней части рукава можно уменьшить на 1,0 – 2,0 см., с последующей оттяжкой рукава по верхнему срезу. Так как верхний срез рукава проходит по косой к долевой нити, то оттяжку рукава можно произвести практически на любой ткани. Длину передней части рукава по верхнему срезу нужно уменьшить на величину оттяжки.
Угол наклона рукава влияет на длину сторон подреза: чем больше высота оката, тем отвеснее рукав и длиннее стороны подреза.
К модельным особенностям жакета относятся построение цельнокроеного рукава, оформление борта и низа изделия.
Заключение
конструкция женский жакет
По итогам сделанной работы можно сказать, что задачи выполнены и цель достигнута. Жакет соответствует требованиям, предъявленным к нему в техническом задании. Жакет соответствует эскизу, удовлетворяет требования заказчика, обеспечено желаемая модельная форма. Материалы подобраны в соответствии с требованиями, предъявляемыми к изделию. Материал обеспечил желаемый и проектируемый вид изделия в целом. Разработанная модельная конструкция может служить в качестве исходной для разработки серии изделий в промышленности.
Измерения фигуры выполнялись в соответствии с методом регламентируемым отраслевым стандартом ГОСТ 17-326-86 «Изделия швейные, трикотажные, меховые. Типовые фигуры женщин. Размерные признаки для проектирования одежды». Была определенна полнотная группа. Так же были выбраны прибавки для конкретного изделия с учетом силуэта и степени прилегания модели.
Для разработки конструкции жакета был выбран Единый метод конструирования одежды ЦОТША, базирующийся на данных антропометрии и расчетно – графической системе конструирования.
Тщательная проработка эскиза и соответствие требованиям заказчика обеспечивает получение качественного, композиционно – завершенного изделия, удовлетворяющего спрос населения.
Список литературы
1. Амирова Э.К. Конструирование одежды. Учебник для студ. учреждений сред. проф.образования: учебное пособие для нач. проф. образования / Э.К.Амирова, О.В.Сакулин, А.Т.Труханова – 3-е издание, стер. – М.:Изд. Центр «Академия», 2006.~496с. – ISBN 5-7695-0233-9
2 .Бузов Б.А., Модестова Т.А. Материаловедение швейного производства. – М.: Легпромбытиздат, 1986. – 424 с.
Дунаевская Т.Н., Коблякова Е.Б., Ивлева Г.С., Иевлева Р.В. Основы прикладной антропологии и биомеханики. – СПб.: Инф. – изд. центр МГУДТ, 2005. – 280с.
3. Единая методика конструирования одежды СЭВ (ЕМКО СЭВ). Т.2. Базовые конструкции женской одежды. М., 1988.
4. Журналы мод “VOGE”, «BURDA»
5. Коблякова Е.Б. Лабораторный практикум по конструированию одежды с элементами САПР. – М.: Легпромбытиздат, 1992. – 320 с.
6. Мешкова Е.В. конструирование одежды: учебное пособие / Е.В.Мешкова. – М. Издательство Оникс, 2006. – 176 с.
7. Козлова Т.В., Степучев Р.А., Петушкова Г.И. Основы теории проектирования костюма: Учеб. для вузов. / Под ред. Т.В. Козловой. – М.: Легпромбытиздат, 1988. – 352 с.
8.Куликова Т.И., Досова А.А., Гущина К.Г. Основы промышленной технологии поузловой обработки верхней одежды. М., “Легкая индустрия”, 1976. – 560 с.
9. Мартынова А.И., Андреева Е.Г. Конструктивное моделирование одежды. – М.: Московский Государственный Университет Дизайна и Технологии, 2006. – 216. с.
10. Меликов Е.Х., Иванов С.С., Делль Р.А. и др. Технология швейных изделий. Под ред. Меликова Е.Х. и Андреевой Е.Г. – М.: КолосС, 2009. – 519с3.
11. Размерные признаки типовых фигур женщин.
Электронные источники
[1] http://t-stile.info/xarakteristika-osnovnyx-morfologicheskix-priznakov-opredelyayushhix-vneshnyuyu-formu-tela-vzroslogo-cheloveka/
[2]http://www.newsewing.com/view_post.php?id=322
[3] http://korfiati.ru/2013/03/korotkiy-pidzhak-ot-shanel/
[4] http://www.ask4style.ru/woman-styles-sleeves/magyar-sleeve.html
[5]http://uchebnik-online.net/book/368-onovy-prikladnoj-antropologii-i-biomexaniki-chast-ii-metodicheskie-ukazaniya/4-laboratornaya-rabota-3-morfologicheskaya-xarakteristika-vneshnej-formy-tela-cheloveka.html
[6] http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/848254