• Я - нейросеть а24+. Помогу с решением задачи

Готовлю ответ ...

Контрольная работа

Сказка как метод психодиагностики

Введение

Сказка имеет большое значение для развития ребёнка, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Она вбирает и хранит в себе народную мудрость, особенности национального характера, общечеловеческие ценности и идеалы. Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, сказка – это повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Сказки – наиболее любимый детьми литературный жанр, способствующий повышению уверенности в себе и своём значение в развитии ребёнка. Герои сказок просты и типичны, они лишены индивидуальности. Часто герои даже не имеют имён. Их характеристики исчерпываются двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Выдающийся психоаналитик и психиатр Б. Бетелльхейм считал, что причиной нарушений в развитии ребёнка является потеря смысла жизни и обрести его может помочь сказка. Она должна завладеть вниманием ребёнка, возбудить его любопытство, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, тем самым будущем.

По мнению Л.С. Выготского, сказка для ребёнка – его философия, его наука, его искусство, его естественная эстетическая воспитательница.

Преимущественное значение сказки базируется на чрезвычайно понятных особенностях детского возраста. Процесс взаимодействия между организмом и миром, к которому сводятся, в конечном счёте, всё поведение и психика, находятся у ребёнка в самой нежной и неоформленной стадии и поэтому особенно остро ощущается потребность в каких-нибудь организующих эмоцию формах. Иначе огромные массы впечатлений, ложащиеся на ребёнка, с которыми он не в состоянии справиться, подавили бы и привели в смятение его психику. В этом смысле сказке принадлежит оздоровляющее и целебное значение в эмоциональной жизни ребёнка.

1. Влияние сказки на формирование личности

1.1 Психологические особенности сказок

личностный сказкотерапия ребенок психологический

Сказки – прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна. Сказки нам дороги, как родина, как их творец – народ. Ученые по-разному толковали сказку. Одни из них с безусловной очевидностью стремились охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, а другие желали понять, как в фантазии сказок преломилось отношения народных рассказчиков к окружающей действительности.

Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребёнке творческого мышления и воображения.

Существуют различные гипотезы происхождения сказки. Антропологический подход видит в сказке непосредственное отражение некогда живых представлений и обычаев, со времён забытых и сохранившихся в виде пережитков. Лингвистический подход анализирует эволюцию сказки как устной традиции народного творчества. Исходя из анализа формальной структуры сказки, универсальной для многих культур, лингвисты приходят к выводу о едином источнике возникновения сказки и её распространения в разных культурах. Психоаналитический подход, возводя сказку к древним мифам, магии и снам, приписывает ей выражение подавляемых желаний и комплексов человека.

Особенно велико значение народной сказки, которая передавалась из поколения в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые народом. Над сказкой трудятся миллионы людей, отбрасывая ненужные детали, что делает её сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Сказка является элементом культуры народа, отражая его жизненную философию. Исследователи русских народных сказок отмечают их особенности: поэтичность, остроумие, задушевность, правдивость, сочетание детской наивности с глубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь. Авторская сказка в большей степени отражает индивидуально-психологические черты и проекции того, кто её писал.

По мнению Д. Соколова, народные сказки характерны тем, что:

– время появления основных сюжетов сказки установить сложно. В масштабах человеческой культуры – очень давно;

– сказки передаются от старшего поколения к младшему в виде «пакета» с основными зафиксированными сюжетами;

– сказки являются, возможно, самой устойчивой формой передачи информации в культуре. Сказки живут в культуре. В отличие от мифов, которые также являются сгустком человеческого опыта, сказка понятна ребёнку, её герои досягаемы для него. Мифы часто пессимистичны, несправедливы (миф об Эдипе заканчивается гибелью двух главных героев, миф о Ниобее – смертью ни в чём не повинных её детей);

– сказки могут служить матрицами и источником информации при образовании основных форм поведения и жизненных сценариев;

– сказки влияют на человека, преимущественно, на бессознательном уровне.

Сказки являются для ребенка неисчерпаемым источником чувств и фантазии, а в свою очередь, развитие чувств и фантазии приобщает их к духовному богатству, накопленному человечеством. Сказки заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны соответственно осуждаться.

Обсуждение с ребёнком сказочных историй, осмысление жизненных уроков, поиск параллелей с реальными явлениями, всё это способствует формированию способности осознанно действовать, видеть причинно-следственные связи между событиями, помогают размышлять о своём предназначении, исследуя собственные способности и возможности.

Может быть, сказки это и «пустяки» и «несерьёзность», однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным сторонам души человека.

Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире.

1.2 Функции сказок

Выделяют несколько функциональных особенностей сказок.

1) Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню подсознания и сознания.

2) Сказка в символической форме содержит информацию:

– об устройстве мира и его создателе;

– об изменениях, происходящих в жизни человека в разные периоды;

– о прохождении этапов самореализации мужчиной и женщиной;

– о том, какие препятствия и трудности встречаются на жизненном пути, и как с научиться с ними справляться;

– о приобретении жизненных ценностей и способах руководства ими;

– о способах построения отношений с детьми и родителями;

– об умении прощать.

На протяжении исторического развития человечеством сформирована система ценностных ориентаций, отношений к явлениям и предметам, которая нашла отражение в языке, мифологии, и, в частности, в сказке [6, 10].

2. Основные подходы к психологическому анализу сказок

Бихевиоральный подход рассматривает сказку как описание возможных форм поведения. Чисто прагмастическая сказка может объяснить ребёнку «что будет, если…» Например, сказка «Колобок» объясняет ребёнку, как далеко можно уйти от родителей, а сказка «Золушка» – о значении труда на счастливую жизнь.

Трансактный анализ обращает внимание на ролевые взаимодействия и манипуляции в сказках. Каждый персонаж может описывать реального отдельного человека или отдельную роль, которую может играть человек, или даже брать в основу жизненного сценария. Американский психолог и психиатр Э. Берн описал, как может вести себя в жизни Красная Шапочка или Спящая Красавица. Сказка о хитрой лисе, глупом волке и удачливом зайце может стать описанием обычной семьи, состоящей из мамы, папы и сына. Психосинтез рассматривает героев сказки как субличности, части «Я» одного.

Важной чертой сказки является трансформация. Некто маленький и слабый вначале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного. Это история о повзрослении. К. Юнг – швейцарский психиатр и психолог – основным методом сказки называл процесс индивидуации, то есть, сказка движет ребёнка вперёд, а взрослого возвращает назад, в детство.

Экзистенциальный подход к сказке обращает внимание на такие стороны человеческого бытия, как выбор (стоит герой на распутье – по одной дороге пойдёшь – коня потеряешь, по второй – смерть свою найдёшь, по третьей пойдёшь – себя потеряешь); отношение к смерти, умение принимать решения, способность быть свободным и независимым.

Гипнотическая школа обращает внимание на сходство между наведением транса и прослушиванием, проживанием сказки. Сама атмосфера почти одна и та же: ребёнок, засыпая, слушает сказку от человека, которому он доверяет; речь ритмичная, в ней повторяются непонятные формулы (присказки). Соответственно сказка может не только предлагать, но и внушать модели поведения, ценности, убеждения, жизненные сценарии [9, 307].

3. Психологические механизмы влияния сказки на развитие ребёнка

1. Механизм идентификации. По определению К. Юнга, идентификация – это бессознательная проекция какой-либо личностью себя на нечто иное, будь то другая личность, какое-либо дело, местоположение или что-нибудь другое, способное обеспечить или причину, или способ существования. В русских народных сказках главным героем, как правило, является младший из трёх братьев, дурак, падчерица, т.е. герой, чем-либо обделённый и вызывающий сочувствие и сопереживание читателя. Ребёнку легче отождествить себя с неумелым, внешне неприглядным персонажем, чем с сильным и уверенным в себе героем (как в мифах). Ребёнок может без труда занять позицию героя произведения, пытаться преодолеть стоящие на его пути препятствия. Малышу легче понимать смысл сказки, если он может опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Именно поэтому первые детские книжки должны быть с картинками. В возрасте 2-3 лет ребёнку читают первые сказки – «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», в которых обязательно присутствие маленького съедобного персонажа, героев, олицетворяющих родителей («Жили-были дед да баба…»), и отрицательных персонажей, основная задача которых: «съесть» главного героя. Сказки заканчиваются «не в пользу» главного героя – вытягивают «на свет» репку («Репка»), разбивают родители яйцо («Курочка Ряба»), съедает колобка отрицательный персонаж («Колобок»). Сюжеты этих сказок отражают определённую последовательность событий: рождение («Репка»), взаимоотношения с родителями («Курочка Ряба»), взаимоотношения с незнакомыми («Колобок»). Благодаря сказке ребенок проигрывает ситуацию рождения, разрыва с матерью, ухода от родителей.

Идентификация в форме сочувствия – самая типичная для ребёнка форма отождествления другого с собой и себя с другими [6, 170].

2. Освоение морально-этических норм поведения. В русских народных сказках женский образ наполняется такими качествами, как трудолюбие, домовитость, скромность, терпение («Рукодельница», «Марья-искусница»). Сказки наполнены ситуациями морального выбора. Благодаря сказке ребёнок понимает, что есть добро и что есть зло. Плохой герой совершает отрицательные поступки, хороший – добрые.

3. Решение эмоционально-личностных проблем ребёнка через снятие их уникальности. Персонажи сказок подвергаются испытаниям, они не всегда успешны в своих действиях, что позволяет ребенку прожить эти ситуации вместе с ними.

4. Получение нового опыта через сказку. Сказка предлагает ребёнку различные модели поведения. В результате прослушивания, прочтения или драматизации сказки ребёнок строит внутренние модели внешнего мира. Через сказку он приобретает качества, необходимые для решения трудных ситуаций. В каждой сказке заложено противоречие, столкновение доброго и злого начала. Выход из ситуации зависит от использования различных ресурсов.

5. Катарсис и снятие психоэмоционального напряжения. Сказочные сюжеты представляют метафоры смутных чувств, живущих в душе ребёнка, которые не поддаются эмоциональному выражению. Снятие эмоционального напряжения происходит в следующей последовательности: нарастание напряжения, его пик, расслабление. Сюжет многих сказок построен в этой же логике: встреча с противником, борьба, победа героя. Примерами таких сказок являются «Лягушка-царевна», «Кощей Бессмертный», «Змей-Горыныч».

6. Решение задач возраста посредством сказки. Каждый возраст имеет свою психологическую задачу. Именно поэтому для каждого возраста свои сказки. В 2-3 года (на оральной стадии развития) – стремление к аутоэротическому наслаждению на фоне страха деструктивных влечений отражается в особенностях сказочных сюжетов («Колобок»). В возрасте 4-5 лет при преодолении родительских запретов решаются бессознательные конфликты, попадания в экстремальные ситуации и выход из них. Победа достигается благодаря уму и хитрости главной героини («Маша и Медведь»), содействию помощников («Гуси-лебеди»), помощи со стороны родителей («Волк и семеро козлят»). Эти сказки формируют у ребёнка чувство уверенности в себе, доверие к родителям, умение разрешать трудные жизненные ситуации.

Возраст 5-7 лет связан с появлением Эдипова комплекса и комплекса Электры, с совершенствованием супер-Эго и расширением защитных механизмов Эго. На этой стадии появляются сказки для мальчиков и девочек. В сказках для мальчиков отсутствует мать. Как правило, это сказки об отце и трёх сыновьях. Для девочек – сказки о мачехе и падчерице. В этом возрасте детям обычно читают волшебные сказки. У ребёнка начинает формироваться нравственное сознание; он пытается разобраться в таких категориях, как «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло». Именно среди детей 5-7 лет много ябед. Дети делают это не из вредности, а из желания поставить всё на свои места; если они замечают, что кто-то ведёт себя, с их точки зрения, «неправильно», то торопятся сообщить об этом факте родителям или педагогам. Тем самым они убеждаются в правильности своих моральных суждений. Возраст 5-7 лет также связан сформированием половой идентичности, понимания своей половой принадлежности, основанной не на случайных признаках («я ношу брюки, поэтому я – мальчик»), а на подражании взрослым. Отсюда сказки, адресованные мальчикам: «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и серый волк» и др., и девочкам: «Морозко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Крошечка-Хаврошечка», сказки о мачехе и падчерице. В мачехе проецируется страх и нелюбовь к собственной матери. В сказках присутствует глубокая эмоциональная связь главной героини с отцом и ненавистное отношение к матери. Сказки дают возможность девочке выразить амбивалентные (противоречивые) чувства по отношению к матери.

Таким образом, механизм идентификации как отождествление позволяет ребёнку эмоционально, символически (или иначе) «присваивать» чувства другого, а также переносить свои чувства, ценности и мотивы на другого. Здесь соединяются интериоризационные и экстраризационные механизмы идентификации. Именно во взаимодействии эти механизмы идентификации дают человеку возможность развиваться, рефлексировать и соответствовать социальным ожиданиям общества [6,168].

4. Сказка как метод психологической диагностики

Сказки используются в качестве диагностического инструментария в проективном исследовании. Проективные методики (от латинского «рrojectio» – выбрасывание вперёд) представляют собой специальную технику экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Они отражают как на экране наиболее существенные аспекты личности в их взаимосвязи и целостности функционирования [9, 310].

Проективный метод ориентирован на изучение неосознаваемых или не вполне осознанных форм мотивации и в этом своём качестве является едва ли не единственным собственно психологическим методом проникновения в наиболее интимную область детской психики. Значащие переживания, личностные смыслы и другие образования, в которых проявляется пристрастность психического отражения, не будучи презентированы сознанию, могут не выявляться и при обращении к данным наблюдения поведения. Проективная методика позволяет опосредованно, моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать эти личностные образования, выступающие прямо или в форме различных личностных установок [11, 295].

Сказку, как метод психодиагностики, можно использовать с детьми – дошкольниками, которые уже умеют говорить. Американским детским психологом и доктором Луизой Дюсс был создан эмоционально-личностный тест «Сказка». Детям предлагается незаконченная сказка, которую надо завершить. Ребенок идентифицирует себя с главным персонажем и проявляет свои эмоциональные реакции. При проведении теста создается спокойная, доброжелательная обстановка. Желательно, чтобы ребенок сам попросил рассказать ему сказку. Не следует комментировать ответы ребёнка и торопиться, говоря: «Слушай другую сказку». Если ребёнок проявляет тревогу, эмоциональную напряжённость, слушая сказку, необходимо прервать его и попробовать провести тест в другой раз. Следует обращать внимание на интонацию, темп речи, на поведение ребёнка. Этот тест не так просто поддается интерпретации. Взрослый должен хорошо знать ребёнка, его актуальное состояние, отношения с близкими. Ответы детей делятся на патологические и нормальные. Мы отказались от термина «патологические», так как он кажется нам в данном контексте не совсем правомерным. (Стимульный материал теста представлен в Приложении в чёрно-белом варианте).

Первая сказка: «Птенец».

Цель: выявить степень зависимости ребёнка от одного из родителей или от обоих вместе.

«В гнёздышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, гнёздышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что будет делать птенец?».

Правильные ответы

Ответы, требующие внимания

«Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку», «Полетит к маме, потому что испугался», «Полетит к папе, потому что он сильней», «Останется на земле, будет звать на помощь, и папа (мама) прилетит и заберёт его» и т.д.

«Умрёт во время падения», «Умрёт от голода (холода, дождя…)», «О нём все забудут, и кто-нибудь на него наступит» и т.д.

Позитивные ответы свидетельствуют о том, что ребёнок обладает определённой самостоятельностью, способен принимать решения. Верит в собственные силы, может опираться на себя даже в сложных ситуациях.

Негативные ответы.

Ребёнок характеризуется зависимостью от других людей, в первую очередь своих родителей или тех, кто занимается его воспитанием. Он не привык принимать самостоятельные решения, видит опору в окружающих его людях.

В первые месяцы жизни выживание ребенка всецело зависит от тех, кто о нём заботится. Зависимость для него – единственный способ получения инстинктивного удовлетворения.

Жёсткая зависимость от матери формируется, когда при малейшем крике берут на руки. Малыш быстро привыкает к этому, и не успокаивается ни при каких других условиях. Такой ребёнок, скорее всего, будет привязан к матери, и, даже став взрослым мужчиной, он инстинктивно, бессознательно, будет искать защиты и помощи у матери.

Многое зависит от того, удалось ли ребёнку реализовать свои психологические потребности – в любви, доверии, самостоятельности и признании. Если родители не отказывали ребёнку в признании и доверии, то позднее ему удается выработать навыки самостоятельности и инициативы, что приводит к развитию его чувства независимости.

Другой фактор формирования независимости – в период от 2 до 3 лет у ребёнка развивается моторная и интеллектуальная самостоятельность. Если родители не ограничивают активность ребёнка, то у него появляется самостоятельность. Задача родителей в этот период – отделение и индивидуализация ребёнка, которая позволяет ребёнку почувствовать себя «большим». Помощь, поддержка, но не опёка должны стать нормой поведения для родителей.

Некоторые матери, обладающие тревожным и властным характером, непроизвольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную или болезненную зависимость от себя и даже своего настроения. Эти матери, испытывая страх одиночества, изживают его чрезмерной заботой о ребёнке. Такая привязанность порождает в ребёнке инфантильность, несамостоятельность, неуверенность в своих силах и способностях. К подобным результатам может привести и излишняя строгость отца, который не столько воспитывает, сколько дрессирует ребёнка, требуя от него беспрекословного подчинения и наказывая при малейшем непослушании [19].

Вторая сказка: «Годовщина свадьбы родителей».

Цель: понять, ревнует ли ребенок своих родителей, чувствует ли себя обделённым из-за любви родителей друг к другу.

«Празднуется годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник, пригласив друзей и своих родителей. Во время праздника ребенок встает и один идет на улицу. Что произошло, почему он ушел?»

Правильные ответы

Ответы, требующие внимания

«Пошёл за цветами для мамы», «Пошёл немного поиграть», «С взрослыми стало скучно, он решил поиграть один (или с друзьями)» и др.

«Ушёл, потому что разозлился», «Хотел остаться один», «Никто не обращал на него внимания, и он решил уйти».

Отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребёнка. Недостаток опеки и контроля негативно сказывается на детях. Если родители проявляют к ребёнку недостаточно интереса, а забота и внимание носят формальный характер, то такая невключенность ребёнка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенной потребности в любви и привязанности.

При сильной привязанности супругов друг к другу ребёнок вытесняется из семейной общности и остается существом, от которого в их глазах ничего не зависит.

Третья сказка: «Ягненок».

Цель: анализ детских переживаний, связанных с отнятием ребёнка от груди. Второй вариант сказки даёт возможность проанализировать наличие (или отсутствие) чувства ревности к младшему брату (сестре).

«Жила-была овца со своим ягнёнком. Ягнёнок был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покормить его. Что делать ягнёнку?».

Правильные ответы

Ответы, требующие внимания

«Будет есть больше травки», «Заплачет, а потом станет есть больше травки», «Пойдет к другой овечке и попросит у нее молока».

«Умрёт от голода», «Пойдёт к другой овце и больше не вернётся к своей маме»; «Будет так сильно плакать, что мама достанет где-нибудь молока и принесёт ему».

Рассказывается та же история, но после фразы «…он очень любил» следует: «Однажды маме принесли другого, совсем маленького ягнёнка, который пьёт только молоко, потому что ещё не умеет есть травку. Тогда мама говорит старшему ягнёнку, что ему придется обойтись без молока, потому что у неё не хватит молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен есть только травку. Как поступит ягнёнок?»

Правильные ответы

Ответы, требующие внимания

те же, что в первом варианте и «Постарается есть меньше молока и больше травки», «Немного покапризничает, но полюбит маленького ягнёнка» и т.д.

те же, что и в первом варианте и «Постарается прогнать маленького ягнёнка», «Найдет другую маму для маленького ягнёнка», «Будет бить маленького ягнёнка».

Четвертая сказка: «Похороны».

Цель: выявление отношения ребенка к смерти, а также к агрессивности и стремлению к разрешению конфликтов смертью.

«По улице идет похоронная процессия, и все спрашивают, кто умер. Кто-то показывает на один из домов и говорит: «Умер человек, который жил в этом доме». «Кто же умер?»

Правильные ответы

Ответы, требующие внимания

«Незнакомый человек.», «Дедушка (бабушка) какого-то ребёнка», «Человек, который был очень болен», «Старик (старушка)» и т.д.

«Мальчик (девочка)», «Папа (мама) одного ребенка», «Младший (старший) брат (сестра) одного ребенка» и т.д.

Пятая сказка: «Страх».

Цель: выявить характер, содержание и направленность детских страхов.

«Один мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он боится?»

Правильные ответы

Ответы, требующие внимания

«Вёл себя плохо и теперь боится наказания», «Боится темноты», «Боится какого-то животного», «Он не боится, а просто пошутил».

«Боится, что придет вор и ударит его ножом», «Чудовище хочет его съесть, потому что он плохой мальчик», «Боится дьявола». Эти и аналогичные ответы надо обсудить с ребенком, уточнить, что он имел в виду, когда говорил о чудовищах, дьяволах. Голос взрослого должен быть спокойным, вселяющим в ребёнка уверенность.

Шестая сказка: «Слоненок»

Цель: определить, не возникает ли у ребенка проблем в связи с развитием сексуальности, выявить трудности, возникающие в психоэмоциональном развитии мальчика. Более конкретная цель: выявить его отношение к комплексу кастрации.

Согласно детскому взгляду на сексуальность, пенис есть у всех людей. Столкнувшись с анатомическим различием между полами, мальчик объясняет его кастрацией, которая осуществляется отцом в качестве наказания за сексуальную активность. В результате у него возникает страх быть кастрированным. Девочка же ощущает скорее нехватку пениса, объясняя это несправедливостью.

«У одного мальчика есть слонёнок, очень приятный, с хорошеньким хоботком. Однажды, войдя в свою комнату, мальчик видит, что в слонёнке что-то изменилось. Что у него изменилось и почему?»

Правильные ответы

Ответы, требующие внимания

«Слонёнок в шутку перекрасился в другой цвет», «Он не изменился, он просто вырос», «Он ушёл, потому что ему надоело сидеть в закрытой комнате» и др.

«Слонёнок вёл себя плохо, поэтому у него отвалился хобот», «Хобот ему мешает, и он не знает, что делать», «Слонёнок умер» и др.

Рекомендуется задать уточняющие вопросы, чтобы ребёнок объяснил придуманное им окончание истории, рассказал, в чём заключается плохое поведение слонёнка, за что его наказали, кто мог обидеть слонёнка или самого ребёнка и т.д.

Каждый ребёнок в определенный период начинает играть со своими половыми органами. В этот период его стремление направлено на изучение различий между полами. Он с удовольствием демонстрирует свои половые органы другим детям, и требует того же взамен. Его страсть задавать вопросы, на что часто жалуются родители, основана как раз на взаимосвязи проблемы различий между полами происхождения детей, которую он так или иначе смутно чувствует. В 4-5 лет ребёнок ведёт себя так, будто не существует ничего важнее, чем следование собственным желаниям и инстинктам, в то время как родители пытаются запретить ему проявлять интерес к телу и играть его частями. Но в раннем детстве эти дарящие удовольствие области тела несут в себе определённое значение. Полученное с их помощью чувственное удовольствие служит подготовкой и предварением будущего полового акта.

Относительно страха кастрации. Он возникает в силу того, что родителям известны только два способа пресечения предосудительного детского поведения. Они могут предупредить ребёнка: если не прекратишь сосать большой палец, мы его отрежем; эта угроза с незапамятных времен повторяется в разных вариантах. Смысл всегда в этом один – напугать ребёнка нанесением серьезной травмы необходимой и наиболее высоко ценимой части тела, что вынуждало его отказываться от удовольствия, которое она ему доставляла. Или родители могут прибегнуть к другому варианту и сказать: если ты будешь это делать, мы не будем любить тебя, тем самым, угрожая ребёнку возможностью потери родительской любви. Эффективность обеих угроз обусловлена полным бессилием и беспомощностью ребёнка перед всемогущим миром взрослых и его исключительной зависимостью от родительской опеки.

Седьмая сказка: «Песочный домик»

Цель: анализ характера отношения ребёнка к вещам, которые он воспринимает как свою собственность. Предлагается детям 2-4 лет.

«Один мальчик построил из песка красивый домик, довольно просторный, чтобы можно было играть там одному. Он построил его сам и очень гордился этим. Мама просила подарить ей домик, потому что он ей понравился. Как поступит мальчик, оставит домик себе или подарит маме?»

Правильные ответы

Ответы, требующие внимания

«Немножко поиграет, а потом подарит маме», «Поделит с мамой», «Отдаст маме, но иногда будет просить обратно, чтобы поиграть».

«Захочет оставить себе, потому что домик очень красивый», «Поиграет, а потом разрушит», «Будет жить в домике всю жизнь».

Восьмая сказка: «Прогулка»

Цель: анализ характера отношений ребёнка с родителем противоположного пола («эдиповы» отношения) и соперничества с родителем своего пола.

Лучше, если эту сказку зачитает для ребенка родитель противоположного пола.

«Один мальчик ушёл с мамой погулять в лес, они очень довольны. Возвращаясь домой, они видят, что у папы изменилось выражение лица. Какое выражение лица у него и почему?» (Девочке рассказывается, что одна девочка пошла погулять с отцом…) (Приложение №6).

Правильные ответы

Ответы, требующие внимания

«У него довольное лицо, потому что они вернулись домой», «У него было сердитое лицо, потому что они долго отсутствовали и он беспокоился за них» и др.

«Он заболел, пока они отсутствовали», «Он плакал, потому что боялся, что они больше не вернутся», «Он рассержен, потому что тоже хотел пойти на прогулку, но мальчик был против» и т.д.

До трёх лет любовь мальчика к своей матери определяется зависимостью от неё. Но в дальнейшем его любовь приобретает романтический характер, напоминая те чувства, которые испытывает к ней отец. Четырёхлетний ребёнок может, например, заявить, что он обязательно жениться на своей матери, когда вырастет большой. Он абсолютно уверен, что его мать – самая красивая и лучшая женщина на свете. Стремление безраздельно владеть предметом своей любви – матерью – и нежелание ни с кем его делить соседствует с чувством ревности к отцу. Ребёнок воображает, что его отец тоже испытывает чувство ревности и раздражения по отношению к нему, и это порождает смешанное чувство любви, ревности и страха. Он пытается вытеснить эти мысли, и, возможно, это становится причиной страшных снов, которые часто мучают мальчиков в этом возрасте. Ребёнок ненавидит отца как соперника, который закрепил за собой право обладания матерью. Но в то же время он любит его и восхищается им, потому что всегда может рассчитывать на его помощь, верит в его могущество, и больше всего на свете хочет быть похожим на него. Возникает неразрешимая проблема, заключающаяся в том, что чувства любви и восхищения у него вызывает тот человек, которого он одновременно ненавидит, и которому желает смерти.

Позитивная сторона этого феномена в том, что сильные романтические привязанности к матери помогают духовному развитию детей, и способствуют развитию здорового отношения к противоположному полу. С другой стороны, благодаря усиленной идентификации с отцом усиливается мужественность характера мальчика.

Девятая сказка: «Новость»

Цель: выявление скрытых желаний ребенка, неосознанных страхов и тревожности.

«Один мальчик возвращается с прогулки (со двора, от друзей или родственников, выбирается ситуация, наиболее подходящая для конкретного ребёнка), и мама ему говорит: «Наконец-то ты пришёл. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?

Правильные ответы

Ответы, требующие внимания

«Вечером придут гости», «Мама узнала что-то важное по радио и телевидению», «Кто-то позвонил и сообщил приятную новость (пригласили в гости, на день рождения, кто-то выздоровел и т.д.)» и др.

«Кто-то в семье умер», «Мама хочет что-то запретить мальчику», «Мама сердится, потому что мальчик опоздал» и др.

Десятая сказка: «Плохой сон»

Цель: обнаружить связь с ответами в других сказках.

«Однажды утром один мальчик резко просыпается и говорит: «Я видел очень плохой сон». Какой сон увидел мальчик?» (Приложение №8).

Правильные ответы

Ответы, требующие внимания

«Я не знаю», «Ему приснилось, что он заблудился», «Ему приснилась Баба-Яга (Кощей Бессмертный), «Ему приснился страшный фильм» и т.д.

«Ему приснилось, что папа (мама) умерли», «Ему приснилось, что он умер», «Ему приснилось, что его хотели бросить под машину» и т.п.

Анализируя ответы в этой сказке, мы стараемся понять, не проявляются ли в ней те же чувства (страхи, тревоги), что и в предыдущих. Ведь плохие сны снятся иногда всем.

Данные приведенного теста нельзя воспринимать однозначно. Необходимо иметь как можно больше дополнительных источников информации о ребёнке.

Заключение

В результате анализа теоретической литературы было выявлено, что сказка как метод психодиагностики, основан на феномене проекции. Это приём исследования тех глубинных индивидуальных особенностей личности ребёнка, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу. Посредством сказки испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, его мыслей и чувств. Специфика данного метода состоит в его направленности на выявление, прежде всего, причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты). Условием данного метода исследования является неопределенность тестовой ситуации. Это способствует снятию давления реальности, личность в таких условиях проявляет не конвенционные, а присущие ей способы поведения.

Диагностический эффект в процессе рассказывания сказки достигается за счёт того, что:

1) образный мир сказок позволяет ребёнку идентифицировать себя с персонажем сказки. Дети в большей степени склонны идентифицировать себя с животными, нежели с людьми. Это предположение впервые стало возможным благодаря истории маленького Ганса, описанной З. Фрейдом в «Анализе фобии пятилетнего мальчика»;

2) ребёнок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них;

3) предлагаемые ребёнком ответы на вопросы взрослого позволяют сделать заключение об актуальном эмоциональном состоянии ребёнка и его фантазиях по поводу дальнейшего развития ситуации.

Таким образом, сказка как метод, является важнейшим психодиагностическим инструментом познания личности ребёнка.

5.0
dotcent
Образование: кандидат технических наук (КубГТУ) + магистр бизнес-информатики (КубГУ) Опыт работы: заведующий кафедрой информационных технологий (ИМСИТ), доцент кафедры ИТ, доцент кафедры Менеджмента