Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

ФИЛИАЛ ОУ ВО “САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА”

в г. КАЛИНИНГРАДЕ

Контрольная работа

по дисциплине “Психологическое консультирование “

на тему: “Прогностические возможности сказкотерапии”.

Студентки 1 курса

Факультета психологии

Группы 81 ВПБ Марковой И.В.

Преподаватель

К. п. н. Баркаева И.Л.

Калининград 2016 г.

Содержание

  • Введение
  • 1. Определение понятия “сказкотерапия”. Типология сказок
  • 2. Функции сказок в сказкотерапии
  • 2.1 Диагностическая функция сказки в сказкотерапии
  • 2.2 Прогностическая функция сказки в сказкотерапии
  • 3. Расшифровка сказок как творческий процесс. Пример расшифровки русских народных сказок
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Введение

Детство каждого ребенка неразрывно связано со сказками. Мы слушаем истории об удивительных приключениях фантастических героев и трудной дороги к счастью Принцессы на горошине; переживаем события сложного жизненного пути Колобка так же, как чуть позднее идем за Иванушкой спасать Василису. Это господство сказочных историй в мире детства неслучайно.

Издревле через сказки взрослые передавали жизненную мудрость младшему поколению еще тогда, когда не было школ и специальных образовательных программ. Сказки учили основным законам жизни и нравственным нормам поведения, развивали внутренний мир ребенка, в зашифрованном виде передавая духовные знания. Сказка символична по своей сути и обращается сразу к бессознательной части психики, минуя ненужный контроль и излишний анализ. Поэтому дети настолько охочи до сказок. Они тоже говорят на языке образов и метафор, и не задумываются о логичности услышанного. Для детей сказка – самый лучший способ познавать окружающий мир.

Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

И все же, не только детям сказка может быть полезной. Часто взрослея мы забываем как это – читать и сочинять сказки с удовольствием, лишая себя таким образом целого ряда переживаний. В тоже время, в каждом из нас сидит внутренний ребенок – творческий, жаждущий исследовать мир и способный давать нам энергию. Он совсем не прочь еще раз погрузиться в разноцветную страну сказок.

Однажды психологи поняли это и превратили сказку в специальный метод психологии, в дальнейшем развив его в целое направление – сказкотерапию. Сказкотерапия, как ясно из названия, занимается лечением человеческих душ с помощью сказки, используя ее метафорические ресурсы; главный способ воздействия в сказкотерапии – это образ. Сказкотерапия опирается на два постулата – 1) сказка сама по себе является мощным терапевтическим оружием, ведь она взаимодействует с глубинными слоями психики 2) все люди умеют писать сказки, потому что каждый в детстве имел опыт сочинения историй, и надо эту способность только разбудить.

В данной контрольной работе мы проанализируем понятие “сказкотерапия”, разберем функции сказок, применяемых в сказкотерапии, рассмотрим некоторые методы работы со сказкой.

1. Определение понятия “сказкотерапия”. Типология сказок

Сказкотерапия – это активно развивающееся направление в психотерапии. По словам Станислава Раевского, известного российского психолога – аналитика, “сказка помогает психотерапевту и его клиенту разговаривать на одном языке, дает общую систему символов. Иногда очень многое можно понять, просто спросив человека, какая у него любимая сказка”.

В информационных источниках определение “сказкотерапия” используют в разных контекстах, т.к. сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.

Дадим несколько определений понятию “сказкотерапия” в зависимости от области использования.

Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта “из уст в уста”. Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия – это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Это древнейший способ социализации и передачи опыта.

Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

Сказкотерапия как повествование, рассказ, нарратитв. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз.

Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Сказкотерапия – это некий процесс самостоятельного написания сказок, обсуждение уже существующих или драматизация, инсценирование их, направленный на лечение и помощь клиенту. Все это затрагивает несколько важных уровней психики человека: проявляются социальные установки и архетипы, выходят наружу какие-либо детские переживания и тревоги, а также выявляются и активизируются актуальные желания и намерения человека на данном этапе жизни (то есть можно ясно рассмотреть, какие в данный момент у него существуют тревоги, основные переживания и чем вообще он сейчас живет, чем поглощен). В результате создаются благоприятные условия, в которых клиент практически самостоятельно находит решение своих жизненных трудностей и проблем.

В отечественной психологии исследованию сказок посвятили себя Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, С.А. Черняева, А.В. Гнездилов. Ими собран и обработан огромный сказочно – метафорический материал, как авторских, так и дидактических сказок, историй, притч, который используется не только психологами, но и педагогами в учебно-воспитательном процессе

С методологической точки зрения, сказкотерапия является направлением практической психологии, которое использует как основной инструмент метафорические ресурсы сказки, чтобы наиболее мягко и эффективно отразить еще не осознанное пространство внутреннего мира клиента и дать возможность “встретиться” с ним в “безопасной” форме, либо с целью еще более глубинного познания своей личности клиентом, либо даже с целью коррекции нежелательных и деструктивных проявлений в его жизни.

В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая включает в себя художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.

В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

В связи с этим ею выделяются четыре этапа в развитии сказкотерапии (в историческом контексте):

1 этап – устное народное творчество;

2 этап – собирание и исследование сказок и мифов (К.Г. Юнг, М.-Л. фон Франц, Б. Беттельхейм, В. Пропп и др.);

3 этап – психотехнический (применение сказки как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности);

4 этап – интегративный, связанный с “формированием концепции комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков

Как справедливо указывает сама Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, художественные сказки имеют и дидактический, и психокорреционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

Сказкотерапия – это молодое, современное и перспективное направление в практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношен

Часть работы скрыты для сохранения уникальности. Зарегистрируйся и получи фрагменты + бесплатный расчет стоимости выполнения уникальной работ на почту.

ия с окружающими.

Сказка в сказкотерапии обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.

Рассмотрим эти функции.

2. Функции сказок в сказкотерапии

2.1 Диагностическая функция сказки в сказкотерапии

Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка или взрослого человека. Инструкции, которые предъявляются ребенку в данном случае, например, такие: “Сочини сказку о мальчике пяти лет (возраст ребенка)”, “Сочини любую сказку”. Затем психолог проводит анализ сказки. Ниже будет приведен пример (алгоритм работы) педагога – психолога и примеры разбора народных сказок

Взрослого человека можно попросить назвать любимую сказку или первую которая пришла на ум. Взрослому обычно задают несколько таких, например, вопросов:

“Почему именно эта сказка?”

“Какой персонаж наиболее симпатичен и какой наименее и почему?”

“Как это похоже на твою жизнь?”

Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы как ребенка, так и взрослого человека. Также сказка может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка или взрослого, о которых он не хочет или не может говорить вслух. Например, проверить отношение ребенка-дошкольника к разводу родителей или как складываются у него отношения с детьми в саду или одноклассниками. Или выявить причину межличностного конфликта у взрослого человека. Через сказку можно проверять множество гипотез, возникающих у терапевта в результате работы Диагностические возможности сказки

Сказкотворчество дает редкую возможность подступиться к индивидуальной жизни души. Это верно во всех случаях, однако докопаться до этого смысла практически очень трудно. Это требует не только большого опыта и такта, но и знания.

Основные способы психодиагностики взрослого клиента с помощью сказки, применяемые в работе психолога следующие:

Рассказываем сказку и отслеживаем его реакции. Для этого необходимо погрузить клиента в сказку, ввести в состояние, подобное легкому трансу. Это достигается многочисленными повторами, распевами и ровностью голоса, использованием красочных речевых оборотов, затейливых присказок и концовок, приемами НЛП.

Психолог должен наблюдать, как клиент реагирует на те или иные поступки героев, для того, чтобы выявить ценностные представления, страхи; отследить позы, движения, мимику. Кроме комментариев клиента необходимо истолковывать невербальные сигналы, чтобы выявить наиболее значимые места.

Необходимо обращать внимание на шутки и смех, на тревогу, на те моменты, которые вызывают особый интерес или, наоборот, не привлекли внимания, на комментарии по ходу рассказа. Следует отметить, с кем из героев сказки себя идентифицировал человек; догадаться об этом нетрудно по личностным реакциям, то есть проявляемым эмоциям.

Просим рассказать любимую сказку или рассказ, или наиболее запомнившуюся. В данном случае мы исходим из положения, что сказки, прочно закрепившиеся в душе человека, являются плодами родительских предписаний и лежат в основе жизненных сценариев.

Любимая сказка, чаще всего, представляет собой грубо упрощенный жизненный сценарий и, выявив, с кем из героев – Героем или Неудачником – идентифицирует себя клиент, можно определить его “программу” на всю сознательную жизнь.

При работе с клиентом психолог исходит из необходимости искать именно тот мир, или ту волшебную сказку, которым следует пациент. И чем более мы к ним приближаемся, тем лучше для клиента. Однако когда к психотерапевту обращается взрослый человек, его жизненный сценарий достаточно трудно переделать. Поэтому диагностическую и коррекционную работу начинать желательно как можно раньше (еще с ребенком): когда ребенок только усвоил мифы и сказки, и делает “первые в них шаги”. К тому же работа с ребенком легче для психолога еще и потому, что его психологические защиты не стали “закостенелыми”, а выражение своих чувств и эмоций не столь сильно сдерживает “родительский контроль”, поэтому проекция является более пропорциональной и, следовательно, менее искаженной. Тем не менее использование сказки в психотерапии взрослых не теряет своей эффективности, но соответственно претерпевает некоторые изменения по сравнению с детской сказкотерапией.

Просим клиента придумать и рассказать историю, сказку. Именно этот способ работы со сказкой дает самый богатый материал для диагностики.

Тут психологу следует не только отслеживать реакции клиента, но и сделать полный анализ продукта творчества – сказки, которую можно условно отнести к художественному произведению, автор которого комбинирует образы не случайно, как во время сновидения или бессмысленного мечтания. Напротив, сказка следует внутренней логике развиваемых образов, а внутренняя логика обусловлена той связью, которую устанавливает произведение между своим миром и миром внимания.

a. Терапевтическая функция сказки в сказкотерапии.

Коррекционные сказки используются для того, чтобы помочь клиенту увидеть, осознать его собственные старые, возможно разрушающие его психику и здоровье действия, и самостоятельно смоделировать новые, наиболее подходящие ему самому в данный период времени, гармонично встраивающиеся в его развитие.

Путем сказочной истории до ребенка доносится информация о ситуации, в которой он оказался, и возможных вариантах ее последствия. Смысл подобных сказок в том, чтобы сначала продемонстрировать неэффективное поведение и его результаты, а потом предложить эффективное, показав его преимущество

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния па поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается “замещение” неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено но возрасту (примерно до 11 – 13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).

Создать психокоррекционную сказку нетрудно, и многие писатели, сами не осознавая этого, сочиняют их блестяще.

Алгоритм психокоррекционной сказки:

1. В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.

2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, что-бы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

3. Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.

4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает “фигуру психотерапевта” – мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и пр. Наша задача, через сказочные события показать герою ситуацию с другой строны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем. “Увиденное в правильном свете, все является благом” – эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку.

5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину “плохого” поведения. Обычно их пять.

Ребенок ведет себя плохо, если:

1. Желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания;

2. Желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в психокоррекционной сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана с выраженными лидерскими качествами): хороший предводитель прежде всего заботиться о своих друзьях;

3. Желает за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения;

4. Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха;

5. У него не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор стиля поведения за ним.

В создании психокоррекционных сказок нам поможет наш жизненный опыт. Ведь многие ситуации уже пережиты нами в детстве и мы можем поделиться этим с ребятами в сказочной форме.

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Даже если он не проявил восторгов по поводу сказки, она все равно попала в его душу, и через некоторое время его поведение изменится. Нам остается только подождать.

Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать “сказочный урок”, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.

Рассмотрим некоторые методы работы со сказкой, используемые педагогом-психологом при коррекционной работе с детьми.

Анализ сказки.

Использование данного метода учит думать, разбираться в скрытых механизмах происходящего, абстрагироваться от поверхностных смыслов, дает возможность высказаться и быть услышанным. Метод заключается в том, что после прочтения сказки предлагается обсудить ее сюжет по заданным вопросам.

Формула для составления вопросов следующая:

1) что и почему происходит? О чем эта сказка? Чему она учит? Отчего герой совершал те или иные поступки? и т.д.

2) что было бы, если.? Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь? Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои? и т.д.

3) Что в этой сказке похоже на нашу жизнь?

Сказочные задачи.

Сказочные задачи дают возможность рассмотреть явление со множества сторон, служат для нахождения нескольких решений внутренних проблем и разрешений различных жизненных ситуаций. Сказочные задачи можно придумать самим или предложить уже готовые, например: в сказке царевна-несмеяна ставится задача – почему царевна не хотела смеяться и что надо сделать, чтобы ее рассмешить. Ребенок высказывает свою проблему, а придумывая способ как рассмешить, находит выход для себя. Таким образом, процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка и адаптирует к ситуации, а учителю позволяет диагностировать и корректировать психологические проблемы.

Рассказывание сказки. Решаются задачи: выявление актуальной проблематики ребенка; развитие речи, памяти, внимания, фантазии, воображения, умения слушать другого. Метод основан на том, что либо рассказчик сознательно расставляет акценты с целью развития сознания, либо рассказчик бессознательно снижает акценты в сказочных ситуациях, что помогает понять причины своих затруднений, осознать проблему. Рассказывание сказок может быть:

1) рассказчик педагог от 3 лица – группе детей

2) Рассказчик педагог – одному ребенку

3) рассказывание известной сказки группой детей по кругу

4) рассказывание известной и придумывание к ней продолжения

5) рассказчик педагог от первого лица – группе детей

6) рассказывание сказки от 1 лица детьми

7) рассказывание сказки от имени различных персонажей.

Сочинение сказки.

Сочинение волшебной сказки помогает рассмотреть одно и то же явление с разных сторон, проиграть многие модели поведения и найти выход, может корректировать неадекватное поведение детей. Сказка может сочиняться устно, с использованием игрушки, быть нарисованной отдельно каждым ребенком или в группе. Художественные сказки бывают с полным и неполным сюжетом. Полный сюжет включает 7 этапов, которые в “полной волшебной сказке” тесно связаны со становлением личности человека. Кроме того, в каждой конкретной ситуации человек может находиться на любом из сказочных этапов, которые соответствуют степени решения данной проблемы.

7 сказочных этапов (алгоритм построения сюжета):

1) Происхождение главного героя, его жизнь в отчем доме

2) расставание с родительским домом

3) Выбор пути, проверка на доброе сердце

4) Борьба и победа

5) Возвращение домой, трудности обратного пути

6) Прибытие домой

7) Свадьба, коронование.

Мы описали методы диагностической и коррекционной работы психолога в сказкотерапии при работе со взрослым человеком и при работе с ребенком. Как видно из описания этих двух методов разница между детской, взрослой и подростковой сказкотерапией лишь в проблемах, желаниях и тревогах, которые затрагиваются каждым из этих возрастов. В одной и той же истории каждый человек, как взрослый так и ребенок сможет найти что-то свое, подставить свои образы, избавиться от ненужных тревог и отыскать решения своих проблем. И тем не менее очень важно, чтобы каждая сказка непосредственно относилась к жизненной ситуации определенного человека, к решению его проблем, созданию в его воображении нужных позитивных образов и реализовывала желаемые намерения.

Итак, функции терапевтических сказок:

Сказка восполняет пробелы индивидуальной истории клиента и дополняет ее общечеловеческой информацией.

Сказка позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории.

Сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение.

Сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним.

Сказка является символическим “буфером” между клиентом и сказкотерапевтом. Благодаря этому сопротивление клиента сглаживается и энергия направляется на размышление.

Сказка служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций.

Сказка формирует веру в позитивное разрешение проблемы (правда, для того чтобы это увидеть, часто требуется отойти от стереотипов обыденного сознания).

Сказка имеет древнейшие корни в человеческой истории и культуре. В ее сюжетах обычно собиралась вся мудрость и опыт того или иного народа, в мифах или притчах можно увидеть не только фиксирование какой-то проблемы, но и ее решение.

Следует отметить, что диагностические и коррекционные, впрочем как прогностические функции сказок тесно взаимосвязаны и в результате разбора одной сказки, как правило, отслеживаются все три ее функциональные направленности.

2.2 Прогностическая функция сказки в сказкотерапии

В том случае, когда диагностируется потенциальное развитие событий, можно говорить о прогностической функции диагностической сказки. В этих сказках, будто матрешка в матрешке, раскрываются суть и особенности будущего жизненного сценария человека. Прогностическое направление диагностирует возможное развитие событий на основе анализа диагностической сказки, когда максимально полно раскрываются суть и особенности жизненного сценария клиента в перспективе.

3. Расшифровка сказок как творческий процесс. Пример расшифровки русских народных сказок

В одной и той же сказке можно увидеть много разных смыслов. Потому то много мнений, и многие из них противоречат друг другу. Чтобы правильно рассказывать детям сказки, нужно понимать о чем они. Попробуем расшифровать некоторые русские народные сказки и понять, какой же смысл народ в них заложил.

Колобок

Кто такой Колобок? Это маленький ребенок, который поскорей желает узнать устройство жизни. Его дорожка в лесу, по которой он катится, ничто иное как жизненный путь с испытаниями. Самый главный урок этой сказки в том, что колобок, не спросив разрешения взрослых, ушел из дома.

И, конечно, именно поэтому сказка так плохо для него закончилась. Мир огромен, он и хорош и прекрасен, но в нем есть и опасность, нужно быть внимательным и слушаться старших, тогда опасность минует тебя.

Кроме того, обратите внимание на речь колобка, его самоуверенность – она очень точно передает завышенную самооценку дошкольника. Самоуверенный он теряет бдительность и попадает в опасность.

Также можно обратить внимание на то, что наш колобок использует одну и ту же модель поведения со всеми, ведь она была успешной. Дети в коллективе занимают каждый свою позицию и прекрасно себя в ней чувствуют, но появляется, например новый лидер и популярность первого заметно снижается. Потерял бдительность колобок из-за своих успехов, не разглядел в лисе опасности и вот – уже съеден (свергнут). Жизненный урок кроется в том, чтобы вовремя сменить позицию, выбрать оптимальную для новой ситуации. Хорошо тренируют ребенка в этом плане театральные постановки. Сегодня ты играешь за волка, завтра за поросенка.

С другой стороны, мы видим, что колобок несет в себе свое предназначение, а оно заключено в том, чтобы быть съеденным.

Ведь бабушка его для этого испекла. И колобок его выполнил. А жизненный урок в том, что у каждого есть свое предназначение и он должен его выполнить.

Для более взрослого ребенка, например младшего школьника, к этим первым урокам добавляется новый. Заключается он в том, что придет время и ты сам отправишься исследовать мир, и на пути тебе будут встречаться разные типы людей. Сказка предупреждает, что есть люди-зайцы, люди-волки, люди-медведи, а еще есть самые сложные – люди-лисы. Будь внимателен, изучай людей, приглядывайся к ним, меняй свои позиции общаясь с каждым из них, но держи в себе свой стержень, свою изюминку.

Есть и другой вариант. Как говорят исследователи, сказки “Колобок” и “Репка” – астрологические сказки. Они – о луне, которая вначале превращается в месяц, а потом наоборот. Оказывается, в сказке про Колобка в первоначальном варианте каждое животное откусывало от колобка по кусочку. Так круглая луна становилась все меньше и меньше. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка осталась одна горбушечка. “Ам” – и она исчезла…

Репка

Традиционное толкование сказки: в большом деле важна взаимовыручка и взаимопомощь. Не стоит пренебрегать даже малой помощью мышки – и она может пригодиться. Вместе дружно можно справиться с любой задачей.

Есть вариант, что это еще одна астрологическая сказка о луне, только в обратном направлении. Месяц постепенно превращается в полную луну. Ребенок начинает фантазировать: глядя на небо, он представляет себе колобка или репку. Окружающий мир для него становится сказочным.

Сказкотерапия позволяет свободно синтезировать и применять техники других направлений психотерапии: психодраммы, гештальт-терапии, арт-терапии, песочной терапии и пр.

сказкотерапия прогностический коррекционный диагностический

Поэтому, по мнению Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой, когда говорят о том, что сказкотерапия – это лечение сказками, имеют в виду совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются на данный момент психотерапевтическими.

Но для того, чтобы эффективнее проходила коррекционная работа и не причинила вреда, дала качественные результаты, нам необходимо знать индивидуальные особенности возраста, с которым работает психолог, новообразования возраста, социальную ситуацию развития, интеллектуальный уровень клиента.

Заключение

Сказкотерапия – это один из наименее травмоопасных и наиболее безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому, что именно с помощью сказок (или под их влиянием) формируется жизненный сценарий и, соответственно, с помощью сказки можно проходит переосмысление, трансформацию и преображение внутреннего и внешнего мира, осмысление своего прошлого и моделирование лучшего будущего

Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Сказки бывают: художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.

Сказка выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.

Диагностическая сказка с успехом используется психологами, предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения.

Ведущими идеями сказкотерапии являются:

1) осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни;

2) понимание причинно-следственных связей событий и поступков;

3) познание разных стилей мироощущения;

4) осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;

5) внутреннее ощущение силы и гармонии.

Как и в любом направлении, возможности комплексной сказкотерапия изучены не достаточно полно, открываются новые перспективы, появляются новые методы, дорабатываются уже имеющиеся приемы.

Сказкотерапия – перспективное направление практической психологии.

Список используемой литературы

1. Вачков, И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. – М.: Ось-89, 2001.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.,: Издательство: Речь, 2007, ISBN: 5-9268-0407-819

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии,.: СПб., 2006

4. Пономарева, В.И. Там, на неведомых дорожках. Из практики сказкотерапии / В.И. Пономарева. – М.: Академический проект: Альма Матер, 2008.

5. Соколов, Д.Ю. Книга сказочных перемен / Д.Ю. Соколов. – М.: Класс, 2005.

4.94
user895282
Работы пишу довольно быстро и грамотно, умею находить информацию, в том числе статистику, быстро делаю переводы, эссе и статьи пишу интересно. Эрудированна. Ориентируюсь на хороший результат и довольство заказчика.